Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:54, контрольная работа
Труд – это деятельность человека, имеющая цель.
Умения ставить перед собой цель, намечать пути её осуществления, преодолевать возникающие в процессе работы трудности, самому определять свои силы и возможности – всё это воспитывается у ребёнка в процессе труда. (7. ст182)
Введение 3
1. Виды и содержание детского труда. 4
2. Усложнение детского труда с возрастом. 5
2.1 Самообслуживание. 5
2.2 Хозяйственно-бытовой труд. 7
2.3 Труд в природе. 9
2.4 Ручной труд. 11
3. Организация и методика детского труда. 13
4. Методика руководства коллективным трудом. 14
Заключение. 16
Список литературы. 17
Средняя группа. У детей этого
возраста воспитывают устойчивый интерес
к предметам и явлениям природы, сознательное
отношение к труду по выращиванию растений
и уходу за животными. Воспитатель организует
наблюдения детей в природе, руководит
ими, учит детей сравнивать и группировать
знакомые предметы по характерным признакам.
Так, наблюдая за птицами на участке, дети
отмечают: холодно, метель, корма нет ―
птицы голодные, их нужно подкармливать.
В этой группе изменяются формы организации
труда детей; наряду с участием в труде
взрослых они выполняют ежедневные поручения
по уходу за обитателями уголка.
Уже с начала года воспитатель систематически
привлекает ребят к поливу растений,
рыхлению земли, кормлению животных. В
процессе такого труда педагог формирует
умение видеть и понимать своевременность
проведения того или иного трудового действия.
Вначале к работе он привлекает по желанию
2―3 детей, а затем они работают поочередно.
(5)
Старшая группа. В старшей группе круг трудовых обязанностей еще больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. Труд каждого ребенка оценивается не только с точки зрения отношения его к тем или иным обязанностям, но и с точки зрения усвоения ребенком навыков ухода (умение наметить последовательность действий, мотивировать способы их выполнения, правильно выполнять принятое решение). В старшую группу детского сада дети в основном приходят уже с некоторым запасом знаний, имеют навыки ухода за животными и растениями, осознают свои обязанности. Поэтому воспитатель имеет возможность с начала года приучать их к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Уход за обитателями уголка природы осуществляют дежурные. Они могут сами договариваться, кто за какими объектами будет ухаживать.
Подготовительная группа.
Особенности умственной деятельности
старших дошкольников таковы, что они
способны анализировать, сравнивать, обобщать
наблюдаемые предметы и явления, устанавливать
с помощью воспитателя связь между отдельными
явлениями и понимать простейшие закономерности.
В этой группе расширяется круг трудовых
обязанностей. Детей приучают к более
сложным формам трудовой деятельности,
воспитывают чувство ответственности
за порученное дело, развивают интерес
и любовь к труду, стремление настойчиво
добиваться результатов в труде, имеющих
значение для окружающих, готовность участвовать
в совместной трудовой деятельности наравне
со всеми, умение сговариваться, распределять
обязанности. Развивается желание браться
за работу по собственному почину, а не
только по предложению воспитателя, не
избегая неприятной работы.
Дети подготовительной к школе группы
имеют уже значительный чувственный опыт,
четкие представления о растениях, знают
особенности их выращивания. Поэтому здесь
решаются задачи совершенствования навыков
работы в уголке природы.(5)
В «Программе воспитания в
детском саду» ручной труд выделяется
как самостоятельный вид
Вторая младшая группа. Программа
несколько усложняется. Закрепляется
умение правильно называть детали строительного
набора (кубик, кирпичик, пластина); учатся
отличать одну форму от другой, правильно
называть цвет деталей. Учатся простым
приёмам конструирования: соединять кирпичики,
располагая их на плоскости в один или
два ряда ( дорога для машин), вертикально
в ряд или замыкая пространство ( лодка,
садик). Необходимо закрепить умение различать
части постройки по величине, по форме;
умение определять, из каких деталей сделана
постройка и в какой последовательности
следует выполнять работу. Также сооружать
постройки по собственному замыслу, пользуясь
усвоенными конструктивными умениями.
(4 ст.37)
Средняя группа. В этой группе используются все виды конструирования: конструирование из строительных материалов, из бумаги и дополнительных материалов, конструирование из природного материала. (4 ст.44) Малышей продолжают учить самостоятельно строить разные горки, заборы, загородки (высокие, низкие, широкие, узкие). Дети строят комнаты, украшают их различными дополнительными материалами, расставляют мебель. Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, объединять постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. (1 ст 45)
Старшая группа. У дошкольников
5-6 лет возрастает интерес к конструктивной
деятельности, она становиться более содержательной,
усложняются взаимоотношения детей друг
с другом, со взрослыми. Ребёнок приобретает
способность не только понимать задачу,
поставленную перед ним, но и самостоятельно
её реализовывать. (1 ст47) В работе с бумагой
дети учатся вырезывать по контуру,
усваивают элементарные представления
о свойствах различных материалов: материал
подвергается различным превращениям,
из него можно делать разнообразные вещи,
применяя для этого то одни, то другие
инструменты, способы соединения частей
(клеем, путем складывания и пр.). Так, обучаясь
изготовлению полезных предметов из плотной
бумаги, дети узнают, что ее можно складывать,
резать, склеивать. Из нее можно делать
стаканчики, коробочки, закладки для книг,
елочные украшения. (5) Работа с природным
материалом. При изготовлении поделок
используют самый разнообразный природный
материал (листья, жёлуди, береста, шишки).
Работа детей с природным материалом даёт
возможность воспитателю знакомить их
с богатым разнообразием его качеств:
цветом, формой, твёрдостью.(7ст179)
Подготовительная группа. В подготовительной
к школе группе ребёнок становится более
наблюдательным, любознательным, у него
повышается работоспособность, сенсорные
способности в основном уже сформированы.
По сравнению со старшей группой возрастает
роль коллективной работы; в связи с этим
больше требований предъявляется к умению
детей распределять обязанности, планировать
деятельность и работать в соответствии
с общим замыслом. В отличие от предыдущей
группы шире используются чертежи, схемы,
фотографии, рисунки. Дети много конструируют
по условиям, которые становятся значительно
сложнее. Больше внимания отводится конструированию
и ручному труду по замыслу. Работая с
бумагой и картоном, дети учатся определять
фактуру и качество бумаги и картона, делать
разметку с помощью шаблона, мерки, условной
линейки, а также на глаз, подбирать цвета
и оттенки при изготовлении игрушек, подарков,
сувениров. Детей продолжают учить мастерить
фигурки животных, людей, птиц из различного
природного материала.(1ст 79)
Организация и методика детского труда.
Организация в разных возрастных
группах. (8. ст8). В младших группах труд
детей организуется в форме индивидуальных
поручений. Дети действуют вместе с воспитателем:
помогают накрывать на стол, кормить рыб,
поливать цветы и т. д. В процессе работы
педагог помогает ребёнку овладевать
необходимыми навыками, справляться с
возникающими трудностями, исправлять
допущенные ошибки.
Методика руководства
коллективным трудом.
Воспитатель, руководя коллективным
трудом детей, одновременно решает две
основные задачи. Он направляет усилия
каждого ребёнка на достижение общей
цели, обращает внимание на затруднения,
на своевременное окончание
А. С. Макаренко в лекции о трудовом
воспитании раскрыл важную роль элементарных
видов бытового труда детей, отметив, что
в нем формируется самостоятельность,
ответственность, самоорганизация, целенаправленность
их поведения. Дети, которые умеют трудиться,
знают цену трудовых усилий, уважают и
труд других людей, скорее обратят внимание
на человека, который нуждается в помощи.
Список литературы.