Виды детского труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Труд – это деятельность человека, имеющая цель.
Умения ставить перед собой цель, намечать пути её осуществления, преодолевать возникающие в процессе работы трудности, самому определять свои силы и возможности – всё это воспитывается у ребёнка в процессе труда. (7. ст182)

Оглавление

Введение 3

1. Виды и содержание детского труда. 4

2. Усложнение детского труда с возрастом. 5

2.1 Самообслуживание. 5

2.2 Хозяйственно-бытовой труд. 7

2.3 Труд в природе. 9

2.4 Ручной труд. 11

3. Организация и методика детского труда. 13

4. Методика руководства коллективным трудом. 14

Заключение. 16

Список литературы. 17

Файлы: 1 файл

ГАОУ.docx

— 41.35 Кб (Скачать)


            ГАОУ  «Петрозаводский  педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

                                        Контрольная работа

                                             по педагогике

           « Виды детского труда» 

 

 

 

                 Выполнила

                                                                                                       студентка 423гр

                                                                                                        

     Преподаватель:

                                                                                                  

 

                                  

 

 

                                                Петрозаводск

                                                        2011 

                                           Содержание

 

   Введение                                                                                        3

1.  Виды и содержание детского труда.                                       4

2. Усложнение детского труда с возрастом.                              5

  2.1 Самообслуживание.                                                              5                               

    2.2 Хозяйственно-бытовой труд.                                              7

    2.3 Труд в природе.                                                                     9

    2.4 Ручной труд.                                                                         11

3. Организация и методика  детского труда.                           13

4. Методика руководства коллективным трудом.                 14                     

    Заключение.                                                                               16

    Список литературы.                                                                 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

Труд – это деятельность человека, имеющая цель.

Умения ставить перед  собой цель, намечать пути её осуществления, преодолевать возникающие в процессе работы трудности, самому определять свои силы и возможности – всё это воспитывается у ребёнка в процессе труда. (7. ст182)  Труд важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребёнка с детства. Воспитание в труде на примере трудовой деятельности взрослых – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Дети знакомятся с трудом многих специалистов – почтальонов, врачей, строителей, учителей. Задача педагога – подвести своих воспитанников к осознанию общественной нравственности их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Виды и содержание детского труда.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.                                Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. (3. ст .113) 
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. (3.гл.14 ст 114)                                                                                        Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.  (3. Ст.114)                                                  Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных

материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.  Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. ( 3. Гл14 ст115.) 
                                                              

                   Усложнение детского труда с возрастом.

                                 Самообслуживание.                                      Первая младшая группа.  Трудовая  деятельность ребёнка в силу возрастных возможностей детского организма ещё очень ограничена. На данном этапе решаются задачи формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания. У маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, еды и с соблюдением элементарных правил личной гигиены. Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить всё операции в той же последовательности. При этом педагог старается создать хорошее настроение, используя стихотворения, потешки, песенки, например:” Чистая водичка моет Вове личико, Танечке –ладошки, а пальчики -Антоше”.(6ст.203 )

Вторая младшая группа. Обучая детей 3 лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим «завоеванием» ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. Воспитателю следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести в сушильный шкаф мокрые варежки и т.д. ) (6 ст. 204)

Средняя группа. В этом возрасте совершенствуются навыки самообслуживания, которыми дети овладевали в младших группах. Однако контроль за правильным и добросовестным выполнением операций по самообслуживанию  необходим. Содержание труда детей расширяется, большое внимание уделяется формированию исполнительности, умения доводить начатое дело  до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно - следственные связи: забыл убрать в свой шкафчик сменную обувь – будешь долго её искать после прогулки; не повесила аккуратно своё платье – после сна будешь в мятом.

Старшая группа. В старшей группе дети одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафчике самостоятельно. И дома и в дошкольном учреждении у детей продолжают воспитывать потребность в чистоте. Они должны без напоминания взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Продолжается работа по совершенствованию навыков самообслуживания. В процессе труда по самообслуживанию у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость умение приходить на помощь друг к другу.

Подготовительная группа. По- прежнему большое место в деятельности детей занимает труд по самообслуживанию, и внимание  к нему воспитателя не должно ослабевать. Многие навыки уже сформированы, однако следует напоминать о необходимости следить за чистотой обуви, одежды , соблюдать правила гигиены. Детей следует приучать при необходимости постирать носовой платок, испачканные носки, мешочек для физкультурной формы, смести с нижней полки шкафчика песок, принесённый на подошвах обуви. (6 ст.206)

 

                         Хозяйственно-бытовой труд.

Первая младшая группа. Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать в совместной с взрослым деятельности. Малыши помогают протереть стол, убрать игрушки перед прогулкой, полить цветы. Дети хотят быть значимыми. Они с гордостью выполняют «почётное» поручение - расставить салфетницы, хлебницы. Сами малыши к этому не стремятся,  на призывы воспитателя отзываются единицы. Поэтому нужны игровые приёмы.(6 ст.207)

Вторая младшая группа. Хозяйственно-бытовой  труд детей этого возраста, так  же как и в первой младшей группе, сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений. Содержание их не сложно - это отдельные действия, которые дети поначалу совершают совместно с взрослым, например убирают на участке листья, сметают снег со скамеек, ступенек, ведущих на веранду и т. д. Эту помощь следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Со второго полугодия детям разрешают дежурить в столовой. Готовят их к этому постепенно начиная с первой младшей группы. Формируется умение выполнять несколько трудовых  действий,  связанных с накрыванием на стол.(6)

Средняя группа.  В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни  детей. Основная форма его организации  - это поручения которые систематически привлекают всех воспитанников к разнообразной трудовой деятельности. Поручения дают одному ребёнку или небольшой подгруппе (2-3), например навести порядок в шкафчике со строительным материалом. Содержание хозяйственно-бытового труда усложняется. Если раньше дети выполняли отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки,  стирают кукольную одежду). Дети самостоятельно готовят рабочие места для предстоящего занятия, убирают их после  окончания работы, моют кисточки, баночки.

Старшая группа.  Расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей. Особое внимание уделяется навыкам  организации коллективной трудовой деятельности. Воспитанников приучают выслушивать задание, продумывать  план работы, готовить всё необходимое  для её выполнения, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться просить помощи. Организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Можно организовать совместный труд по ремонту книг, изготовлению ёлочных игрушек, подарков родителям и т.д. К детям шестого года жизни следует предъявлять более высокие требования с точки зрения качества выполнения работы и самостоятельности.

Подготовительная группа. Дежурства по столовой, по уголку природы трудностей у детей этого возраста не вызывают, но формы организации меняются. Каждые три дня можно объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурства, предоставив детям возможность самим договариваться о том, кто какую работу сегодня будет выполнять. В течение дня воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, даёт советы. Дети должны оперативно готовить все материалы, необходимые для занятия. (6ст.206)    

                                   Труд в природе.    

Первая младшая группа.   Возможности детей этого возраста крайне ограничены, и трудовое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с доступными явлениями природы. Умственному и трудовому воспитанию детей третьего года жизни в природе способствуют две предпосылки: стремление детей к самостоятельности (ее развитие) и начало формирования наблюдательности. Практические действия, знакомство с растениями своего участка обогащает опыт детей, упорядочивает, уточняет представления о растениях (трава, дерево, цветы). Они накапливают новые впечатления и знания. Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. (5)

Вторая младшая группа. У детей четвертого года жизни воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев крупных семян, полив растений, кормление животных и др.) были для детей источником радости. 
С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними. Выполнение несложных поручений становится повседневным. Заранее в плане работы воспитатель намечает, кого из детей привлечь к себе в помощь, как организовать работу, чтобы все упражнялись в освоении приемов. Нужно приучать детей ставить по  местам предметы ухода за животными и растениями.

Информация о работе Виды детского труда