Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.

Оглавление

Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

NAUCHNO-ISSLEDOVATEL'SKAJA RABOTA.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

       Элемент соревнования основан на принципе интереса к победе .

« Кто первый ?», « кто быстрей ?» – важные стимулы развития способностей .

       Элемент поиска и находки . Задача искать и находить что – то неизвестное также увлекает детей , проявляющих в этом также свои творческие силы и использующих свой опыт .Это могут быть схожие по форме , цвету , величине предметы и их свойства.

          Слова , лаконическая фраза также могут иметь большое значение в качестве игрового элемента , когда они произносятся живо , эмоционально , в определенный момент игры и в определенном темпе .

        Естественно  , что в одной игре не могут присутствовать одновременно все эти элементы , но один элемент может сочетаться с другим элементом .

        Дидактические  игра базируются на таких основах  как методической , психологической и общественно – нравственной . Исследователи в области дидактической игры предлагали понимать под методической основой – опору на

программу и учебный план школьного  учебного предмета ,  под психологической основой понималось постепенное усложнение умственных задач в дидактических играх , а под общественно – нравственной основой – всестороннее воспитание и развитие детей в коллективной игровой деятельности.

       Художественные  – дидактические игры  в этом  плане не должны быть исключением и в первую очередь должны опираться на программу по изобразительному искусству , постепенно развивая у детей такие психологические качества и свойства личности как наблюдательность , зрительную намять ,

глазомер , цветовое ощущение и так  далее , осуществляя тем самым  развитие ребёнка .

       Художественно  – дидактические игры можно классифицировать исходя из

задач , которые должны решать изобретательным  искусством как общеобразовательным школьным предметом. Они будут составлять определенную систему игр и упражнений:

    • по отработке технических навыков ;
    • по развитию наблюдательности и зрительной памяти;

-    по развитию глазомера  , чувства пропорций и величины;

    • по развитию чувства цвета ;

-    по развитию чувства  формы .

                                                                                                  

 

24

                                    ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

                     ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

 

        Невозможно  описывать весь материал и  оборудование , которое могут использовать различные тренажеры . Ими могут быть различные линолеумные доски разных размеров для коллективного и индивидуального пользования. На этих досках можно нанести краской или процарапать различные линии и геометрические фигуры. Часть игр по развитию наблюдательности и зрительной памяти проводится на улице , для этого используются окружающая природная среда и различные сооружения.

       В школьных  помещениях удобно использовать  предметы быта , плоские и объемные  геометрические фигуры и так далее. Все это будет являться

дидактическим материалом . Дидактический  материал является потому дидактическим , что содержит в себе определенные дидактические задачи , на выполнение которых и рассчитан . Этим он существенно отличается от других наглядных пособий , которые содержат в себе решенные задачи. Дидактический материал отличается от пособий еще и тем , что он динамичен , подвижен и потому дает простор детской фантазии , воображению ,активности и поэтому вызывает в себе интерес . Дидактический материал – это , в основном , материал раздаточный . Он может раздаваться индивидуально каждому ученику и может быть в виде нескольких комплектов для групповых коллективных игр- соревнований .

       Часто возникает  надобность крепления наглядного  дидактического материала к вертикальной поверхности доски . Для этих целей можно использовать магнитную доску .

 

 

           

                               2.3 ТРЕБОВАНИЯ  К  ПРОВЕДЕНИЮ

              ХУДОЖЕСТВЕННЫХ   ЭКСКУРСИЙ  , И ВОСПРИЯТИЮ

                           ХУДОЖЕСТВЕННЫХ   ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

     

       Конечно ,не  только собственная  творческая  практика  ребенка  влияет  на  его  способность  воспринимать  акварельные  произведения  , но  и наоборот :  общение  с  большим  искусством  может  и  должно  развивать  творческие  способности   ученика  .  Ведь ,  допустим  ,  в акварельных произведениях он  видит замыслы несравненно более глубокие  и воплощение  их  гораздо более  совершенное  ,  чем   в   его  собственном  творчестве  . Но  чтобы  общение  детей  с  акварельными  произведениями , изучение истории искусства  было  максимально  плодотворным  для  их  творческого  развития  нужно  специально  организовать   занятия  по  восприятию   художественных  произведений  .  Главное  -  чтобы  ребенок  научился  воспринимать  картину  как  выражение  человеческого отношения  к  жизни  ,  испытывать  непосредственное  эмоциональное  воздействие произведения  , в  том  числе  и  его  цветового  решения  .

    

25

 Организация  художественного  восприятия  -  неизбежный  процесс  ,  сопровождающий   акты  творчества  .  Эта  организация  налицо  у  ребенка  в

очень  раннем   возрасте  .  Уже  к  концу  первого  периода  детства  у  него  пробуждается  радость  восприятия  художественной  вещи  ,  радость  творческого  преодоления  и  в  этом  восприятии  художественного  содержания  и  формы  . 

       Отличным  методом   воспитания   культуры  восприятия  является  общение  с  произведениями  искусства  .

       Как  это   делать  с  детьми  ? 

       В  раннем  детстве  экскурсия  в   область  искусства  взрослых  ,  да  еще  в  художественные  современные  музеи  ,  сковывающие  живой  дух  искусства  и  его  жизненную  силу  ,  совершенно  недопустима  ; она  не  только  бесполезна  -  она  весьма  вредна  .  Дети воспринимают  неимоверный  по  обилию  

поток  разрозненных  впечатлений  ,  совершенно  чуждый  детской  душе  художественный мир  с  такими  же  чуждыми  и  непонятными  в  своей  условности  способами  выражения  . Между  тем  ,  каракули  и  символы  сверстников  им  близки  и  понятны до  конца  .  Они  легко  читают  символическое  письмо  диких  и  глухих  к  языку  самого  простого  ,  с  нашей  точки  зрения  ,  художественного  рассказа  в  формах  современного  и  старого  нашего  искусства  .  Но  не  следует  вызывать  к  искусству  взрослых  нарочитого

внимания  .То , что  нужно  ,  ребенок  заметит  и  примет  ,  мимо  ненужного  ему  он  просто  пройдет  . При  этом  ,  если  в  некоторых  областях  воспитания  и   обучения  приходится  иногда  прибегать  к  иллюстрации  и  нельзя  ее  заменить  реальным  предметом  ,  наконец  ,  фотографией  ,  то  лучше  всего  пользоваться  реалистически - натуралистическими  произведениями , так  как  в  них  больше  приближения  к  эмпирической  объективности  ,  психофизиологической  общеобязательности  восприятия  .  На  вопросы  ребенка  в  отношении  к  искусству  взрослых  следует  отвечать  точно  ,  прямо  и  искренне  .   Ибо  эти  вопросы  всегда  внутренне   обусловлены . Чаще  всего  это  -  первые  вопросы  об  отношении  художника  к  действительности  ,  о  том  ,  например  ,  почему  на  картине  одни  люди   очень  большие  ,а  другие  маленькие  ,  почему  одно  на  картине  ясно  и  разглядишь ,  а  другое  неясно  ( вопросы  перспективы )  ?  Почему  на  картине ничего  не  разберешь  (  обычно  это 

связано  с  разнообразием  техник  существующих в  акварели  ) ?  На  все  это  следует  отвечать  понятно  и  обстоятельно  .

       Экскурсия   должна  знакомить  в  этом  возрасте  не с механически-мертвой группировкой художественного материала, а вводить в переживание его органических соединений, находящих в то же время отклик в детской душе. Экскурсия может быть применима в разных стадия художественно-творческого процесса у детей, в зависимости от его характера и течения. Иногда в детском творчестве ( а также и у взрослых ) образуются заторы, происходят остановки, наблюдается как бы некое искание творческих сил. Случается это в разные моменты: в начале, в середине; иногда не хватает энергии для последнего нужного

 

 

26

обобщения. Вот тогда экскурсия может выполнить очень большую и целесообразную роль толчка, вызывающего прилив творческих сил. Выбор момента, материала и способа его обработки в экскурсии, построение общего плана последней зависит от педагога, от того, насколько полно и непосредственно он ощущает творческие потребности детей в их естественно развертывающемся порядка. Во всяком случае, он не должен ничего навязывать. Чем свободнее  совершается  группировка  и  усвоение  материала  впечатлений  ,  чем  больше  они  проявляют  самостоятельности  и  собственного  почина  ,  тем  больше   экскурсии им на пользу, тем ор войдет в последующие   творческие ряды душевной жизни детей все добытое во время экскурсии.

       Всякая удачная  художественная экскурсия вообще, - а с детьми в особенности,- есть совместная с педагогом творческая коллективная обработка впечатлений. Ее радость- всегда художественной импровизации. Этим художественная экскурсия в основном типе – переживании  принципиально отличается от всякий иной. В педагогике восприятия вообще следует отправляться от психологии зрителя. Насилие или будет скучно и отвратительно, или вызовет  лживое, неискреннее отношение зрителя к своему восприятию, а детей может прямо извратить. Все должно быть обращено к синтезу. Поэтому - как можно меньше расчленения, анализа. Как можно меньше слов и навязывания педагогом собственной точки зрения. Анализ формы и техники может здесь быть крайне вредным и грубо, болезненно сорвать глубокое и тихое рождение ответного художественного образа в душе маленького зрителя. Такова в основном педагогическая гигиена самого ценного типа общения зрителя ребенка с произведениями искусства. Тип художественной познавательной работы с детьми над произведениями искусства для педагога скрывает в себе меньше всяких опасностей: эта работа не затрагивает глубин душевой жизни ребенка и не вызывается обычно или запросами художественно- техническими( в связи с интересом детей к какому-либо художественному материалу  и способом его обработки), или привлекает детей как средство ознакомления с внешним миром и его содержанием: картина, например, экопомизует впечатления и , обособляя

их  дает возможность на них больше сосредоточиться. Эта последняя  разновидность -  один из моментов общего восприятия образования.

       Нужно быть, несомненно, достаточно грамотным, то есть уметь удовлетворительно, понять выразить, оформить собственный художественный замысел в доступных детям материалах  и  средствах, уметь грамотно разобраться и в произведении искусства, выполненном другими. Иначе, говоря, педагогу в этом  деле необходима техническая подготовка. Эта подготовка , как и всякая добросовестная техническая подготовка, не может быть, короткой  летучей.

       Особо отрицательной  оценки заслуживает самоотравление  учительства тем суррогатом, который носит название «педагогического рисования». В самом деле, в течение недели, двух-трех происходит обычно натаскивание педагогов на усвоение ряда изобразительных схем, технических шаблонов. Любой трафарет без профессиональной  свободы свежесть и непосредственность восприятия и его передачи. Если нет серьезной технической подготовки, пусть лучшие не будет никакой. Целесообразнее предоставить детей их художественному

27

инстинкту, сильному в этом возрасте, чем впечатлять в их сознание почти   не вытравляемое клеймо.

       Вполне известен  унылый шаблон елочек, березок  , зайчиков, свинок, домиков и кораблей, впечатляемый в детское воображение старательными усилиями обученных премудрости педагогического рисования руководителей школ и детских домов. Освобождение детей от такого шаблона всегда крайне трудно. Притупляющее действие его очень велико , и отрицательные следствия неисчислимы.

 

 

2.4 Результаты  экспериментально - исследовательской работы  по формированию  художественного  видения и активизации

детского творчества  посредством  использования  акварели  , на  примере   пейзажа .     

             

       Для  данной  экспериментальной  работы  ,  были  взяты  учащиеся  детской   художественной  школы , 3 год   обучения  . В  общем  - то  ,  достаточно  ровные ,способные  и  талантливые  дети  .Среднего  и  выше  среднего  умственного  развития  .  Экспериментальная  работа  велась  в  течении  года  и  была  разделена  на  три  этапа .Самый  большой  этап  -  это  формирующий  элемент .

 

                          1 . ЭКСПЕРИМЕНТ - КОНСТАНТИРУЮЩИЙ.

 

       На  предложенном  формате  А 3 ,  учащиеся  должны  были  изобразить 

задание  -  пейзаж  по  представлению  с  ярко  выраженным  эмоциональным  состоянием .

Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества