Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.

Оглавление

Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

NAUCHNO-ISSLEDOVATEL'SKAJA RABOTA.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

освещения, атмосферных  явлений  и  влияния всего этого на предметный мир пейзажа. Разные времена года, части суток, солнечный или лунный свет, ветер

( слабый или сильный)- и все  это оказывает  огромное влияние на вид природы и способно очень быстро преобразить пейзаж до неузнаваемости ( например, быстро надвигающаяся гроза , вспышки молнии, ураган, восход или закат солнца).     

      Природные  явления, влияя на общее   состояние пейзажа вызывают у  нас 

ответные чувства - тревогу, страх, печаль, радость и т. п.  Поэтому   в

пейзажной  живописи важно  верно передать состояние освещенности,

атмосферные явления, пространство и вызвать тем самым у зрителя 

соответствующие чувства. Им пейзаж, как никакой другой жанр, способен

пробудить горячее, пронзительное чувство любви к Родине родной земле. Он играет огромную роль в патриотическом, нравственном, эстетическом

воспитании человека.

       В живописи  пейзажа художник имеет относительную  свободу в 

колористических  поисках, трактовке  эмоциональных переживаний при

восприятии пейзажа. Однако, по выражению К.Ф. Юона, в злоупотреблении этой относительной свободой скрыта « опасность творческого оскудения или безответственности искусства». В  «Заметках пейзажиста» В.В. Мешков

отмечал , что работая над картиной, он всегда заботился о материальности формы.  Камень должен быть камнем, пишет он- а не просто цветовым

обозначением , и хорошо, когда зритель  может понять, гранит это известняк  или песчаник. Надо заметить , что  в молодости, не без влияния определенных художников,   я  считал  понятием по счастью , я скоро отказался от этого  вредного утверждения. Обобщить в картине- не значит отказываться от

стремления к совершенству формы. Работа над пейзажем, как и работа над

фигурой, портретом, требует от художника умения свободно рисовать и писать

красками. В противном случае затруднения в передаче

живописно-пластических качеств натуры

вынуждают  художника  изображать  предметы    приблизительно,

декоративным  пятном. Так иногда в этюдах изображаются облака, деревья, дома, животные , люди и т.д.  Однако изображение в пейзаже  названных  предметов и объектов – это не только живописная задача. Это органичная

задача  по созданию  образа  природы.  Да и  живописную задачу трудно

решить , если, например , плох предварительный рисунок.

                                                               5        

 Вместе с тем рисунок в  пейзаже не следует  понимать  и как стремление к графичности ,жесткости изображения. Например, картины И.И. Левитана

« Свежий ветер» , « Березовая роща » не графичны, но нарисованы очень

убедительно. Вот почему пейзаж надо не только учиться писать ,но и рисовать – графитным и цветными карандашами, пером, углем , сангиной, работать в гравюре и т.п. Разнообразие техник, материалов в работе над  пейзажем широко приняли  И.И. Шишкин, И.И.Левитан. Начинающие живописцы должны

изучать природу во всех ее проявлениях, постоянно развивать и накапливать  запас  наблюдений и представлений  о ней.       Надо всесторонне  анализировать различные явления, объекты , детали элементы пейзажа, как в отдельности , так и во взаимодействии с окружающими предметами, освещением, средой. Надо изучать гармонию цвета, форм , деталей окружающего мира, писать длительные и кратковременные этюды в различное время года, дня и состояния погоды, делать  наброски и зарисовки как с отдельных элементов пейзажа, так и с панорамных, картинных видов.

       Работа над  пейзажем, нельзя его просто «  срисовывать». Пейзаж требует

от художника взволнованного, поэтического  отношения к действительности.

Живописец передает не только видимый  « предметный сюжет» красоту пейзажа, но и то   настроение которое вызвал  в его душе изображаемый мотив. Если же он оставил художника равнодушным, то это неизбежно проявится и в этюде, который будет пустым , холодным , хотя внешне, в   техническом отношении, может быть исполнен достаточно уверенно  .

       С  чего  начинать работу над пейзажем? Прежде чем  начать рисовать  или писать пейзаж, надо хорошо  его знать в целом и в  деталях. Ни в коем случае нельзя пренебрегать изучением так  называемого микропейзажа ( малых форм ) т.е. надо обязательно рисовать и писать травы, кустарники, цветы,  камни, ко

ряги,  стволы  и  кроны  деревьев,  облака  в  их  естественном состоянии. Далее возможны задания, в которых ставится  цель изучить и  передать , допустим, характер, « портрет» всего дерева- его пластику , цвет ствола и веток, характера

кроны. Здесь не исключается  требование передачи  пространства, материальности предметов, задача цельности изображения.

       В следующих заданиях можно писать отдельные предметы- транспорт,

деревья, растения с каким- либо планом ( фоном) пейзажа: небом, лугом ,косогором, рекой и. т. д. Так , следует идти от изучения отдельных малых  форм, предметов к изображению группы предметов, объектов  в их взаимосвязи между собой, с окружающей средой, пространством, освещением. Дале- живопись пейзажа с многоплановым пространством, передача состояния освещенности, световоздушной среды и влиянии всего  этого на предметный мир пейзажа. Разумеется , выполнение таких упражнений не исключает параллельной работы над различными видовыми  этюдами ( мотивами или этюдами на состояние) .

       В природе имеется  бесчисленное множество различных  пород деревьев,  кустарников,  трав, цветов и другой растительности. Их формы, размеры, характер пластики, цвет веток , стволов, листьев и кроны в целом бесконечно разнообразны. В то же время они имеют характерные признаки,  по которым мы легко  отличаем их как зимой, так и летом (например,  березу от клена или акации,

                                                            6

сосну от ивы, лопух от полыни). В  свою очередь каждое отдельное растение или дерево имеет свои отличительные  признаки, свое « лицо» среди  родственных ему видов. И вот эти особенности растительного  мира художник должен уметь подмечать и передавать в своих работах.

       Особого внимания  требуют к себе вести деревьев  – их общее очертание, характер, пластика, взаимное положение в  пространстве.В этюдах учащихся ветви  изображаются, как правило, фронтально, « распластанными» на плоскости, редко в глубь условного пространства или  идущими вперед на зрителя.

       Рисование  облаков также необходимо, как  и рисование наземных предметов. облака бывают различной формы, величины, светлоты, цветовой  окраски. Их цвет зависит от рефлекса неба, от того над каким  пейзажем на земле они

проплывают, от состояния  атмосферы вечернего или дневного освещения. Характер облаков может быстро изменятся, как они не только движутся по ветру , но одновременно изменяются по очертаниям. Поэтому необходимо запоминать

первоначальный вид  облаков и иногда по памяти дописывать  этюд, стараясь  выдержать его  в том состоянии, с которого начиналась работа. 

     Не меньше внимание  надо уделять изображению воды  и отражениям в ней предметов, неба в различную погоду. Подобно изучению малых форм микропейзажа, надо учиться рисовать и писать форму, пластику, цвет, движение одной или  даже части волны. Такие этюды следует делать в графическом и цветовом  выражении. Затем полезно написать несколько этюдов водной поверхности с волнами.      

       Особого  внимания требует живопись городского  пейзажа. Если эмоциональный  строй, допустим, горного , морского или просто « видового « пейзажа создается естественной природной гармонией форм, цвета , величин предметов, то в городском, индустриальном или сельском пейзаже многое зависит от умения людей создавать эту  гармонию, « вписывать» в пейзажа. Местности город, село , кварталы, улицы, дома художественно-декоративное  Оформление и .т.д. Город наполнен большим количеством транспорта с различной окраской , людей в разноцветной одежде, всевозможным оформлением: световыми рекламами, лозунгами, плакатами , афишами, дорожными знаками, светофорами и т. д. Все это создает своеобразный  образ того или иного города его  эмоциональный настрой и вместе с тем очень большие трудности в выборе мотива и его изображения.

       Работа над  этюдами городского пейзажа требует  от учащихся умения рисовать дома ,транспорт ,улицы в соответствии с законами перспективы ;умения разобраться во всем многообразии цвета ,света, масштабности предметов и объектов ,увидеть во всем характерное ,привести изображение к цельности и единству.

       Городской пейзаж  требует глубокой и всесторонней  подготовки. Надо делать этюды, а также зарисовки ,наброски архитектурных ансамблей, сооружений, отдельных зданий ,их частей , деталей ,декоративных украшений .В этюдах важно художественное постижение характера зданий, их живописно-

 

 

7

пластических качеств ,изучение стилевых особенностей архитектурных ансамблей .

      Надо обращать  внимание и подмечать ,как интересно  сочетаются формы, объемы ,материал ,цвет ,масштабность зданий с легким  ажурным плетением ветвей и  листвы деревьев ,как выглядят  в окружении архитектурных сооружений люди, транспорт ,как смотрится архитектура по отношению к небу , деревьям в различное время дня и в разных погодных условиях .

        Каждый мотив интересен .Свои  наблюдения, поиски надо стараться  делать в различное время дня  ,при разном состоянии погоды  и точках зрения на

 натуру .  В поисках  интересного мотива полезно походить  по улицам,окраинам или выйти  за город ,село , в поле ,в лес,  на речку.  Важно ,чтобы увиденный  мотив заинтересовал художника.

                  

 

                           1.2    ИЗ ИСТОРИИ АКВАРЕЛИ.

 

       Живопись  акварелью  в  современном  ее  представлении   возникла  сравнительно  недавно: в конце  18-начале 19 века. К этому времени были выработаны  определенные методы и технические приемы, обеспечившие ее расцвет и широкое признание. Акварельная живопись первой половины 19 века получает распространение как миниатюра на бумаге, сохраняя качества, присущие миниатюре на кости и эмали: тонкий рисунок, тщательную моделировку формы и деталей мелкими штрихами и точками, чистоту красок. В начале 19 века крупные  матера акварели работали в Англии. Это – У. Тернер,  Р. Бонингтон , Дж. Констебль и другие.Во Франции акварелью писали О.Домье, Т. Жерико и Э. Делакруа. Великолепные образцы искусства акварели и жанровой живописи, и в портрете в тот период оставлены русскими художниками: К.П. Брюлловым, П.Ф. Соколовым, П.А. Федотовым и др. В конце 19 века акварель приобретает новые качества в произведениях И.Е. Рерина, В.А. Серова, М.А. Врубеля. В работах этих мастеров техника исполнения становится более свободной и  темпераментной. Мастера советского искусства – А.М. Герасимов, Кукрыниксы, О.Г.

Верейский и многие др. – продолжают лучшие традиции акварельной живописи, особенно в области книжной иллюстрации  и в пейзаже. На прилагаемых

репродукциях с работ русских художников мы можем видеть не только возможности, которые заключает в себе акварель как материал живописи, но и разнообразие применяемых художником технических приемов. В картине Брюллова “Семья итальянца” раскрываются особенности художественной манеры, получившей в истории живописи наименование техники миниатюры. Здесь четкий классический рисунок, тщательная проработка деталей, тонкая

моделировка фактуры предметов и тканей.”Итальянский пейзаж” А. А. Иванова выполнен более свободно. Художник достигает совершенства в передаче естественного освещения, воздушности, глубины пространства. Возможности акварели в портрете раскрывает работа И.Е. Репина « Д.И. Менделеев»  Портрет отличается интенсивностью цвета и характерной для репинской  живопси силой и

8

материальностью. Пейзаж А.П. Остроумовой - Лебедевой «Пруд в Павловске» написан в широкой, композиция построена крупными объемами , краски, хотя и прозрачны, но взяты в глубоких, бархатистых тонах. Черная акварель М. А. Врубель « Демон и  Тамара», выполненная как иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова « Демон, показывает, что при умелом использовании даже одного цвета можно достигнуть большой выразительности образов, богатства тона, многообразия в трактовке форм и фактуры предметов. Как видно, возможности и средства технического использования акварели безграничны. Что ни мастер, то свой  художественный  язык, свои приемы; они учат быть внимательным к передаче правды жизни , к точному рисунку, к материальным свойствам предметов условиям среды и характеру освещения.

                                 

 

1.3  РОЛЬ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ  В ПЕРЕДАЧЕ

СОСТОЯНИЯ   ПРИ РАБОТЕ НА ПЛЕНЭРЕ .

 

       В этой главе  показано цветовое  изменение  пейзажа  в зависимости от  времени года , и одновременно предлагается знакомство с  техникой рисования акварелью по мокрому грунту. На двух пейзажах изображены  весна и  лето в характерных для них цветах. В главе, посвященной технике рисования  по мокрому грунту, мы отказались от зимнего  пейзажа, так как, для того чтобы иметь возможность лучше изобразить белую поверхностью снега, должна использоваться негативная прочная краска. Каждая время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву небо. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой , о ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для  весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зеленый цвет, летние поля зерновых погружены в теплую желтизну,  а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми и желтыми тонами. Эти и другие краски должны  использоваться и применяться вполне обдуманно. Сделанный с натуры карандашный набросок дает представление о характере ландшафта, деревьях на противоположном берегу озера и слегка структурированном переднем плане. Набросок является важным вспомогательным средством и канвой для разбивки вашей картины на части. Он проект ом во время работы. Если вы пишете акварелью,

Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества