Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.
Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.
использую технику нанесения красок по мокрому грунту, то должны отказаться от точного обозначения форм на картине, так как никогда нельзя точно предвидеть как будут расплываться краски, и слишком большая плотность форм на наброске вам бы только помешала. Поначалу может случиться так, что краски расплываются резко обозначенные края и размытые участки краски. Лучшие всего привести в соответствие размеры элементов, изображенных на картине. При данном относительно простом изображении пейзажа вполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работа с красками, вы можете ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске. После того как намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уров
9
не нижней трети листа бумаги, нужно приготовить краски для картины. Используем небесную лазурь, индийскую желтую и прочный красный вулкан. Зеленые тона образуются прямо на бумаге в результате смешивания голубого и желтого тонов; более теплый желтый оттенок мы получаем , добавив немного красной краски, коричневый цвет можно получить, смешав на палитре или в коробке с красками голубую с небольшим количеством красной и желтой.
На этой картине бумага смачивается не чистой водой, с растворенной в ней небесной водой, а водой с растворенной в ней небесной лазурью. Для этого налейте в плоскую посуду много воды и добавляйте краску до тех пор, пока голубой цвет не приобретет нужную интенсивность. Краску готовьте в достаточном количестве, так как дополнительное смешивание краски с водой очень сложное занятие, причем едва ли удастся избежать легкого отличия цвета. Разбавленную небесную лазурь с максимальной размерностью наносим горизонтальными мазками на бумагу кистью из волоса крупного рогатого скота. Начинайте с верхней части неба. При этом кисть постоянно обмакиваем в раствор краски и не промываем в чистой воде. Только таким способом удастся равномерно нанести краску . Над линией горизонта должны работать с максимально возможной точностью и закончить прямым штрихом.
В каждом пейзаже , который мы пишем на пленэре , наблюдаем за состоянием неба . Рисование неба , покрытого облаками , кажется на первый взгляд очень сложным . Оно обладает многообразием форм и цветовых нюансов , которые могут к тому же постоянно изменяться . И несмотря на это , мы сталкиваемся здесь с меньшими проблемами , чем при черчении или создании перспективы . Небо может обладать всеми координатами цвета , а облака бесконечным разнообразием форм , и каждая из них - правильная . Поэтому нужно сконцентрироваться на совершенно ином : в какой последовательности нужно наносить краски ? И какую технику использовать ?
10
Учебная практика ( пленэр) является частью процесса обучения в детских художественных школах. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции. На пленэр дети учатся изображать окружающую действительность , передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам ( рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой дальнейшего развития этих навыков. При обучении навыкам передачи световоздушной переспективы педагог должен учитывать индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности его психики. Во время пленэра учащиеся материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы , равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы , городские и сельские пейзажи и т.п. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.
В настоящей работе представлен подробной перечень заданий, определен характер каждого из них, также материал и время его выполнения. В первом разделе представлены общие задачи обучения, сводный тематический план занятий на пленэре и методические указания к заданиям. Во втором даны два варианта программы занятий. В третьем содержатся рекомендации по организации работы на пленэре.
1.4 ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ АКВАРЕЛЬЮ.
Обучение живописи , в том числе и живописи акварелью , должно следовать параллельно с занятиями рисунком и предполагает знание основ изобразительной грамоты . В искусстве , как и во всяком деле , путь , и для каждого , желающего стать художником , учеба продолжается в течении многих лет .
Основными знаниями начинающий будет овладевать на практике , приобретая опыт в упорном труде , наблюдая и познавая жизнь во всех ее многообразных проявлениях .
Только через работу с натуры , через усвоение определенных правил , технических приемов и технологии применяемых живописных материалов приобретаются практические знания и навыки , позволяющие впоследствии видеть и самостоятельно , по- своему , выражать виденное .
11
Работа с натуры должна непременно подкрепляться изучением лучших произведений искусства . Тогда мы не только обогащаем себя духовно , развиваем свой ум и эстетический вкус , но одновременно постигаем и основы профессиональных знаний .
Каждый начинающий имеет обычно своего любимого художника , которому он старается подражать в приемах , в технике исполнения , в выборе мотивов . Это вполне естественно .Но только необходимо при этом помнить , что мастерство художника является результатом его многолетнего творческого опыта , обусловлено его творческим дарованием и темпераментом . За техническими приемами , как говорят , за манерой мастера , стоят долгие годы учебы и пристального штудирования натуры .
2. АКТИВИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВ
СРЕДСТВАМИ АКВАРЕЛИ.
Художественное
образование занимает сегодня
прочное и значительное место
в удовлетворении
Начальное художественное
образование является важным
этапом социально-
Базовыми предметами
для художественного
Творчество- это
проявление личного начала
В педагогическом аспекте, творчество - это повышенная активность ученика, в результате которой он открывает много нового для себя - в своих возможностях, в познании мира. Педагог имеет возможность влиять на творческий процесс ученика, расширять и указывать ему перспективу его развития. Педагог не имеет права полагаться на стихийное вызревание творческих сил ученика
он обязан формировать художественное мышление начинающего рисовальщика, направлять его и постоянно активизировать его творческую деятельность.
