Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.
Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.
Элемент соревнования основан на принципе интереса к победе .
« Кто первый ?», « кто быстрей ?» – важные стимулы развития способностей .
Элемент поиска и находки . Задача искать и находить что – то неизвестное также увлекает детей , проявляющих в этом также свои творческие силы и использующих свой опыт .Это могут быть схожие по форме , цвету , величине предметы и их свойства.
Слова , лаконическая фраза также могут иметь большое значение в качестве игрового элемента , когда они произносятся живо , эмоционально , в определенный момент игры и в определенном темпе .
Естественно , что в одной игре не могут присутствовать одновременно все эти элементы , но один элемент может сочетаться с другим элементом .
Дидактические
игра базируются на таких
программу и учебный план школьного учебного предмета , под психологической основой понималось постепенное усложнение умственных задач в дидактических играх , а под общественно – нравственной основой – всестороннее воспитание и развитие детей в коллективной игровой деятельности.
Художественные
– дидактические игры в этом
плане не должны быть исключени
глазомер , цветовое ощущение и так далее , осуществляя тем самым развитие ребёнка .
Художественно – дидактические игры можно классифицировать исходя из
задач , которые должны решать изобретательным искусством как общеобразовательным школьным предметом. Они будут составлять определенную систему игр и упражнений:
- по развитию глазомера , чувства пропорций и величины;
- по развитию чувства формы .
24
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Невозможно описывать весь материал и оборудование , которое могут использовать различные тренажеры . Ими могут быть различные линолеумные доски разных размеров для коллективного и индивидуального пользования. На этих досках можно нанести краской или процарапать различные линии и геометрические фигуры. Часть игр по развитию наблюдательности и зрительной памяти проводится на улице , для этого используются окружающая природная среда и различные сооружения.
В школьных
помещениях удобно
дидактическим материалом . Дидактический материал является потому дидактическим , что содержит в себе определенные дидактические задачи , на выполнение которых и рассчитан . Этим он существенно отличается от других наглядных пособий , которые содержат в себе решенные задачи. Дидактический материал отличается от пособий еще и тем , что он динамичен , подвижен и потому дает простор детской фантазии , воображению ,активности и поэтому вызывает в себе интерес . Дидактический материал – это , в основном , материал раздаточный . Он может раздаваться индивидуально каждому ученику и может быть в виде нескольких комплектов для групповых коллективных игр- соревнований .
Часто возникает
надобность крепления
2.3 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЭКСКУРСИЙ , И ВОСПРИЯТИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Конечно ,не только собственная творческая практика ребенка влияет на его способность воспринимать акварельные произведения , но и наоборот : общение с большим искусством может и должно развивать творческие способности ученика . Ведь , допустим , в акварельных произведениях он видит замыслы несравненно более глубокие и воплощение их гораздо более совершенное , чем в его собственном творчестве . Но чтобы общение детей с акварельными произведениями , изучение истории искусства было максимально плодотворным для их творческого развития нужно специально организовать занятия по восприятию художественных произведений . Главное - чтобы ребенок научился воспринимать картину как выражение человеческого отношения к жизни , испытывать непосредственное эмоциональное воздействие произведения , в том числе и его цветового решения .
25
Организация художественного восприятия - неизбежный процесс , сопровождающий акты творчества . Эта организация налицо у ребенка в
очень раннем возрасте . Уже к концу первого периода детства у него пробуждается радость восприятия художественной вещи , радость творческого преодоления и в этом восприятии художественного содержания и формы .
Отличным методом воспитания культуры восприятия является общение с произведениями искусства .
Как это делать с детьми ?
В раннем детстве экскурсия в область искусства взрослых , да еще в художественные современные музеи , сковывающие живой дух искусства и его жизненную силу , совершенно недопустима ; она не только бесполезна - она весьма вредна . Дети воспринимают неимоверный по обилию
поток разрозненных впечатлений , совершенно чуждый детской душе художественный мир с такими же чуждыми и непонятными в своей условности способами выражения . Между тем , каракули и символы сверстников им близки и понятны до конца . Они легко читают символическое письмо диких и глухих к языку самого простого , с нашей точки зрения , художественного рассказа в формах современного и старого нашего искусства . Но не следует вызывать к искусству взрослых нарочитого
внимания .То , что нужно , ребенок заметит и примет , мимо ненужного ему он просто пройдет . При этом , если в некоторых областях воспитания и обучения приходится иногда прибегать к иллюстрации и нельзя ее заменить реальным предметом , наконец , фотографией , то лучше всего пользоваться реалистически - натуралистическими произведениями , так как в них больше приближения к эмпирической объективности , психофизиологической общеобязательности восприятия . На вопросы ребенка в отношении к искусству взрослых следует отвечать точно , прямо и искренне . Ибо эти вопросы всегда внутренне обусловлены . Чаще всего это - первые вопросы об отношении художника к действительности , о том , например , почему на картине одни люди очень большие ,а другие маленькие , почему одно на картине ясно и разглядишь , а другое неясно ( вопросы перспективы ) ? Почему на картине ничего не разберешь ( обычно это
связано с разнообразием техник существующих в акварели ) ? На все это следует отвечать понятно и обстоятельно .
Экскурсия должна знакомить в этом возрасте не с механически-мертвой группировкой художественного материала, а вводить в переживание его органических соединений, находящих в то же время отклик в детской душе. Экскурсия может быть применима в разных стадия художественно-творческого процесса у детей, в зависимости от его характера и течения. Иногда в детском творчестве ( а также и у взрослых ) образуются заторы, происходят остановки, наблюдается как бы некое искание творческих сил. Случается это в разные моменты: в начале, в середине; иногда не хватает энергии для последнего нужного
26
обобщения. Вот тогда экскурсия может выполнить очень большую и целесообразную роль толчка, вызывающего прилив творческих сил. Выбор момента, материала и способа его обработки в экскурсии, построение общего плана последней зависит от педагога, от того, насколько полно и непосредственно он ощущает творческие потребности детей в их естественно развертывающемся порядка. Во всяком случае, он не должен ничего навязывать. Чем свободнее совершается группировка и усвоение материала впечатлений , чем больше они проявляют самостоятельности и собственного почина , тем больше экскурсии им на пользу, тем ор войдет в последующие творческие ряды душевной жизни детей все добытое во время экскурсии.
Всякая удачная
художественная экскурсия
их дает возможность на них больше сосредоточиться. Эта последняя разновидность - один из моментов общего восприятия образования.
Нужно быть, несомненно, достаточно грамотным, то есть уметь удовлетворительно, понять выразить, оформить собственный художественный замысел в доступных детям материалах и средствах, уметь грамотно разобраться и в произведении искусства, выполненном другими. Иначе, говоря, педагогу в этом деле необходима техническая подготовка. Эта подготовка , как и всякая добросовестная техническая подготовка, не может быть, короткой летучей.
Особо отрицательной
оценки заслуживает
27
инстинкту, сильному в этом возрасте, чем впечатлять в их сознание почти не вытравляемое клеймо.
Вполне известен унылый шаблон елочек, березок , зайчиков, свинок, домиков и кораблей, впечатляемый в детское воображение старательными усилиями обученных премудрости педагогического рисования руководителей школ и детских домов. Освобождение детей от такого шаблона всегда крайне трудно. Притупляющее действие его очень велико , и отрицательные следствия неисчислимы.
2.4 Результаты экспериментально - исследовательской работы по формированию художественного видения и активизации
детского творчества посредством использования акварели , на примере пейзажа .
Для данной экспериментальной работы , были взяты учащиеся детской художественной школы , 3 год обучения . В общем - то , достаточно ровные ,способные и талантливые дети .Среднего и выше среднего умственного развития . Экспериментальная работа велась в течении года и была разделена на три этапа .Самый большой этап - это формирующий элемент .
1 . ЭКСПЕРИМЕНТ - КОНСТАНТИРУЮЩИЙ.
На предложенном формате А 3 , учащиеся должны были изобразить
задание - пейзаж по представлению с ярко выраженным эмоциональным состоянием .
Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества