Виды детского труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Труд – это деятельность человека, имеющая цель.
Умения ставить перед собой цель, намечать пути её осуществления, преодолевать возникающие в процессе работы трудности, самому определять свои силы и возможности – всё это воспитывается у ребёнка в процессе труда. (7. ст182)

Оглавление

Введение 3

1. Виды и содержание детского труда. 4

2. Усложнение детского труда с возрастом. 5

2.1 Самообслуживание. 5

2.2 Хозяйственно-бытовой труд. 7

2.3 Труд в природе. 9

2.4 Ручной труд. 11

3. Организация и методика детского труда. 13

4. Методика руководства коллективным трудом. 14

Заключение. 16

Список литературы. 17

Файлы: 1 файл

ГАОУ.docx

— 41.35 Кб (Скачать)

Средняя группа. У детей этого возраста воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Так, наблюдая за птицами на участке, дети отмечают: холодно, метель, корма нет ― птицы голодные, их нужно подкармливать. В этой группе изменяются формы организации труда детей; наряду с участием в труде взрослых они выполняют ежедневные поручения по уходу за обитателями уголка. 
Уже с начала года воспитатель систематически привлекает  ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Вначале к работе он привлекает по желанию 2―3 детей, а затем они работают поочередно. (5)

Старшая группа. В старшей группе круг трудовых обязанностей еще больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. Труд каждого ребенка оценивается не только с точки зрения отношения его к тем или иным обязанностям, но и с точки зрения усвоения ребенком навыков ухода (умение наметить последовательность действий, мотивировать способы их выполнения, правильно выполнять принятое решение). В старшую группу детского сада дети в основном приходят уже с некоторым запасом знаний, имеют навыки ухода за животными и растениями, осознают свои обязанности. Поэтому воспитатель имеет возможность с начала года приучать их к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Уход за обитателями уголка природы осуществляют дежурные. Они могут сами договариваться, кто за какими объектами будет ухаживать.

Подготовительная группа. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать с помощью воспитателя связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности.  В этой группе расширяется круг трудовых обязанностей. Детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности. Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. 
Дети подготовительной к школе группы имеют уже значительный чувственный опыт, четкие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь решаются задачи совершенствования навыков работы в уголке природы.(5) 
 
                                          Ручной труд.

В «Программе воспитания в  детском саду» ручной труд выделяется как самостоятельный вид деятельности со старшей группы. Программные задачи по ручному труду прямо требуют  от воспитателей организовать работу так, чтобы умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, использовались при последующем изготовлении различных  поделок для игры, подарков, сувениров. (2 ст.41)                                                                                                                        Первая младшая группа. В первой младшей группе ребёнок учиться различать и называть детали: кубик, кирпичик, понимать такие слова, как большой – маленький, широкий – узкий, правильно выполнять словесные указания: положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи.  Из строительного материала дети обучаются сооружать до 8-10 построек и пользоваться приобретенными умениями для несложных построек, нужных им в игре. Примерная тематика построек: дорожка узкая и широкая, поезд, забор, башня, лесенка, мебель, горка, дом. (4 ст.30)

Вторая младшая группа. Программа несколько усложняется. Закрепляется умение правильно называть детали строительного набора (кубик, кирпичик, пластина); учатся отличать одну форму от другой, правильно называть цвет деталей. Учатся простым приёмам конструирования: соединять кирпичики, располагая их на плоскости в один или два ряда ( дорога для машин), вертикально в ряд или замыкая пространство ( лодка, садик). Необходимо закрепить умение различать части постройки по величине, по форме; умение определять, из каких деталей сделана постройка и в какой последовательности следует выполнять работу. Также сооружать постройки по собственному замыслу, пользуясь усвоенными конструктивными умениями. (4 ст.37)                             

Средняя группа. В этой группе используются все виды конструирования: конструирование из строительных материалов, из бумаги и дополнительных материалов, конструирование из природного материала. (4 ст.44) Малышей продолжают учить самостоятельно строить разные горки, заборы, загородки (высокие, низкие, широкие, узкие). Дети строят комнаты, украшают их различными дополнительными материалами, расставляют мебель. Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, объединять постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. (1 ст 45)

Старшая группа. У дошкольников 5-6 лет возрастает интерес к конструктивной деятельности, она становиться более содержательной, усложняются взаимоотношения детей друг с другом, со взрослыми. Ребёнок приобретает способность не только  понимать задачу, поставленную перед ним, но и самостоятельно её реализовывать. (1 ст47) В работе с бумагой дети учатся вырезывать по контуру,  усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики, коробочки, закладки для книг, елочные украшения. (5) Работа с природным материалом. При изготовлении поделок используют самый разнообразный природный материал (листья, жёлуди, береста, шишки). Работа детей с природным материалом даёт возможность воспитателю знакомить их с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твёрдостью.(7ст179) 
Подготовительная группа. В подготовительной к школе группе ребёнок становится более наблюдательным, любознательным, у него повышается работоспособность, сенсорные способности в основном уже сформированы. По сравнению со старшей группой возрастает роль коллективной работы; в связи с этим больше требований предъявляется к умению детей распределять обязанности, планировать деятельность и работать в соответствии с общим замыслом. В отличие от предыдущей группы шире используются чертежи, схемы, фотографии, рисунки. Дети много конструируют по условиям, которые становятся значительно сложнее. Больше внимания отводится конструированию и ручному труду по замыслу. Работая с бумагой и картоном, дети учатся определять фактуру и качество бумаги и картона, делать разметку с помощью шаблона, мерки, условной линейки, а также на глаз, подбирать цвета и оттенки при изготовлении игрушек, подарков, сувениров. Детей продолжают учить мастерить фигурки животных, людей, птиц из различного природного материала.(1ст 79)

 

                Организация и методика детского труда.

Организация в разных возрастных группах. (8. ст8). В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных  поручений. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, кормить рыб, поливать цветы и т. д. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.                                                                            Во второй младшей группе в поручениях направленных на выполнение уже хорошо  знакомых действий, могут принимать уже три – четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе соответствующим своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончании работы получает оценку педагога. В процессе работы воспитатель формирует у малышей представления о последовательности действий, разъясняет требования предъявляемые к результату. Педагог имеет возможность установить контакт с каждым ребёнком с учётом его особенностей.                                                   В средней группе перед воспитателем стоит ответственная задача – формирование привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи  возможно только при увеличении трудовых поручений, систематическом вовлечении в труд всех детей. Педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. Во второй половине учебного года организация поручений принимает характер коллективной деятельности. Усложнением здесь  по сравнению с трудом рядом является предъявление трём – пяти участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При такой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности. В коллективном труде создаются условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, формируется умение распределять работу, прислушиваться к мнению сверстников. (8 ст10).                                                                              В старших группах используются все три формы организации труда детей: поручения (индивидуальные и общие), дежурства, коллективный труд всей группы. Формируя новые навыки, воспитатель использует индивидуальные поручения, особенно с детьми требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с воспитанниками, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его). Вводятся длительные индивидуальные поручения: в течение определённого времени дети ухаживают за посаженными растениями, поддерживают порядок в книжном уголке и т. д. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям. Общие поручения объединяют участников в коллектив,  и даёт им представление о нормах поведения в коллективе. Содержание труда детей, объединяемых совместной деятельностью, должно быть заранее продуманно педагогом, с тем чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх – четырёх. Значительную роль играют дежурства, навыки хозяйственно- бытового труда у детей, опыт, приобретённый ими при выполнении поручений. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности. Основное внимание воспитателя во время руководства коллективным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям или какому-либо звену. Следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.

            Методика руководства коллективным трудом.                           Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две  основные задачи. Он направляет усилия каждого ребёнка на достижение общей  цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом  трудовой деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т. д.   В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства. (8 ст12)

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

                                         Заключение.

А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список литературы.

 

  1. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Л.В. Куцакова. Пособие для восп. дет. с. М.: «Просвещение» 1990г.
  2. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией М.А. Васильевой. М.: «Просвещение» 1984г.
  3. «Дошкольная педагогика» под редакцией В.И. Ядешко и Ф.А. Сохина. «Просвещение» М-1978г.
  4. «Конструирование» Э.В. Лиштван. Пособие для восп. дет. с.  М.: «Просвещение» 1981г.
  5. http://parohod.kg/
  6. «Методические рекомендации» под ред. М.А. Васильевой. В.В. Гербовой. Т.С. Комаровой. М.: 2005г.
  7. «Трудовое  воспитание в детском саду» под ред. В.Г. Нечаевой. М.: «Просвещение» 1964г.
  8. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду» под ред. В.С. Буре. М.: «Просвещение» 1987г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды детского труда