12
Так же нельзя забывать
о том, что знания в
действительности .Художественный образ
формируется постоянно в
Это своего рода дает колоссальный толчок к развитию наблюдательности и внимательному изучению природы. Если вспоминать работы таких замечательных художников как : Саврасов « Грачи прилетели», « Золотую осень « Левитана или Березовую рощу» Куинджи, «Зеленый шум» Рылова , «Облако» Дубовского .То каждый из этих пейзажей не только прекрасный, незабываемый мотив, но и практически в каждой работе присутствует типический образ природы России, - любой русский человек тысячи раз видел подобные пейзажи, они на каждом шагу. И « Грачи прилетели» , и « Золотая осень « и « Березовая роща» , « Зеленый шум», и « Облако « – художественные образы русской природы , сгусток бесчисленных жизненных впечатлений, и поэтому появление их на свет воспринималось как большое художественное событие. Их не
забудешь, однажды увидев, Художественный образ- это как бы капля, в которой отражается мир. Композиционная точность дает силу образному обобщению, увеличивает его художественное воздействие. Особое значение имеет образная трактовка пространства, как каждого « количества « в композиции. При наивном решении пространство , как и любое количество, например многолюдность, передаются целиком, так как они существуют в жизни. Но в результате такого решения получаются картины инертные. Всегда ярче и выразительнее оказывается раскрытие целого через часть. Тот же закон искусства -типическое в характерном, общее в единичном. Картина « Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? » В.А. Серова, выполненная темперой и углем на желтом картоне, вся заполнена массой фигур, обстановка фактически обусловлена, а ощущение пространства в ней огромное и совершенно достаточное для замысла. То же самое ощущение пространства присутствует и в работе. Г.Верейского « Москва . Кузнецкий мост » выполненная тушью .Работа « На сенном рынке » А.Г. Венецианова, выполненная итальянским карандашом, создает впечатление многолюдности- скопление народа, а фактически фигур не так уж много, это результат композиционного приема, передающего количество образно, а не буквально.
Перспектива в композиции должна быть не догмой, а средством идейного, образного решения задачи, требующего не только знаний, но и творческой изобретательности. Знать надо все , что возможно изучить, но нельзя допускать ,
чтобы знания традиции тормозили
творчество. В нем один закон: все, что
помогает с наибольшей силой и выразительностью
воплотить идею, - хорошо; все,
13
что мешает этому , плохо. В искусстве нужно не только владеть опытом прошлого, но и смело изобретать в интересах задуманного художественного образа. И наконец, последняя проблема-« новизна «. Ее также следует считать законом композиции. Жизнь состоит не только из бесконечного многообразия, но бесконечно движется, создавая все новое и ново «. Реалистическое искусство не просто правдиво запечатлевает действительность, не только « зеркало» ее, пассивно отражающее все , что перед ним находится. Реалистическое искусство –
это эстетическое « открытие» жизни. Стимулом искусства является восторг , увлечение художника внезапно открывшимся ему и удивительным в окружающей обыденности. И все действительно выдающееся в искусстве отличается этой чертой – неожиданностью впервые созданного. Что больше примелькалось нам, чем бесконечные пейзажи И.И. Шишкина. И тем не менее, когда встречаешься с ними, поражаешься ощущению их нестареющей новизны. И наоборот, бывает, что видишь только что законченное произведение, и с первого взгляда кажется, что это где- то уже не раз встречалось. В основе такого произведения не художественное « открытие», а шаблон или компиляция. Новизна- драгоценнейшее качество композиции .Но тут же нужно сказать, что нечего нет хуже в искусстве, чем новизна как самоцель. Это приводит лишь к кривлянью, к «кокетству». Композиция картины Давида « Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения. Но это было пластическое воплощение мощного гражданского чувства великого художника. « Нарочно» выдумать такую оригинальную композицию, без глубокого стимула, невозможно.
Настоящим новатором может быть человек, открытый к восприятию « нового» в жизни, полный любопытства к этому « новому « и страстного желания утвердить это новое, запечатлев его, обратив на него внимание современников, и поэтому так важна для художника его идейная сущность, его пафос. Скептицизм же, душевная опустошенность творчески бесплодны
Необходимо наиболее важным уловить, как эти « законы природы», использованные в процессе художественного творчества, принимают формы « законов композиции» . Сознательно или интуитивно следуя им, художник создает « некую вторую природу » - произведение искусства. Композиция –закономерно устроенный организм, все части которого находится в неразрывной связи и взаимозавимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея , свойственная природе замысла, дает пластическую основу композиции.
Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества