Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:10, реферат
Проблема детского травматизма и его профилактики привлекает внимание работников здравоохранения, как в России, так и за рубежом. В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой, к которой должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, но и общественности, педагогов, психологов, социологов, градостроителей и, конечно, родителей и самих детей.
Профилактика детского травматизма
Проблема детского травматизма и его профилактики привлекает внимание работников здравоохранения, как в России, так и за рубежом. В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой, к которой должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, но и общественности, педагогов, психологов, социологов, градостроителей и, конечно, родителей и самих детей.
Детский травматизм — это внезапно возникшие повреждения, вызванные внешним воздействием и встречающиеся среди детей разного возраста в аналогичных условиях быта, проведения досуга, обучения и воспитания. Показатель рассчитывается на определенное число детского населения (обычно на 1000).
Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка. Дети 5—6-месячного возраста тянут в рот любой предмет, который способны удержать в руке, этим объясняются частые попадания инородных тел в дыхательные пути. Для детей конца первого года жизни характерны падения с кроватей, диванов, стульев, так как в этом возрасте они начинают проявлять инициативу и вести более активный образ жизни при несформировавшейся координации движений. У детей 1—3 лет движения становятся увереннее, увеличивается подвижность и, как следствие, чаще встречаются падения с высоты (подоконников, лестниц) и ожоги. В дошкольном и младшем школьном возрастах дети много времени проводят во дворе и на улице, появляется много источников новых травм: падения в ямы, люки, со строительных лесов, драки и особенно дорожно-транспортные травмы.
Анатомо-физиологические особенности детского организма обусловливают и особенности характера повреждений по сравнению со взрослыми. Ростковые хрящевые зоны костей служат амортизатором при травме, поэтому у детей бывают переломы, не встречающиеся у взрослых. Вегетативная нервная система детей более лабильна (неустойчива), поэтому травмам у детей чаще сопутствуют коллапс и шок. У детей чаще, чем у взрослых, возникают сотрясения головного мозга, а из-за особенностей строения черепа симптомы отека мозга проявляются позже. У детей кожа более ранима, поэтому ожоги чаще бывают II—III степени.
В общей структуре травматизма у детей
В практической работе врачей
и в официальных статистических
отчетах лечебно-
Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение их причин, которые в значительной мере определяются видом травматизма.
К бытовым относятся травмы, полученные детьми в квартирах и других помещениях жилого дома (на лестнице, в ванной, в коридоре), во дворе, в саду, парке, на берегу водоема и т. д. Это наиболее часто встречающиеся травмы, на их долю приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при бытовых травмах являются:
Большинство бытовых травм происходит в период с 15 до 21 часа (42,6 %), в весенние (33 %) и осенние (29,1 %) месяцы, в рабочие дни (от 16,7 % в понедельник до 13,9 % в четверг).
Основными факторами, определяющими бытовой травматизм, являются:
• отсутствие надзора за детьми в часы их досуга;
• недостаточная воспитательная работа среди детей;
• недостаток оборудованных мест для игр детей (площадок, парков, детских комнат и др.);
• технические погрешности в устройстве ограждений на высотах.
Дети часто проводят время в местах общего пользования: в коридорах, на лестничных площадках, в кухнях, где подвергаются опасности травмирования (падение с лестниц, ожоги, ушибы о выступающие части мебели, резаные раны при неумелом обращении с ножом, отравления лекарственными препаратами, кислотами, бытовыми химикатами, хранящимися в ненадлежащих местах, и др.).
Меры профилактики бытовых травм заключаются в проведении воспитательной работы среди детей, направленной на привитие им навыков поведения в местах общего пользования и безопасного образа жизни, а также в улучшении работы домоуправлений.
К уличным травмам относятся повреждения, полученные при пешеходном движении (из-за гололеда, листопада, плохого освещения неблагоустроенных улиц) и при занятиях неорганизованным спортом на улице (футбол, лыжи, коньки, хоккей во дворах, на пустырях, на тротуарах; плавание в неконтролируемых водоемах). Они составляют 34,8 % всех травм. Структура повреждений по характеру и локализации почти такова же, как при бытовых травмах, но при уличных выше удельный вес переломов костей конечностей — 23,3 % и вывихов — 11,7 %. Сюда же относятся все случаи утоплений.
В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.
Третье место — 15,9 % — занимает школьный травматизм. Большинство травм происходит во внеучебное время: на переменах, при занятии общественно полезным трудом. Они нередко связаны с нарушением дисциплины учащимися: скольжение по перилам, падение со ступенек, подоконников и парт в классах из-за толчков и "подножек". Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки: плохо закрепленные фрамуги, оконные стекла, выбоины в полах, неисправные перила и ступеньки лестниц, выступающие вглубь коридоров отопительные батареи и другие предметы, плохое освещение коридоров. Около 30 % травм в школе происходит в учебное время на уроках физкультуры (см. спортивные травмы) и труда.
К спортивной травме относятся повреждения, полученные при занятиях организованным спортом. На их долю приходится 5,6 % всех травм. Почти половину из них (46,7 %) составляют поверхностные травмы; 22,8 % — переломы; 15,4 — вывихи; 6,5 % — раны; 3,8 % — внутричерепные травмы. Наибольшее количество травм происходит при занятиях футболом, борьбой, спортивной гимнастикой. Для каждого вида спорта характерны травмы определенного характера и локализации.
Непосредственными
причинами спортивного
На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым, так как повреждения черепа составляют при нем 15,4 %, переломы костей конечностей и позвоночника регистрируются у каждого пятого пострадавшего, множественные и сочетанные травмы отмечены у 10—15 % пострадавших. При этом погибают от полученных травм 30—35 % пострадавших. Наибольшее количество этих травм приходится на школьный возраст, особенно на 1—4-й классы. Больше всего таких травм происходит весной и осенью, в пятницу, в период от 16 до 20 часов.
Основной причиной несчастных случаев является незнание, и несоблюдение детьми правил дорожного движения, отсутствие внимания со стороны родителей, равнодушие или невмешательство взрослых — свидетелей недопустимого поведения детей на улице, плохо поставленная воспитательная работа.
Непосредственными причинами травм служат:
В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях. В некоторых городах проводятся занятия по изучению правил дорожного движения на площадях и специальных площадках, соревнования школьников по знанию этих правил, семинары для учителей и вожатых школ и лагерей труда и отдыха, создаются отряды "юных инспекторов ГИБДД". Родители и учителя должны воспитывать у детей дисциплину и чувство ответственности за поведение на улице.
Таким образом, мероприятия по предупреждению травм и несчастных случаев у детей должны включать в себя:
• активное проведение санитарно-просветительной
работы среди родителей, воспитателей
и педагогов для ознакомления
их с причинами повреждений, разъяснения
анатомо-физиологических
• воспитание у детей в семье, детском учреждении и школе устойчивых навыков и привычек к выполнению установленных норм поведения и правил личной безопасности;
• улучшение организации досуга детей, их всесторонней физической подготовки;
• проведение мероприятий
административными и