Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.
Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.
«лихость» не являются признаками творчества, как иногда считают. Учебные работы бывают недостаточно эмоциональны, свежи и оригинальны, потому они еще несовершенны в художественном отношении, так как учащиеся не имеют опыта, мастерства, не знают всего разнообразия средств для решения учебной задачи или воплощения замысла. Вот почему не следует пугаться « сухости», «сделанности» работ, перегрузки их деталями .Это неизбежно на первых порах в искусстве. С опытом придет свободное творческое овладение натурной и ее законами, а также техническое совершенство. Но этот путь в учебе избавит от преждевременной «мастеровитости» поверхности и манерности.
Конечно , все это не означает, что учебная работа обязательно должна быть « сухой». Ведь достоинство работы определяется не « сухостью» или добросовестным закрашиванием всей плоскости холста краски. Речь идет о том, чтобы в учебных работах последовательно и четко решались поставленные учебно-воспитательные задачи и во взаимосвязи с этим у учащихся воспитывались и развивались творческие дарования.
Самым распространенным
видом учебных работ по
Этюд – произведение
размера. Он целиком выполняется с натуры ради тщательного ее изучения.
В этюде
художник осуществляет
приобретаются и совершенствуются
профессиональные знания и живописное
мастерство во всех жанрах живописи. Это главное назначение различных форм этюдной работы. Игнорирование этих задач обедняет идейно-образное
19
содержание этюда, приводит к условно-вкусовому отображению натуры, снижает качество профессиональной подготовки учащихся.
Вот что писали о задачах этюда с натуры известные русские и советские художники, художники-педагоги. « В этюдах важнее всего достоверность, - подчеркивал художник-пейзажист В.В. Мешков .-Ничего от себя, все от природы! Этюд- это запись состояния природы, эффектов освещения, колористических особенностей, неожиданных композиций. Наблюдать и фиксировать, побольше наблюдать, побольше фиксировать. Обязательно сохранять взволнованность непосредственной встречи с природой.» Известный мастер советской пейзажной живописи Я.Д. Ромас говорил: « Повседневной работа над этюдами – это мое вхождение в жизнь природы и окружающей действительности. Ведь в этюдах отражены сотни наблюдений, записанных в них и , кроме того сохраненных в памяти. Постоянная работа над этюдами необходима и естественна для художника. Десятки написанных этюдов помогают по-настоящему войти в природу углубленно ее изучить и понять , и только тогда она – в результате упорного творческого труда художника – начинает по-настоящему раскрываться перед ним во всем своем многообразии.
Очень четко и ясно задачу учебного этюда сформулировал И.Е.Репин «Этюд с натуры требует самой строгой, серьезной работы, спокойного
анализа предмета и скромной добросовестности и передаче его. Изучать- значит воспринимать, обогащаться познаниями с натуры, запоминанием ее. Можно ли тут что-нибудь прибавлять от себя ? Тут судья всякий. Это наука, это закон». От своего ученика В.А. Серова он требовал глубоко изучения и штудирования натуры. «Главным образом, - вспоминал И.Е. Репин, - строго штудировался тон каждого предмета: калач так калач, чтобы и в тени и в свету , и во всех плоскостях принимавших рефлексы соседних предметов, сохранял ясно свою материю калача: поливный кувшин коричневого цвета имел бы свой гладкий блеск и ничем не сбивался на коричневый кусок хлеба пористой поверхности и мягкого материала. « С.В. Иванов главную задачу этюда видел в непосредственном искреннем отношении к натуре, в передаче сущности изображаемого предмета, в стремлении перенести на полотно живую натуру, достичь правды и в передаче жизни, силы света – эти искания и придают необыкновенную прелесть и ценность этюду. «И если вы в этюде наврете ,- говорил своим ученикам М.В. Нестеров, - то в картине будет еще больше неправды.»
В этюдах
надо стремиться к утверждению
Этюд не
принадлежит к сложным
изображения. Его композиционное построение обычно динамично,
темпераментно, экспрессивно.
Этюд полон напряженной эмоционально
экспромтом. Цель таких этюдов – как можно острее и непосредственнее
20
воплотить на холсте впечатления художника от натуры. В этюдах кратковременно характера возможно изучение каких – либо отдельных сторон натуры и явлений природы.
Этюды могут быть также и длительными, многосеансными, всесторонне разработанными. Известно, что В.А. Серов писал некоторые свои этюды в течение нескольких десятков сеансов. Иногда этюды пишутся в виде эскизов-набросков. В этом случае моделировка формы предметов может оставаться незавершенной . Художники иногда используют этот прием, чтобы подчеркнуть импульсивность, движение, изменчивость природы эмоциональность авторского чувства, рожденного от встречи с ней. В отличие от картины, где цветовое решение автором задумывается заранее.
В этюде оно строится на основе колористического состояния натуры в данный момент. Живописный мазок в этюде, как правило, активен и ясно выражен. Этюды, которые художник собирает для картины , как правило, не переносятся в нее целиком. Правда, в практике имеют место факты, когда тот или иной этюд почти буквально переносятся на окончательное полотно( например, этюд головы, рук, костюма, натюрморта в жанровой картине и т.п.) надо сказать, что и картина не есть увеличенный в размере этюд. Увеличение этюда до картины обычно заканчивается . по выражению В.К.Бялыницкого –Бируля, « мертворожденными произведениями», и картина бывает, как правило, слабее этюда. Не переносятся буквально в картину и впечатлении этюда. В творческой работе их следует расширить , развить, не нарушив ее образность.
Продолжительность работы над этюдом зависит от характера изображаемой натуры , погодных условий. Не всякую натуру можно написать за один сеанс, чтобы с необходимой полнотой воссоздать все своеобразие ее форм, цвета, материальных качеств, особенностей освещения. Так, утренний восход или вечерний восход или вечерний закат солнца быстро и неузнаваемо меняет тонально- цветовое и эмоциональное состояние природы. Чтобы передать эти непродолжительные мгновения , нужны беглые, но четкие и верные этюды-эскизы. В то же время городской мотив изображение человека и деревьев и др. объектов требует длительных форм этюдной работы.
Каждый учебный этюд наряду с решением задач грамотности живописи решает и творческие задачи – композиционного и цветового построения , отображения характера натуры ,техники исполнения и т.п. Творческое отношение учащегося к задачам этюда должно проявляться на каждом этапе его выполнения в организации постановки , выборе мотива , точки зрения на натуру, формата и размера этюда/ компоновке/ , в умении изображение к целостности и
единству, в стремлении передать в этюде эмоциональность, непосредственность впечатлений от натуры и т.д. Работа над этюдом требует, чтобы учащийся постоянно находился в активном творческом поиске .
21
Успешная работа над этюдом обеспечивается следующими условиями :
ее отображения, взволнованным, поэтическим отношением к явлением
действительности;
- красивой постановкой, мотивом пейзажа, сюжетом окружающей
действительности и т.п.
- установкой педагога на задание и программными требованиями, а
также личными целевыми установками;
- правильной методикой работы над этюдом;
- необходимым качеством материалов, инструментов и оборудования для
работы, состоянием рабочего места.
и манере художников, а чаще всего в схематизации, утрировании и
деформации формы, нивелировке цвета , т.е. в стремлении внести в работу с натуры как можно больше надуманной живописно- пластической и технической условности. Начинающие считают, что это и есть якобы творческий подход, проявление « творческого самовыражения», «особого» видения, чувство
вания. Нередко крайне субъективную интерпретацию натуры они пытаются объяснить боязнью потерять порыв вдохновения и « засушить » этюд или рисунок.
реализовать (материализовать) в работе, что естественно, потребует от художника определенного мастерства .
22
2.2 ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
И УПРАЖНЕНИЯ.
Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. В педагогические практике такие игры используют с древних пор, на родоначальником их считается немецкий педагог 18 века Фридрих Фребель . Игру он стал рассматривать как педагогическое средство обучения и воспитания дошкольников и младших школьников .
Дидактические
игры взяты на вооружение
Как и другие дидактические игры , художественно – дидактические игры должны соответствовать определенной структуре.
СТРУКТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННО – ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.
Составными компонентами дидактической игры являются : игровое действие , обучающая задача , правила и определенная педагогическая цель достигаемой игрой .
Если нет обучающей
цели , то игра теряет своё дидактичес
направление .
При выполнение роли метода обучения художественно – дидактические игры должны отвечать основным принципами школьной дидактики .
Так же , как
и во всех других
При отсутствии в дидактической игре игрового начала игра становится дидактическим упражнением . Дидактические упражнения также квалифицируются в педагогической литературе как игровое обучение.
Дидактическая игра , как форма игрового обучения имеет смысл лишь тогда , когда дидактическое обучение задача скрыта от ребенка игровым , занимательным действием . Ребенок не видит явные цели игры , поставленные педагогом , благодаря присутствию в игре игрового элемента. В педагогической практике игрового обучения известны различные игровые элементы Применительно к художественно – дидактическим играм мы выделяем следующие
игровые элементы :
23
Элементы ожидания и неожиданности- появление , исчезновение , поиски и нахождение каких- то дидактически материалов , непредусмотренное повторение действий в игре и так далее.
Элемент загадки –интригует детей , стимулирует их творческую фантазию , мобилизует детский опыт. Этот элемент ярко выражает в различных вариантах игры « Что изменилось ?» и так далее.
Элемент движения . Движения доставляют детям большую радость . Опереться в игре на двигательную активность ребёнка очень важно. Нанизывать , вкладывать ,
вынимать , переставлять , смешивать ,
перекладывать – все эти
Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества