Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 23:28, реферат
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Введение.
Проблема одаренности
в настоящее время становится
все более актуальной. Это, прежде
всего, связано с потребностью общества
в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей
среды требует не только высокую
активность человека, но и его умения,
способности нестандартного поведения.
Раннее выявление,
обучение и воспитание одаренных
и талантливых детей составляет
одну их главных задач
Бытует мнение,
что одаренные дети не нуждаются
в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Однако в силу личностных
особенностей такие дети наиболее чувствительны
к оценке их деятельности, поведения и
мышления, они более восприимчивы к сенсорным
стимулам и лучше понимают отношения и
связи. Одаренный ребенок склонен к критическому
отношению не только к себе, но и к окружающему.
Поэтому педагоги, работающие с одаренными
детьми, должны быть достаточно терпимы
к критике вообще и себя в частности. Талантливые
дети часто воспринимают невербальные
сигналы как проявление неприятия себя
окружающими. В результате такой ребенок
может производить впечатление отвлекающегося,
непоседливого, постоянно на все реагирующего.
Для них не существует стандартных требований
(все как у всех), им сложно быть конформистами,
особенно если существующие нормы и правила
идут вразрез с их интересами и кажутся
бессмысленными. Для одаренного ребенка
утверждение, что так принято, не является
аргументом.
Одаренные дети
достаточно требовательны к себе,
часто ставят перед собой не осуществимые
в данный момент цели, что приводит к эмоциональному
расстройству и дестабилизации поведения.
Такие дети нередко с недостаточной терпимостью
относятся к детям, стоящим ниже их в плане
развития способностей. Эти и другие особенности
таких ребят влияют на их социальный статус,
когда они оказываются в положении “неодобряемых”.
В этой связи необходимо добиваться изменения
такой позиции, и, прежде всего, это связано
с подготовкой самих педагогов.
В современной
литературе появляется все больше статей,
публикаций, так или иначе затрагивающих
эту тему. Правда, все они всего лишь капля
в море психологических проблем, появляющихся
у учителей и родителей одаренных детей
в наше время, когда информация меняется
каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним
школьникам приходится вмещать столько
в свою память, что порой их молодая неустойчивая
психика не выдерживает таких нагрузок.
Отсюда эмоциональные срывы, подавленность.
Тут уже не приходится говорить о развитии
творческого потенциала, требующего бережного,
вдумчивого отношения, происходит непрерывная
гонка за количеством и качеством знаний.
В этой связи
хочется отметить работы известного
психолога, доктора психологических
наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению
психики одаренных детей
Свои психологические
модели были разработаны и рядом
западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де
Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс.
И, наконец, можно отметить великолепную
исследовательскую работу доктора психологических
наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых
им была разработана дифференцированная
система обучения, дающая больше возможности
для проявления индивидуальности ребенка.
В данной работе
3 главы. В первой главе будут рассмотрены
теоретические аспекты
В третьей главе
будет описано эмпирическое исследование.
Целью этого исследования: определение
взаимосвязи личностных качеств
и уровня одаренности ребенка.
I. Теоретические
аспекты понятия одаренности.
1.1. Определение
понятий «одаренность» и «
Одаренность - это
системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
Одаренность - это
качественное своеобразное сочетание
способностей, обеспечивающие успешное
выполнение деятельности.
Одаренность - совокупность
задатков, природных данных, характеристика
степени выраженности и своеобразия природных
предпосылок способностей;
Одаренность - талантливость,
наличие внутренних условий для
выдающихся достижений в деятельности.
Одаренный ребенок
- это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде
деятельности. [2]
Одаренность детей
может быть установлена и изучена
только в процессе обучения и воспитания,
в ходе выполнения ребенком той или
иной содержательной деятельности. Проявления
умственной одаренности связаны чрезвычайными
возможностями детских лет жизни. Одаренные
дети, демонстрирующие выдающиеся способности
в какой-то одной области, иногда ничем
не отличаются от своих сверстников во
всех прочих отношениях. Однако, как правило,
одаренность охватывает широкий спектр
индивидуально-психологических особенностей.
Большинству одаренных детей присущи
особые черты, отличающие их от большинства
сверстников. Одаренных детей, как правило,
отличает высокая любознательность и
исследовательская активность. Недостаток
информации, которую можно усвоить и переработать,
одаренные дети воспринимают болезненно.
Поэтому ограничение их активности чревато
негативными реакциями невротического
характера. Одаренных детей в раннем возрасте
отличает способность прослеживать причинно-следственные
связи и делать соответствующие выводы.
Для них характерна более быстрая передача
нейронной информации, их внутримозговая
система является более разветвленной,
с большим числом нервных связей. Одаренные
дети обычно обладают отличной памятью,
которая основана на раннем овладении
речью и абстрактным мышлением. Их отличает
способность классифицировать и категоризировать
информацию и опыт, умение широко пользоваться
накопленными знаниями. Чаще всего внимание
к одаренным детям привлекает их большой
словарный запас, сопровождающийся сложными
синтаксическими конструкциями, а также
умение ставить вопросы. Многие одаренные
дети с удовольствием читают словари и
энциклопедии, придумывают слова, которые
должны, по их мнению, выражать их собственные
понятия и воображаемые события, предпочитают
игры, требующие активизации умственных
способностей. Одаренных детей также отличает
повышенная концентрация внимания на
чем-либо, упорство в достижении результата
в той сфере, которая им интересна. Однако
свойственное многим из них разнообразие
интересов иногда приводит к тому, что
они начинают несколько дел одновременно,
а также берутся за слишком сложные задачи.
У них также есть расположенность к четким
схемам и классификациям.[9] [16] [18]
Особенности, присущие
одаренным, обогащают нашу жизнь
во всех ее проявлениях и делают
их вклад в нее чрезвычайно
значимым. Такими особенностями являются:
1. Одаренных
отличает высокая
2. Непрекращающаяся
познавательная активность и высоко развитый
интеллект дают возможность получать
новые знания об окружающем мире. Творческие
способности влекут их к созданию новых
концепций, теорий, подходов. Оптимальное
сочетание у одаренных детей интуитивного
и дискурсивного мышления (в подавляющем
большинстве случаев при доминировании
первого над вторым) делает процесс получения
новых знаний весьма продуктивным и значимым.
3. Большинству
одаренных присущи большая
1.2. Признаки
и виды одаренности.
Признаки одаренности
- это те особенности одаренного
ребенка, которые проявляются в
его реальной деятельности и могут
быть оценены на уровне наблюдения за
характером его действий. Признаки явной
(проявленной) одаренности зафиксированы
в ее определении и связаны с высоким уровнем
выполнения деятельности. Вместе с тем,
об одаренности ребенка следует судить
в единстве категорий “хочу” и “могу”.
Поэтому признаки одаренности охватывают
два аспекта поведения одаренного ребенка:
инструментальный и мотивационный. Инструментальный
- характеризует способы его деятельности.
Мотивационный - характеризует отношение
ребенка к той или иной стороне действительности,
а также к своей деятельности. [1]
Инструментальный
аспект поведения одаренного ребенка
может быть описан следующими признаками:
1. Наличие специфических
стратегий деятельности. Способы
деятельности одаренного ребенка обеспечивают
ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
При этом выделяются три основных уровня
успешности деятельности, с каждым из
которых связана своя специфическая стратегия
ее осуществления:
Ш быстрое освоение
деятельности и высокая успешность
ее выполнения;
Ш использование
и изобретение новых способов
деятельности в условиях поиска решения
в заданной ситуации;
Ш выдвижение новых
целей деятельности за счет более
глубокого овладения предметом,
ведущее к новому видению ситуации
и объясняющее появление, на первый взгляд,
неожиданных идей и решений.
Для поведения
одаренного ребенка характерен главным
образом третий уровень успешности:
новаторство, как выход за пределы
требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность
качественно своеобразного индивидуального
стиля деятельности, выражающегося в склонности
“все делать по-своему” и связанного
с присущей одаренному ребенку самодостаточной
системой саморегуляции. Индивидуализация
способов деятельности выражается в элементах
уникальности ее продукта.
3. Высокая структурированность
знаний, умение видеть изучаемый
предмет в системе,
4. Особый тип
обучаемости. Он может
Мотивационный
аспект поведения одаренного ребенка
может быть описан следующими признаками:
1. Повышенная, избирательная
чувствительность к
2. Ярко выраженный
интерес к тем или иным занятиям или сферам
деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность
каким-либо предметом, погруженность в
то или иное дело.
3. Повышенная
познавательная потребность,