Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.

Оглавление

Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

NAUCHNO-ISSLEDOVATEL'SKAJA RABOTA.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

«лихость» не являются признаками творчества, как иногда считают. Учебные работы бывают недостаточно эмоциональны, свежи и оригинальны, потому они еще несовершенны в художественном отношении, так как учащиеся не имеют опыта, мастерства, не знают всего разнообразия средств для решения учебной задачи или воплощения замысла. Вот почему не следует пугаться « сухости», «сделанности» работ, перегрузки их деталями .Это неизбежно на первых  порах в искусстве. С опытом придет свободное творческое овладение натурной и ее законами, а также техническое совершенство. Но этот путь в учебе избавит от преждевременной «мастеровитости» поверхности и манерности.  

        Конечно , все  это не означает, что учебная  работа обязательно должна быть « сухой». Ведь достоинство работы определяется не « сухостью» или добросовестным закрашиванием всей плоскости холста краски. Речь идет о том, чтобы   в учебных работах последовательно и четко решались поставленные учебно-воспитательные задачи и во взаимосвязи с этим  у учащихся воспитывались и развивались творческие дарования. 

        Самым распространенным  видом учебных работ по живописи  ( как, впрочем , по рисунку и скульптуре) является этюд с натуры ( в основном кратковременного характера).

        Этюд – произведение вспомогательного  характера и небольшого

размера. Он целиком выполняется  с натуры ради тщательного ее изучения.

        В этюде  художник осуществляет глубокое  и всестороннее  изучение жизни в целях правдивого и живого воплощения творческого замысла в картине, разрабатывает отдельные детали будущей картины, разрешает те или затруднения, возникающие в процессе создания произведения (например композиционно-сюжетного, живописно-пластического характера).  Посредством этюдов воспитывается культура зрительного восприятия,

приобретаются и совершенствуются профессиональные знания и живописное                                                                                          

мастерство во всех жанрах живописи. Это главное назначение  различных форм  этюдной работы. Игнорирование этих задач обедняет идейно-образное 

 

 

19

содержание этюда, приводит к условно-вкусовому  отображению натуры, снижает качество профессиональной подготовки  учащихся. 

        Вот  что  писали о задачах этюда с  натуры известные русские и  советские художники, художники-педагоги. « В этюдах важнее всего достоверность, - подчеркивал художник-пейзажист  В.В. Мешков .-Ничего от себя, все от природы! Этюд- это запись состояния природы, эффектов освещения, колористических особенностей, неожиданных композиций. Наблюдать и фиксировать, побольше наблюдать, побольше фиксировать. Обязательно сохранять взволнованность непосредственной встречи с природой.» Известный мастер советской пейзажной живописи Я.Д. Ромас говорил: « Повседневной работа  над этюдами – это мое вхождение в жизнь природы и окружающей действительности. Ведь в этюдах отражены сотни наблюдений, записанных в них и , кроме того сохраненных в памяти. Постоянная работа над этюдами необходима и естественна  для  художника. Десятки написанных этюдов помогают по-настоящему войти в природу углубленно ее изучить и понять , и только тогда она – в результате упорного творческого труда  художника – начинает по-настоящему раскрываться перед ним во всем   своем многообразии. 

        Очень четко и ясно  задачу  учебного этюда сформулировал И.Е.Репин «Этюд с натуры требует самой строгой, серьезной работы,  спокойного

анализа  предмета и  скромной добросовестности и передаче его. Изучать- значит воспринимать, обогащаться познаниями с натуры, запоминанием ее. Можно ли тут что-нибудь прибавлять от себя ? Тут судья всякий. Это наука, это закон». От своего ученика В.А. Серова он требовал глубоко изучения и штудирования натуры. «Главным образом, - вспоминал И.Е. Репин, - строго штудировался тон каждого предмета: калач так  калач, чтобы и в тени и в свету , и во всех  плоскостях принимавших рефлексы соседних предметов, сохранял ясно свою материю калача: поливный кувшин коричневого цвета имел бы свой гладкий блеск и ничем  не сбивался на коричневый кусок хлеба пористой поверхности и мягкого материала. « С.В. Иванов главную задачу этюда видел в непосредственном искреннем отношении к натуре, в передаче сущности изображаемого предмета, в стремлении перенести на полотно живую натуру, достичь правды и в передаче жизни, силы  света – эти искания  и придают необыкновенную прелесть и ценность этюду. «И если вы в этюде наврете ,- говорил своим ученикам М.В. Нестеров, - то в картине будет еще больше неправды.»  

        В этюдах  надо стремиться к утверждению   красоты  и выразительности,  подмеченных  в самой природе, к раскрытию ее пластичности,  живописности.  Это есть суть « правды видения», в которой правдиво увиденное  и  верно  переданное  становится   прекрасным утверждением действительности  в ее собственной данности и в лирическом переживании художником. 

        Этюд не  принадлежит к сложным композиционно  -тематическим формам

изображения. Его композиционное построение обычно динамично,

темпераментно, экспрессивно. Этюд полон напряженной эмоциональной силы. Нередко он пишется в один сеанс, иногда в течение нескольких минут

экспромтом. Цель таких  этюдов – как можно острее и  непосредственнее

 

 

20

воплотить на холсте впечатления художника  от натуры. В этюдах кратковременно характера  возможно  изучение каких – либо отдельных сторон натуры и явлений природы. 

    Этюды могут быть также  и длительными, многосеансными, всесторонне  разработанными. Известно, что В.А. Серов писал некоторые свои этюды в течение нескольких десятков  сеансов. Иногда этюды пишутся в виде эскизов-набросков. В этом случае моделировка формы предметов может оставаться незавершенной . Художники иногда используют этот прием, чтобы подчеркнуть импульсивность, движение, изменчивость природы эмоциональность авторского чувства, рожденного от встречи с ней. В отличие от картины, где цветовое решение автором задумывается заранее.

        В этюде оно строится на  основе  колористического состояния натуры в данный момент. Живописный  мазок в этюде, как правило, активен и ясно выражен. Этюды, которые художник собирает для картины , как правило, не переносятся в нее целиком. Правда, в практике имеют место факты, когда тот или иной  этюд  почти буквально переносятся на окончательное полотно( например, этюд головы, рук, костюма, натюрморта в жанровой картине  и т.п.)  надо сказать, что и картина  не  есть увеличенный в размере  этюд. Увеличение этюда до картины обычно заканчивается . по выражению В.К.Бялыницкого –Бируля, « мертворожденными произведениями», и картина  бывает, как правило, слабее этюда. Не переносятся буквально в картину и впечатлении этюда. В творческой работе их следует расширить , развить, не нарушив ее образность.

        Продолжительность  работы над этюдом зависит  от характера изображаемой натуры , погодных условий. Не всякую натуру можно написать за один сеанс, чтобы с необходимой  полнотой воссоздать все  своеобразие ее форм, цвета, материальных качеств, особенностей освещения. Так, утренний восход или вечерний  восход или вечерний закат солнца быстро и неузнаваемо меняет  тонально- цветовое и эмоциональное состояние природы. Чтобы передать эти непродолжительные мгновения , нужны беглые, но четкие и верные этюды-эскизы.  В то же время  городской мотив изображение человека и деревьев и др. объектов требует  длительных форм   этюдной работы.

 

      Каждый учебный  этюд наряду с решением задач грамотности живописи решает и творческие задачи – композиционного и цветового построения , отображения характера натуры ,техники исполнения и т.п. Творческое отношение учащегося к задачам этюда должно проявляться на каждом этапе его выполнения в организации постановки , выборе мотива , точки зрения  на натуру, формата и размера этюда/ компоновке/ , в умении изображение к целостности и

единству, в стремлении передать в  этюде эмоциональность, непосредственность впечатлений от натуры и т.д. Работа над этюдом требует, чтобы учащийся постоянно находился в активном творческом поиске .

 

 

 

 

 

21

 Успешная работа над этюдом обеспечивается следующими условиями :

    • профессионально-художественным восприятием натуры и мастерством

ее отображения, взволнованным, поэтическим  отношением к явлением

действительности; 

    • содержательным характером натуры, жизненно правдивой интересной и 

-    красивой постановкой,  мотивом пейзажа,   сюжетом    окружающей    

действительности и т.п. 

-    установкой  педагога на задание и программными  требованиями, а 

также личными целевыми установками;

-    правильной  методикой работы над этюдом;

-    необходимым  качеством материалов, инструментов  и оборудования для

     работы, состоянием  рабочего места.  

    Творческий поиск учащихся нередко проявляется в подражании приемам

и манере художников, а  чаще всего  в схематизации, утрировании  и  

деформации  формы, нивелировке  цвета , т.е. в стремлении внести в  работу с натуры как можно  больше  надуманной живописно- пластической и   технической условности. Начинающие считают, что это и есть якобы творческий подход, проявление « творческого самовыражения»,    «особого» видения, чувство

вания. Нередко  крайне субъективную    интерпретацию  натуры они пытаются объяснить  боязнью потерять     порыв  вдохновения и « засушить » этюд или  рисунок. 

      С другой стороны,  творческий порыв,  вдохновение  также  важны   и  занимают не последнее место в творческой работе  художника. Но они не могут служить поводом писать как попало,  по принципу « вдохновения  ради вдохновения ».

      Вдохновение всегда  связано с каким- либо замыслом  идеей, которую нужно

реализовать (материализовать) в работе, что  естественно, потребует  от художника  определенного мастерства .                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

     

 

22

2.2  ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

И УПРАЖНЕНИЯ.

 

       Дидактические  игры представляют собой не  что иное, как игровое обучение. В педагогические практике такие игры используют с древних пор, на родоначальником их считается немецкий педагог 18 века Фридрих Фребель . Игру он стал рассматривать как педагогическое средство обучения и воспитания дошкольников и младших школьников .

       Дидактические  игры взяты на вооружение многими  школьниками предметами . Есть художественно – дидактические игры, музыкально – дидактические и другие . Игры , связанные с изобразительной деятельностью и развивающие те же качества и свойства личности , что и изобразительная деятельность / зрительная память , глазомер , цветовое ощущение / , мы называем художественно – дидактическими играми.

      Как и другие  дидактические игры , художественно  – дидактические игры должны  соответствовать определенной структуре.

 

СТРУКТУРА

ХУДОЖЕСТВЕННО – ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.

 

       Составными компонентами дидактической игры являются : игровое действие , обучающая задача , правила и определенная педагогическая цель  достигаемой игрой .

       Если нет обучающей  цели , то игра теряет своё дидактическое

направление .

       При выполнение  роли метода обучения художественно – дидактические игры должны отвечать основным принципами школьной дидактики .

       Так же , как  и во всех других дидактических  играх , в художественно – дидактических должны действовать непременно два начала . Первое – это учебное , познавательное начало и второе – игровое  занимательное .

       При отсутствии  в дидактической игре игрового начала игра становится дидактическим упражнением . Дидактические упражнения также квалифицируются в педагогической литературе как игровое обучение.  

       Дидактическая  игра , как форма игрового обучения  имеет смысл лишь тогда , когда дидактическое обучение задача скрыта от ребенка игровым , занимательным действием . Ребенок  не видит явные цели игры , поставленные педагогом , благодаря присутствию в игре игрового элемента.  В педагогической практике игрового обучения известны различные игровые элементы Применительно к художественно – дидактическим играм мы выделяем следующие

игровые элементы :

   

 

                                                                                                                       

 

23

   Элементы ожидания и неожиданности- появление , исчезновение , поиски и нахождение каких- то дидактически материалов , непредусмотренное повторение действий в игре и так далее.

       Элемент загадки –интригует детей , стимулирует их творческую фантазию , мобилизует детский опыт. Этот элемент ярко выражает в различных вариантах игры « Что изменилось ?» и так далее.

       Элемент движения . Движения доставляют детям большую радость . Опереться в игре на двигательную активность ребёнка очень важно. Нанизывать , вкладывать ,

вынимать , переставлять , смешивать , перекладывать – все эти движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей .

Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества