Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.
Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.
Так как первый этап проходит в начале учебного года , то пейзаж выполняется осенний .
Для примера
были показаны различные
Учащиеся должны были по представлению составить, и в цвете выполнить пейзаж на выбор , веселый , злой.
1 ЗАДАНИЕ - пейзаж акварель.
Уч-ся было дано краткое разъяснение, что такое пейзаж, кто или что является героем данного изображения. Без образцов выполнения, уч-ся
28
должны были придумать и изобразить пейзаж ( по выбору, тушью, фломастерами или карандашами.)
Целью данного эксперимента, являлось, выявление базовых знаний которые имели уч-ся на начальном этапе. Из всего класса, на мой взгляд, три мальчика и две девочки имели ярко выраженные изобразительные способности, и задатки художественного видения. Остальные учащиеся, имели средние способности ( но не ниже среднего).
2. ЭКСПЕРЕМЕНТ - ФОРМИРУЮЩИЙ .
На данном этапе, перед нами стояла задача формирования художественного видения учащимися окружающей среды посредством пейзажа. Формирования новых знаний, умений и навыков.
Здесь является методика, которая была предложена во втором параграфе второй главы. Особенное внимание уделяем развитию художественного видения посредством игровых форм направленных на развитие у учащихся таких познавательных способностей как наблюдательность, внимание.
Раздел эксперимента « Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» включала следующие учебные задачи- изучение образного языка искусства;
- способность выразить свое отношение к искусству;
- расширение объема знаний и представлений об искусстве;
- развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Как пример привожу задания по теме « Эстетическое восприятие действительности», и задания по теме « Восприятие искусства».
Раздел эксперимента посвященный отображению реального мира учащимися, т.е. практической работе ( рисованию) включал такие учебные задачи, как:
- формирование мировоззрения
и активного образного восприят
- развитие зрительной памяти;
- умение посильно выразить сюжет, согласовать предметы и персонажи по величине, форме, цвету и пространственному расположению.
Как пример, привожу урок по акварели рассчитанный на два занятия .
На этом этапе учащиеся работали очень активно, очень быстро определились склонности детей к тому или иному виду изобразительной деятельности. К той или иной способности эстетического восприятия действительности.
3. ЭКСПЕРЕМЕНТ - КОНТРОЛЬНЫЙ
Целью этого эксперимента, являлось, выявление уровня и крепости знаний, полученных при формирующем эксперименте.
Это занятие проводится по окончанию учебного года и означает , что на улице весенне – летнее настроение . Занятие проводится на улице , чтобы
29
дети могли передать увиденное вокруг себя с творческим энтузиазмом , насыщенными эмоциями.
Перед выходом на пленэр необходимо настроить ребят на серьезную , увлекательную работу , создать творческую атмосферу : провести небольшую беседу с показом этюдов из методического фонда , репродукций работ мастеров акварельной живописи , графики ( например : этюдов Т.Остроумовой - Лебедевой , В. Серова , М.Врубеля , В.Сурикова , рисунки И.Шишкина )
Учащимся также как и в первом эксперименте были предложены задания.
1. ЗАДАНИЕ- нарисовать по
В задании, необходимо было показать насколько хорошо развито абстрактно-логическое мышление. При помощи пейзажа необходимо было создать определенное настроение, которое будет хорошо читаться. А также колористическое решение пейзажа , передача состояния : пасмурно ,солнечно , вечер , утро , и т. д. Изучение особенностей выбора характерных мотивов , их тематическая направленность . Совершенствование техники работы: выполнение ала прима коротких этюдов на состояние, многослойной живописи с лессировками, с подробной проработкой деталей ).
Решение зелени
как отражение сложного
Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды и т. д. Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Совершенствование техники работы акварелью. Решение пространственных задач. Выполнение зарисовок архитектурных архитектурных построек, набросков животных в движении.
Для развития
навыков работы на пленэре
в Ш классе следует уделять
большое внимание композиции
листа, выявлению
От учащихся Ш
класса следует требовать
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя тему
можно сделать следующие
Задача развития способностей у детей видеть и отображать мир средствами акварели, обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником развития формирования способностей является деятельность.
В детской художественной школе у детей способности приобретают целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у учащихся как общих, так и специальных способностей необходимо развить, прежде всего, интерес к окружающему их миру, действительности. Научить видеть их особенное – в обычном, праздничное – в обыденном. Так же, очень полезно для ребенка, если он сумеет это сам сообразить. Понятно, что у ученика, который пассивен во время работы, который не испытывает эмоционального настроя, состояния удовлетворения от художественной работы, не делает умственных и волевых усилий, формирование способностей будет неудовлетворительным.
Невозможно рассматривать роль пейзажа в формировании художественного видения, не определив что же такое пейзаж, его виды и характер. Ведь именно на основе его вида и характера складываются определенные принципы построения, которые неразрывно связаны с содержанием и темой каждого определенного пейзажа. Изменение какого-либо из принципов, (например изменение построения ритма в пейзаже), влечет за собой изменение настроения и самого строя картины.
При создании определенного настроения в пейзаже очень важен грамотный подбор акварельной бумаги и самой акварели, т.к. их взаимное влияние друг на друга огромно, и в совокупности они могут дать поразительный эффект. Так, при создании какой-либо композиции, бумага может помочь наиболее точно передать то или иное состояние природы.
Творческое сознание людей постепенно овладевало искусством отображения окружающего мира.
Менялось содержание,
менялись задачи и требования, предъявляемые
художником и зрителями пейзажу.
Человек постоянно открывал все новые
и новые стороны той природы, которая была
объектом его наблюдений и претворении.
Мастера акварелисты все более углублялись
в неизведанные сферы различных состояний
в жизни окружающей действительности.
Они научились передавать пространство
свет, воздух, окутывающий предметы. В
природе художника привлекала то ее способность
быть созвучной человеческим чувствам,
то мощная сила стихий, безразличная к
людям. Пейзаж отразил красоту нацио
Пейзаж завоевал одно из ведущих мест в акварели. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человека, в нем современник говорит о себе и узнает себя.
31
По отношению к пейзажу художников, можно определить отношение к родной или чужой земле. Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде. Воспитывается художественное видение как таковое. Раннее проявление способностей эстетического восприятия окружающей среды, часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения целенаправленного руководства со стороны взрослых, и прежде всего воспитателя, способности могут не развиваться и глохнуть. Этим объясняются факты, когда многие учащиеся проявляют незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, техническому конструированию, математике, а в старших классах становятся самыми средними учащимися.
Таким образом, всестороннее развитие способности к художественному видению посредством пейзажа у учащихся в процессе обучения в детской художественной школе обуславливает гармоническое развитие личности учащегося и во многом обеспечивает подготовку сознательных и творчески активных граждан.
Основная цель
занятий изобразительным
Все это должно проявляться, прежде всего, в деятельности самого учителя – творца и деятельности учеников, которые хотят научиться творить.
Список литературы .
1.Акварель. Советы начинающим . - М., 1991.
2.БакушинскийА.В.Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды - М.: Советский художник , 1981.
3.Барбара Айзенбарт . Полный курс акварели .- М., 1991.
4.Волков Ю.А.
Работа над живописными
5.Все о технике живопись акварелью .Арт – родник .- М., 1998.
6.Верейский Г.С. Акварели, рисунки – М.: Советский художник , 1973.
7.Вибер Ж.Е. Живопись и ее средства .- М.: 1998.
8.Виппер Б.Р.
Введение в историческое
9.Дерибе М. Цвет в деятельности человека .- М.: Издательство литературы по строительству ., 1964.
10.Деготь Е. Большой и малый мир в русском пейзаже романтической традиции . В сборнике статей : Пространство картины .- М.: Советский художник , 1989.
11.Кадыйрова Л.Х. Живопись .: Теоритические вопросы и практические занятия .- Набережные Челны , 2003.
12.Как писать акварелью .- М : ООО Издательство Астель , 2002.
13.Маслов И. Я. Пленэр .- М.: Просвещение , 1984.
14.Никашерова Н.П. Наглядные пособия для занятий изо . Искусством .- М.: Просвещение , 1975.
15.Никулина О.Р. Природа глазами художника .- М.: Советский художник , 1982.
16.Пушкарев В.А. Акварели и рисунки в государственном русском музее .- М.: Изо. Искусство , 1982.
17.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию .- М.: Просвещение , 1981.Пушкарев В.А. Акварели и рисунки в государственном русском музее .- М.: Изо. Искусство , 1982.
18.Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством .- М., 1985.
19.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство .Краткий словарь художественных терминов .- Обнинск : Титул , 1996.
20.Уильям Ньютон . Акварельная живопись .- Издательство Кристина – новый век- М., 2002.
21.Учебная практика . Пленэр – программа .- М., 1989.
22.Школа изобразительного искусства .- М.,1965 .
Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества