Психология творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 23:28, реферат

Краткое описание

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Файлы: 1 файл

психология творчества.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Сама жизнь  с ее стремительно возрастающими  объемами информации, быстро изменяющимися  технологиями и спо-собами деятельности, парадоксальными изменениями спро-са и предложения вызывает необходимость в людях, способных предугадывать характер новых задач и проблем, гибко реагировать на происходящее, проявляя незаурядную плас-тичность или гибкость мышления, поведения, приобретен-ных навыков. Все эти качества, так необходимые людям для того чтобы успешно существовать в современном обществе, как раз и характеризуют творческое мышление и творческий тип поведения личности. Прекрасно осознавая, что развитие творческих возможностей необходимо каждому ребенку и, что каждый человек играет свою особую роль в развитии об-щества, нельзя не отметить и то, что именно одаренные дети отличаются ярко выраженным интересом не только к прошлому, но и к будущему, способностью к выдвижению не-стандартных идей и новых способов деятельности, т. е. повы-шенными творческими возможностями. Поэтому задача творческого развития, очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Кроме того, она хорошо отвечает идеалу цело-стного развития. [18] 

2.2. Принципы  построения программ для одаренных  детей. 
 

Программа обучения для ода-ренных детей должна соответствовать  их специфическим по-требностям и  возможностям, а также целям, предъявляемым  к обучению этой категории учащихся. Этим и определяется пе-речень требований к построению программ обучения для ода-ренных детей.  

Каждый отдель-ный  школьный предмет представляет собой, как правило, более или менее  замкнутое целое со своим особым материа-лом, изучаемым безотносительно  к материалу другого пред-мета. Содержание же каждого учебного предмета представ-лено большим или меньшим количеством тематических разделов, в основном достаточно самостоятельных и не связанных между собою внутренними содержательными связями. Тематические разделы могут охватывать более или менее широкое содержание, хотя в любом случае содержа-тельные границы тематических разделов достаточно жест-кие и узкие. Содержание же каждого тематического раздела пестрит, как правило, большим количеством фактического материала, подлежащего усвоению, а также включает информацию о тех или иных правилах и закономерностях, иногда обобщениях и теориях. Такой способ организа-ции содержания хорошо отвечает основной задаче традици-онного обучения - усвоению знаний, умений и навыков. Открывает ли он возможности для решения новых задач обу-чения - раскрытия индивидуальности ребенка, развития системного мышления и целостного миропонимания, наконец, творческого мышления и личности?  

Многопредметность с ее раздробленностью и отсутствием  содержательного взаимодействия между предметами не способствует развитию целостного миропонимания и системного мышления. Типичный способ построения содержания обучения той или иной дисциплины также не может способствовать такому развитию. В результате ярко выраженная потребность одаренного ребенка в целостном, глобальном взгляде на мир, постижении «форм в их цельности и индивидуальности» вступает в противоречие с особенностями содержания школьного обучения, изучаемого в школе. Интерес таких детей к «универсальному и общему», абстрактным идеям и теориям остается фактически за рамками школьной программы. Уже этого может быть достаточно, чтобы обучение стало для ре-бенка скучным и бесплодным. Важный шаг в решении возникающих проблем - «расширение», раздвижение содержательных рамок, т. е. пере-.ход к более крупным содержательным единицам вместо традиционных «тематических разделов» как способу организации содержания обучения по предметам. Практически любая интересующая ребенка тема и дисциплина может быть включена в изучаемое содержание обучения, если оно организовано по принципу крупных содержательных единиц.  

Таким образом, можно сформулировать четыре важных принципа организации содержания обучения для одаренных школьников: 

1. Гибкие содержательные  «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.  

2. Крупные содержательные  единицы, изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.  

3. Междисциплинарный  подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира. 

4. Интеграция  тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным  областям знаний, путем установления  внутренних взаимосвязей содержательного характера. 

Все четыре принципа тесно связаны. Фактически осу-ществление одного из них предполагает осуществление  другого. Так, нельзя обеспечить гибкие содержательные рамки без укрупнения содержательных единиц - изучения широких, основополагающих тем и проблем, изучение же широких тем невозможно без применения междисципли-нарного подхода. Осуществление междисциплинарного подхода предполагает эффективную интеграцию тем внут-ри дисциплин и между ними. Высокий уровень потребно-сти одаренных детей в умственной нагрузке заставляет вы-делить еще один, 5-й принцип - принцип насыщенности содержания обучения. По отношению к принципам построения содержания обучения для одаренных детей можно доба-вить еще один,6-й проблемный характер изучения содержа-ния или изучение открытых тем и проблем. 

Все принципы были определены как требования к программам для одаренных детей Всемирным  советом по одаренным и талантливым  детям и опубликованы в 1982 году в  США. Перечень требований к программам обучения для одаренных детей, который был выработан Все-мирным советом по одаренным и талантливым детям представлен в работах С. Кэплан. Программы для одаренных де-тей должны: 

- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;  

- обеспечивать самостоятельность в учении, т. е. обуче-ние, руководимое самим ребенком;  

- развивать методы и навыки исследовательской работы;  

- развивать творческое, критическое и абстрактно-логи-ческое мышление;  

- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;  

- поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;  

- способствовать развитию самопознания и самопонима-ния, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей дру-гих людей;  

- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание рабо-ты самими учащимися.  

Следующим шагом  в понимании специфики и смысла междисциплинарного обучения для одаренных детей явля-ется анализ существующих подходов к обучению одаренных детей с точки зрения сформулированных выше задач и тре-бований к программам обучения для таких детей.  

2.3.Основные подходы  к обучению одаренных детей. 
 

Стремление учесть разнообразные запросы одаренных детей, с одной стороны, и разные задачи обучения с другой, привело к созданию различных программ, которые применяются в школе и за ее пределами (в зимних и летних лагерях, в домах творчества ит.п.). Идеальная программа обучения одаренных детей теоретически должна отвечать всем требованиям. Однако на практике та или иная программа мо-жет отвечать одним требованиям и не отвечать другим. И это связано не только с несовершенством самих про-грамм, но и с теми конкретными задачами, на решение ко-торых они направлены.  

Все программы  обучения, независимо от того, для каких  детей они предназначены, можно  разделить на три категории: 

1.образовательные 

2. ускоренное обучение 

3. обогащенное обучение 

4. образовательно-развивающие 

5.развивающие 

6. личность 

7. мышление 

Образовательные программы нацелены на то, что ребенок  должен получить определенный круг знаний, умений и навыков в различных  содержательных областях. Стандартная  образовательная программа может  оказаться препятствием на пути развития одаренного ребенка. Существует два подхода к построению образовательных программ для одаренных детей: первый связан с ускорением процесса обучения. Дети с высокими способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии учатся по обычным школьным программам, но им дается возможность продвигаться в том темпе, который соответствует их индивидуальным возможностям. Ускорение обучения может дости-гаться как за счет «перескакивания» через класс, так и за счет построения индивидуальных программ прохождения различ-ных школьных предметов для некоторых учащихся. Ускорен-ное обучение позволяет учесть, главным образом, такую особенность одаренного ребенка, как быстрый темп интел-лектуального развития. Такое обучение позволяет одаренным детям избежать скуки и высвободить время, которое может быть эффективно использовано за пределами школы. Однако очевидно, что ускоренному обучению, в том случае если испо-льзуется содержательно не переработанная школьная про-грамма, свойственны все те же недостатки, которые xapaктepны для традиционного подхода. Кроме того, могут возникать и другие проблемы. Второй подход связан с изменением содержания обуче-ния в сторону его обогащения. Это путь углубленного или расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше, чем их сверстникам. Обогащенные -образовательные программы углубленного типа позволяют ребенку достигнуть высокого уровня компетентности в одной или нескольких областях научного знания. Такие про-граммы позволяют учесть яркий, избирательный интерес и чувствительность к определенным сторонам действительно-сти, повышенную потребность в умственной нагрузке, столь характерные для одаренных детей, и отвечают таким требо-ваниям к программам для одаренных, как насыщенность со-держания и обеспечение возможности углубленного изуче-ния тем (дисциплин), выбираемых учеником. В сочетании же с ускорением обучения возможности учесть особенности одаренных детей могут увеличиваться: удовлетворяется из-бирательный интерес ребенка, потребность в умственной нагрузке, и при этом темп обучения соответствует индивидуальным особенностям темпа интеллектуального развития. Обогащенные программы углубленного типа широко распространены и успешно применяются в нашей стране. При всех своих достоинствах этот подход также имеет и недостатки. Он мало пригоден на начальных ступенях обучения и для детей с общей одаренностью 

Развитие творческого  мышления и личности ребенка является первоочередной задачей в случае обучения одаренных детей. Эту задачу развития творческих возможностей ребенка и ставят перед собой различные развивающие программы. Задача овладения знаниями в тех или иных областях отсту-пает в этом случае на второй план, либо не ставится вообще. Стратегия разви-вающего обучения предполагает качественно иное обуче-ние. В этом случае учебная программа основана на принци-пиально ином содержании, не являющимся ни продолже-нием, ни более широким изложением материалов, включаемых в обычные образовательные программы. По доминированию тех или иных конкретных задач обучения эти программы можно разделить на два вида. К первому виду можно отнести все программы, которые направлены прежде всего на развитие высших мыслительных процессов - творческого, критического, логического мышления, умения решать проблемы. Среди них можно выделить программы, которые специально направлены на развитие творческого мыш-лeния (например, программы для летних школ, основанные на применении приемов синектики и «мозгового штурма»), уме-ний решать. Такие программы способствуют дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей детей, «вооружают» их универсальными приемами, которые помогают находить нестандартные решения различных проб-лем. Понятно, что развивающие программы такого рода соответствуют не только повышенным творческим потребностям и возможностям одаренных школьников, но и позволяют удов-летворить их стремление к самостоятельности. При этом учитываются и многие требования к процессу обучения для одаренных детей. Как правило, такие программы предполагают изучение проблем «открытого типа», они поощряют и стимулируют выдвижение новых идей, развивают методы и навыки исследовательской работы, поощряют создание работ с использованием разнообразных нестандартных материалов, учат детей оценивать свои работы с помощью различных критериев. Ко второму виду развивающих программ можно отнести те, которые ставят своей задачей развитие эмоционально-личностной сферы. Этот вид программ учитывает тот факт, что у одаренных детей могут возникать проблемы в эмоционально-личностном развитии, связанные с отставанием в развитии этой сферы по сравнению с интеллектуальной или же с другими особенностями одаренного ребенка. Проблемы эмоционально-личностного плана, например заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе могут полностью блокировать творческое развитие одаренного ребенка. Именно поэтому важно обращать вни-мание на развитие таких характеристик, как настойчивость и уверенность в себе, способствовать развитию самопознания и понимания своих «сильных» и «слабых» сторон. Одни из программ эмоцонально-личностного развития оказывают положительное влияние на развитие «Я»-концепции и самооценку ребенка, другие на межличностные отношения, третьи - улучшают состояния эмоциональной сферы, четвертые - способствуют развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем. В любом случае они помогают раскрыть и реализовать творческий потенциал одаренных детей. Важно иметь в виду, что большинство развивающих программ ориентировано на удовлетворение интеллектуальных потребностей одаренных детей и решение задач их творческого развития за пределами школьного учебного времени (их можно использовать эффективно в летних лагерях во вторую половину дня).

Информация о работе Психология творчества