Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.

Оглавление

Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

NAUCHNO-ISSLEDOVATEL'SKAJA RABOTA.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

       Так как   первый  этап  проходит  в   начале  учебного  года  , то  пейзаж  выполняется осенний  .

       Для примера  были показаны различные репродукции  картин художников на данную  тематику. Было дано краткое разъяснение,  что такое пейзаж. Образцов выполнения задания другими учащимися или учителем представлено не было.

Учащиеся должны были по представлению  составить,  и  в  цвете выполнить  пейзаж на выбор , веселый , злой.

 

1 ЗАДАНИЕ -  пейзаж  акварель.              

       Уч-ся было  дано краткое разъяснение, что  такое пейзаж, кто или что является героем данного изображения. Без образцов  выполнения, уч-ся

 

28

должны были придумать и изобразить пейзаж ( по выбору, тушью, фломастерами или карандашами.)

       Целью данного  эксперимента, являлось, выявление  базовых знаний которые имели уч-ся на начальном этапе. Из всего класса, на мой взгляд, три мальчика и две девочки имели ярко выраженные  изобразительные способности, и задатки художественного видения. Остальные учащиеся, имели средние способности ( но не ниже среднего).

                

                   

                       2.  ЭКСПЕРЕМЕНТ - ФОРМИРУЮЩИЙ . 

   

       На данном этапе,  перед нами  стояла задача формирования  художественного видения учащимися окружающей среды посредством пейзажа. Формирования новых знаний, умений и навыков.

       Здесь является методика, которая была предложена во втором параграфе второй главы. Особенное внимание уделяем развитию художественного видения посредством игровых форм направленных на развитие у учащихся таких познавательных способностей как наблюдательность, внимание. 

Раздел эксперимента  « Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» включала следующие учебные задачи- изучение образного языка искусства;  

-   способность выразить свое  отношение к искусству;

-   расширение объема знаний и представлений об искусстве;

-   развитие эмоциональной  отзывчивости на прекрасное.

Как пример привожу задания по теме « Эстетическое восприятие  действительности», и задания по теме « Восприятие искусства».

Раздел эксперимента  посвященный отображению реального мира учащимися, т.е. практической работе ( рисованию) включал такие учебные задачи, как:

-   формирование мировоззрения  и активного образного восприятия  жизни;

-   развитие зрительной памяти;

-   умение посильно выразить  сюжет, согласовать предметы и  персонажи по величине, форме, цвету и пространственному расположению.

Как пример,  привожу урок по акварели рассчитанный на два занятия   .

 

На этом этапе учащиеся работали очень  активно, очень быстро определились склонности детей к тому или иному виду изобразительной деятельности. К той или иной способности эстетического восприятия действительности. 

             

                           3.  ЭКСПЕРЕМЕНТ  - КОНТРОЛЬНЫЙ        

              Целью этого эксперимента, являлось, выявление уровня и крепости знаний, полученных при формирующем эксперименте.

       Это занятие   проводится по  окончанию  учебного  года и означает  ,  что  на  улице  весенне – летнее  настроение . Занятие  проводится  на  улице  ,  чтобы 

                                                            

29

дети  могли  передать  увиденное  вокруг  себя  с творческим  энтузиазмом ,  насыщенными  эмоциями. 

       Перед  выходом   на  пленэр  необходимо  настроить   ребят  на  серьезную , увлекательную   работу  ,  создать  творческую  атмосферу  :  провести  небольшую  беседу  с  показом   этюдов  из  методического  фонда  , репродукций  работ  мастеров  акварельной  живописи  , графики  ( например :  этюдов  Т.Остроумовой -  Лебедевой  ,  В. Серова , М.Врубеля  ,  В.Сурикова  , рисунки  И.Шишкина  )    

Учащимся также как и в  первом эксперименте были предложены задания.          

1. ЗАДАНИЕ- нарисовать по представлению  пейзаж с ярко выраженным эмоциональным состоянием ( материал по выбору учащихся).

        В задании, необходимо было показать насколько хорошо развито абстрактно-логическое мышление. При помощи пейзажа необходимо было создать определенное настроение, которое будет хорошо читаться. А  также  колористическое  решение  пейзажа  ,  передача  состояния  :  пасмурно  ,солнечно  , вечер  ,  утро ,  и т. д.  Изучение  особенностей  выбора  характерных  мотивов , их  тематическая  направленность .  Совершенствование техники работы: выполнение  ала прима коротких этюдов на состояние, многослойной живописи с лессировками, с подробной проработкой деталей ).

      Решение зелени  как отражение сложного взаимодействия  различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой. Изучение воздушной перспективы, технических приемов решения травы ,деревьев, неба , воды и т.д 

       Решение больших  цветовых и тоновых отношений   неба, земли, зелени, воды и т. д. Освоение  принципов выбора мотива, его композиционного  решения. Совершенствование техники  работы акварелью. Решение пространственных задач. Выполнение зарисовок архитектурных архитектурных построек, набросков животных в движении.

       Для развития  навыков работы на пленэре  в Ш классе следует уделять  большое внимание композиции  листа, выявлению  пространства  в этюдах и зарисовках пейзажей. Большое значение следует придавать четкости линейно-конструктивного построения и изображения, понятию тональности, колористическому решению и учиться последовательно вести работу.

      От учащихся Ш  класса следует требовать точной  передачи глубины пространства , плановости. При этом они должны пользоваться различными техническими приемами работы акварельными красками и другими художественными материалами.

 

 

 

                    

 

 

 

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследуя тему можно сделать следующие выводы.

Задача развития способностей у детей видеть и отображать мир средствами акварели, обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником развития  формирования способностей является деятельность.

В детской художественной школе у детей способности приобретают целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у учащихся как общих, так и специальных способностей необходимо развить, прежде всего, интерес к окружающему их миру, действительности. Научить видеть их особенное – в обычном, праздничное – в обыденном. Так же, очень полезно для ребенка, если он сумеет это сам сообразить. Понятно, что у ученика, который пассивен во время работы, который не испытывает эмоционального настроя, состояния удовлетворения от художественной работы, не делает умственных и волевых усилий, формирование способностей будет неудовлетворительным.

Невозможно  рассматривать роль пейзажа в  формировании художественного видения, не определив что же такое пейзаж, его виды и характер. Ведь именно на основе его вида и характера складываются определенные принципы построения, которые неразрывно связаны с содержанием и темой каждого определенного пейзажа. Изменение какого-либо из принципов, (например изменение построения ритма в пейзаже), влечет за собой изменение настроения и самого строя картины.

При создании определенного  настроения в пейзаже очень важен  грамотный подбор акварельной бумаги и самой акварели, т.к. их взаимное влияние друг на друга огромно, и  в совокупности они могут дать поразительный эффект. Так, при создании какой-либо композиции, бумага может помочь наиболее точно передать то или иное состояние природы.

Творческое  сознание людей постепенно овладевало искусством отображения окружающего мира.

Менялось содержание, менялись задачи и требования, предъявляемые  художником и зрителями пейзажу. Человек постоянно открывал все новые и новые стороны той природы, которая была объектом его наблюдений и претворении. Мастера акварелисты все более углублялись в неизведанные сферы различных состояний в жизни окружающей действительности. Они научились передавать пространство свет, воздух, окутывающий предметы. В природе художника привлекала то ее способность быть созвучной человеческим чувствам, то мощная сила стихий, безразличная к людям. Пейзаж отразил красоту нацио                                                    нального своеобразия местности. Действительность, измененная человеком, создание его рук – города и стройки – также стали  источником творческого вдохновения. Пейзаж, тонкое, голубое, увлекательное искусство, возникшее много столетий назад, далеко не исчерпало себя.

Пейзаж завоевал одно из ведущих мест в акварели. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о  жизни и судьбах человека, в нем современник говорит о себе и узнает себя.

31

По отношению  к пейзажу художников, можно определить отношение к родной или чужой земле. Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде. Воспитывается художественное видение как таковое. Раннее проявление способностей эстетического восприятия окружающей среды, часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения целенаправленного руководства со стороны взрослых, и прежде всего воспитателя, способности могут не развиваться и глохнуть. Этим объясняются факты, когда многие учащиеся проявляют незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, техническому конструированию, математике, а в старших классах становятся самыми средними учащимися.

Таким образом, всестороннее развитие способности  к художественному видению посредством пейзажа у учащихся в процессе обучения в детской художественной школе обуславливает гармоническое развитие личности учащегося и во многом обеспечивает подготовку сознательных и творчески активных граждан.

Основная цель занятий изобразительным искусством в детской художественной школе духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя любящего искусство.  

Все это должно проявляться, прежде всего, в деятельности самого учителя – творца и деятельности учеников, которые хотят научиться творить.

 

                    Список литературы .

1.Акварель. Советы  начинающим . - М., 1991.

2.БакушинскийА.В.Исследования  и статьи. Избранные искусствоведческие труды - М.: Советский художник , 1981.

3.Барбара   Айзенбарт . Полный курс акварели .- М., 1991.

4.Волков Ю.А.  Работа над живописными этюдами  . - М., 1984.

5.Все о технике  живопись акварелью .Арт –  родник .- М., 1998.

6.Верейский  Г.С. Акварели, рисунки – М.: Советский художник , 1973.

7.Вибер Ж.Е.  Живопись и ее средства .- М.: 1998.

8.Виппер Б.Р.  Введение в историческое изучение  искусств .- М.: Изобразительное искусство , 1985.

9.Дерибе М.  Цвет в деятельности человека .- М.: Издательство литературы по строительству ., 1964.

10.Деготь Е.  Большой и малый мир в русском  пейзаже романтической традиции . В сборнике статей : Пространство картины .- М.: Советский художник , 1989.

11.Кадыйрова  Л.Х. Живопись .: Теоритические вопросы  и практические занятия .- Набережные Челны , 2003.      

12.Как писать  акварелью .- М : ООО Издательство  Астель ,  2002.

13.Маслов И. Я. Пленэр .- М.: Просвещение , 1984.

14.Никашерова Н.П. Наглядные пособия для занятий изо . Искусством .- М.: Просвещение , 1975.

15.Никулина О.Р. Природа глазами художника .- М.: Советский художник , 1982.

16.Пушкарев В.А. Акварели  и рисунки в государственном русском музее .- М.: Изо. Искусство , 1982.

17.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию .- М.: Просвещение , 1981.Пушкарев В.А. Акварели  и рисунки в государственном русском музее .- М.: Изо. Искусство , 1982.

18.Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством .- М., 1985.

19.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство .Краткий словарь художественных терминов .- Обнинск : Титул , 1996.

20.Уильям Ньютон . Акварельная живопись .- Издательство Кристина – новый век- М., 2002.

21.Учебная практика . Пленэр – программа .- М., 1989.

22.Школа изобразительного искусства .- М.,1965 .


Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества