Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности влияния акварельной живописи на активизацию детского творчества посредством пейзажа на пленэре.

Оглавление

Введение ________________________________________________ 1
1. Общие понятия акварельной живописи _____________________3
1.1 Пейзажная живопись____________________________________4
1.2 Из истории акварели ____________________________________5
1.3 Роль акварельной живописи в передаче состояния при работе
на пленэре ______________________________________________ 8
1.4 Основы живописи акварелью ____________________________10
2. Активизация детского творчества средствами акварели_______13
2.1 Учебные и творческие работы над этюдами , их задачи и
особенности _____________________________________________19
2.2 Художественно-дидактические игры и упражнения _________24
2.3 Требования к проведению художественных экскурсий и
восприятию художественных произведений __________________26
2.4 Результаты экспериментально-исследовательской работы
по формированию художественного видения и активизации
детского творчества при работе над пейзажем акварелью_______ 29
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

NAUCHNO-ISSLEDOVATEL'SKAJA RABOTA.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

       Ничто в композиции  не должно повторяться. В первую  очередь – силуэты. Композиция должна  объединять в единое, нерасторжимое целое бесконечное разнообразие деталей.

       Выразительность  композиции зависит от контрастов, лежащих в ее основе. В композиции сочетаются не только разнообразные, но и контрастные противоположные элементы: объем и плоскость, свет и тень, большое и малое, близкое и далекое, цвета  холодные и теплые, а также контрасты положений, на которых строится сюжет. Детали композиции должны быть только разнообразны и выразительны, но и динамичны, ибо жизнь – это движение. Через один изо-

14

браженный момент композиция должна передавать тол, что предшествовало ему что может последовать. Художник должен воспринимать и передавать жизнь в ее движении, развитии.

       Композиция должна  быть  не только содержательной  и умелой, но и новой. Искусство не просто фиксирует то ,что видит в жизни художник. Искусство есть постоянное открытие прекрасного в обыденном. Способность видеть новое в жизни и находить ему соответствующую пластическую форму – основа новаторства. Итак, легко увидеть , что основными законами  искусства являются всеобщие законы жизни природы, мышления, истории, своеобразно выраженные в специфической области, законы диалектики. Основа художественного образа – зрительное восприятие, и чем больше у учеников знаний и представлений об архитектуре и пейзаже , тем богаче и выразительнее будут их рисунки. И эмоционально- чувственные впечатления в процессе формирования художественного образа играют важную роль. Психологи утверждают, что когда ученик способен использовать ранее усвоенные знания, способы и навыки для решения новой задачи, то он, безусловно, проявляет свою творческую инициативу, иначе говоря, творит. Умение ученика комбинировать и преобразовывать ранее известные ему способы деятельности при решении поставленной задачи говорит о его творческом подходе к делу. На занятиях изобразительным искусством ученик всегда должен  подходить к решению учебных задач. Например ,приступая к рисованию композиции архитектурного пейзажа, он творчески и 

использует свои  знания и навыки о человеческих пропорциях, которые  возможно будут размещаться в данной композиции, о законах линейной и воздушной перспективы. Т.е. ученик творчески использует свои знания и навыки. Рисуя с натуры или по представлению ученик активно включает свои навыки, знания и воображение, а это  уже творческий процесс. Занимаясь изобразительной деятельностью , ученик в своей работе создает воображаемое пространство, что  требует от него активного творческого мышления. Творческая  активность здесь проявляется в самостоятельности мышления.

       Творчество вообще  является двигающей силой, которая  развивает и формирует способности к изобразительной деятельности. Этого нельзя забыть, обучая детей ИЗО  искусству. И основываясь на общие дидактические принципы, педагог должен стимулировать творческие ростки и личности ребенка. Чтобы более полно рассмотреть их влияние формирование творческого мышления и взаимосвязь между ними – надо шире ознакомиться с дидактическими принципами. О них речь пойдет далее. 

       Изобразительное  искусство, как один из учебных  предметов общеобразовательной школы, имеет важное значение в воспитании учащихся. Занятия изобразительным искусством вооружают школьника основами научных знаний, способствуют познанию детьми окружающего мира и содействуют их идейному, нравственному и эстетическому воспитанию.

       В процессе  обучения изобразительному искусству  у школьников развивается мышление , зрительная память, творческое воображение, художественные способности, эстетические чувства, играющие немаловажную роль в формировании мировоззрения. Все это находит свое решение при реализации систему

15

учебно- воспитательных задач, постановленных перед предметом « Изобразительное искусства». Их успешное выполнение возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов в процессе преподавания, которые приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости  от специфики преподаваемого предмета.

   Принципы воспитывающего обучения; научности обучения, систематичности и последовательности; прочности усвоения учебного материала; наглядности обучения; создания проблемных ситуаций , все они играют важную роль в учебно- воспитательном процесс. Надо отметить ,что принципы сознательного и активного обучения, также чрезвычайного важны в обучении изобразительному искусству. Пребывание сознательности и активности обусловлено необходимостью осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу. Особенно важным самостоятельность, творческое отношение учащегося к процессу изображения во время рисования  на темы и декоративного рисования.

       Специфика этих  видов работы обуславливает необходимость  самостоятельного творческого решения рисунков и заданную тему- акварельный пейзаж, иллюстрации к сказке, басне , стихотворению и т.п. для того , чтобы ученик творчески подошел к выполнению заданий, учитель должен подробно проанализировать цели и задачи урока, объяснить последовательность работы, указать материал, в котором следует выполнять рисунок, заинтересовать ученика заданием. В этом случае процесс познания будет отличатся активностью, глубиной и последовательностью.

       Еще один принцип,  который позволяет развивать,  формировать, обучать  в процессе учебы- это принцип доступности. Он основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей. При этом правильно определенная  посильность  обучения  способствует  активизации  мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития.

       Так изучение и передача в рисунке формы предметов действительности во фронтальном положении без передачи объема, перспективного сокращения формы (1-2 классы постепенно завершается анализом и изображением в рисунке предметов в различных пространственных положениях с передачей объема, перспективного сокращения формы ( 3-4 классы ). Все принципы опираются на психологические основы обучения, развития и формирования творческих способностей и художественного мышления.

       Рассмотрим , как  осуществляется развитие и формирование  зрительного восприятия, мышления, памяти, чувств и др. Психологических процессов на уроках тематического рисования с натуры. На уроках ИЗО ученик ДХШ, изображая тот или иной предмет, накапливает зрительные образы, т.е. отображает окружающую действительность через ощущение и восприятие, что в свою очередь выражается чувством отражения. При этом в процессе отражения  действительности глубокое  всестороннее познание ее возможно лишь при участии мышления, в ходе анализа и синтеза. С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные связи между ними, которые

 недоступны непосредственному познанию . В ИЗО искусстве любой процесс                                                                                                                                

 

16

изображения  построен на постоянном мышлении, т.е. мышлении, т.е. при участии: анализа, синтэза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации.

       Одно из важнейших  условий успешного обучения изобразительному  искусству- развитие у школьников наблюдательности. Учитель должен все время помнить, что развитие наблюдательности является необходимым условием успешной творческой работой над рисунком. Занимаясь рисованием на тему « Архитектурный пейзаж, школьник проявляет наблюдательность, вспоминает свои впечатления и жизненные наблюдения. Также целенаправленное развитие внимание в зрительной мере на уроках ИЗО определяет успех познания учащимися окружающей действительности и дальнейшего творческого отражения в своих работах 

       Большую  роль  в развитии и формировании творческих способностей играет зрительная память. Специфика изобразительной деятельности требует довольно высокого уровня развития зрительной памяти. Изобразительное творчество школьников не мыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, которые в совокупности со зрительными образами, полученными непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ , необходимый школьнику для его реализации в тематическом рисунке. Конечно целью школьника является также знание предмета, которое давало  бы возмож

ность владеть  умением изображать его по представлению совершенно свободно. Необходимо у школьников развивать способности рисовать по памяти и по

представлению. Нередко в практике преподавания изобразительного искусства рисования по памяти и по представлению противопоставляется рисованию с натуры. Некоторые преподаватели считают, что рисование по памяти и по представлению не имеют точек соприкосновения  с рисованием с натуры и , что успех в изобразительном творчестве достижим только в том случае, если художник будет все время рисовать по представлению и, как можно меньше с натуры , так как натура сковывает оперирование образами- представлений- однако это не так. Рисование по памяти  и по представлению в изобразительной деятельности занимает важное место. Но представления, которые необходимые в художественном творчестве- представление обогащенные. Если   представления  не   подкреплены восприятием натуры в процессе изображения или перед изображением, они носят, как  правило, очень общий и расплывчатый характер . Например, занимаясь на занятиях изображением архитектуры и пейзажа, на уроках ИЗО ученик ДХШ не получивший навыка натурного изображения природы и различного облика отдельных зданий и  ансамблей архитектуры, сталкивается с определенными трудностями, т.к. образы предметов носят расплывчатый характер. Внимание изучение натуры, постоянный анализ и синтез сравниваемых сравниваемых свойств и особенностей, изображаемых объектов , упражнения в рисовании по памяти и по представлению служат той  необходимой базой, на основе которой развивается воображение школьника, и особенно творческое воображение.

       Формированию  творческого воображения и мышления  детей способствует и рисование на темы . В процессе  тематического рисования учащийся  должен 

самостоятельно раскрыть  конкретную тему  , сюжет ,  творчески  решить ком-

                                                               17

позицию  , продумать  цвет, освещение . В рисунках на темы ярко проявляется  самостоятельность , оригинальность  мышления , умения рисовать от себя  -  выражать изобразительными средствами  свои мысли и чувства .

     Еще  одна  из  центральных  проблем  методики  изобразительного искусства -  развитие творческих  способностей учащихся  . Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического  применения  знаний , умений и навыков . Обучение и воспитание служат решающим фактором  в формировании  способностей . В  школьниках необходимо формировать умение образно мыслить .  Изобразительное творчество основано на содержании новых художественных образов. В сущности, любая композиция   требует умения образно увидеть изображаемое. Нельзя создать  сюжетную композицию, предварительно ясно не представив ее, причем по мере выполнения уточняются образы воображения, конкретизируется композиция в целом и в представлении учащегося. Вот почему способность  образно мыслить, четко представлять изображаемое, особенно тесно связано с способностью компоновать. Развивать эту способность необходимо с первых занятий рисованием и на протяжении всей изобразительное деятельности. Умение учебника компоновать непосредственно проявляется на уроках иллюстрирования и на заданные темы. И играет важную роль , т.к. неумело закомпонованный рисунок не сможет правильно передать задуманный художественный образ и его смысл в работе ребенка.

 

 

2.1 УЧЕБНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ НАД ЭТЮДАМИ

ИХ ЗАДАЧИ И  ОСОБЕННОСТИ

         Между учебной работой начинающего  живописца и картиной художника существуют большие различия. Картина художника отличается от учебной работы глубиной  раскрытия темы. Сюжета, характера героев, сложностью и совершенством композиционно - пластического и  цветового  построения, мастерством исполнения и т.п. Различны также и  рабочие установки учебной работы и творческой картины. В первом случае для  всех учащихся группы или курса ставится  определенная учебная задача , во втором - художник руководствуется личным творческим замыслом.

         В процессе  выполнения учебных работ начинающие  художники последовательно, в определенной системе овладевают знаниями, умениями и

навыками, познают закономерности окружающего мира и картинной  плоскости,  приобретают культуру  зрительного  восприятия , воспитывают в себе умение выражать изобразительными средствами полученные впечатления от натуры и т.п. Разумеется, этих вопросов не исключает и творческая практика художника. Однако зрелый мастер решает все эти  вопросы на более высоком уровне. И те задачи искусства, которые учащийся только начинает постигать, опытный  мастер уже знает. В картине и в подготовительных эскизах , 

этюдах к ней художник ведет поиск наиболее полного воплощения своего

                                                                                                                       

18

замысла. Вооруженный знаниями и оптом, зная конечную творческую цель, живописец решает задачи, ведущие к этой цели, уверенно, виртуозно. Причем используются изобразительные средства, технические приемы, присущие именно данному художнику. Но за всем этим стоят долгие годы учебы , труда штудирования натуры, глубокого, заинтересованного изучения жизни опыта мастеров прошлого и современников .

        Для учебной  работы характерны прежде всего  познавательность, углубленное и всестороннее изучение натуры ( в связи с чем учащиеся

изображают иногда предметы со всеми  подробностями). Нередко учебные  этюды бывают излишне« засушены», « дробны», «фотографичны»,«протокольны», похожи друг на друга не только в сюжетно-тематическом плане ( все учащиеся пишут одну постановку), но и в техническом исполнении. Все это вполне естественно, и сухость, робость учебной работы нельзя считать признаками ее слабости или отсутствия  у автора творческого дарования.

       В то же время   и вольное отношение учащегося  к задачам этюда, некая

Информация о работе Влияние акварельной живописи на активизацию детского творчества