Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 23:28, реферат
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Сама жизнь
с ее стремительно возрастающими
объемами информации, быстро изменяющимися
технологиями и спо-собами деятельности,
парадоксальными изменениями спро-са
и предложения вызывает необходимость
в людях, способных предугадывать характер
новых задач и проблем, гибко реагировать
на происходящее, проявляя незаурядную
плас-тичность или гибкость мышления,
поведения, приобретен-ных навыков. Все
эти качества, так необходимые людям для
того чтобы успешно существовать в современном
обществе, как раз и характеризуют творческое
мышление и творческий тип поведения личности.
Прекрасно осознавая, что развитие творческих
возможностей необходимо каждому ребенку
и, что каждый человек играет свою особую
роль в развитии об-щества, нельзя не отметить
и то, что именно одаренные дети отличаются
ярко выраженным интересом не только к
прошлому, но и к будущему, способностью
к выдвижению не-стандартных идей и новых
способов деятельности, т. е. повы-шенными
творческими возможностями. Поэтому задача
творческого развития, очень хорошо отвечает
потребностям и возможностям одаренных
детей. Кроме того, она хорошо отвечает
идеалу цело-стного развития. [18]
2.2. Принципы
построения программ для
Программа обучения
для ода-ренных детей должна соответствовать
их специфическим по-требностям и
возможностям, а также целям, предъявляемым
к обучению этой категории учащихся.
Этим и определяется пе-речень требований
к построению программ обучения для ода-ренных
детей.
Каждый отдель-ный
школьный предмет представляет собой,
как правило, более или менее
замкнутое целое со своим особым
материа-лом, изучаемым безотносительно
к материалу другого пред-мета. Содержание
же каждого учебного предмета представ-лено
большим или меньшим количеством тематических
разделов, в основном достаточно самостоятельных
и не связанных между собою внутренними
содержательными связями. Тематические
разделы могут охватывать более или менее
широкое содержание, хотя в любом случае
содержа-тельные границы тематических
разделов достаточно жест-кие и узкие.
Содержание же каждого тематического
раздела пестрит, как правило, большим
количеством фактического материала,
подлежащего усвоению, а также включает
информацию о тех или иных правилах и закономерностях,
иногда обобщениях и теориях. Такой способ
организа-ции содержания хорошо отвечает
основной задаче традици-онного обучения
- усвоению знаний, умений и навыков. Открывает
ли он возможности для решения новых задач
обу-чения - раскрытия индивидуальности
ребенка, развития системного мышления
и целостного миропонимания, наконец,
творческого мышления и личности?
Многопредметность
с ее раздробленностью и отсутствием
содержательного взаимодействия между
предметами не способствует развитию
целостного миропонимания и системного
мышления. Типичный способ построения
содержания обучения той или иной дисциплины
также не может способствовать такому
развитию. В результате ярко выраженная
потребность одаренного ребенка в целостном,
глобальном взгляде на мир, постижении
«форм в их цельности и индивидуальности»
вступает в противоречие с особенностями
содержания школьного обучения, изучаемого
в школе. Интерес таких детей к «универсальному
и общему», абстрактным идеям и теориям
остается фактически за рамками школьной
программы. Уже этого может быть достаточно,
чтобы обучение стало для ре-бенка скучным
и бесплодным. Важный шаг в решении возникающих
проблем - «расширение», раздвижение содержательных
рамок, т. е. пере-.ход к более крупным содержательным
единицам вместо традиционных «тематических
разделов» как способу организации содержания
обучения по предметам. Практически любая
интересующая ребенка тема и дисциплина
может быть включена в изучаемое содержание
обучения, если оно организовано по принципу
крупных содержательных единиц.
Таким образом,
можно сформулировать четыре важных
принципа организации содержания обучения
для одаренных школьников:
1. Гибкие содержательные
«рамки», обеспечивающие возможность
включения для изучения тех или иных тематических
разделов.
2. Крупные содержательные
единицы, изучение широких (
3. Междисциплинарный
подход к изучению содержания,
отвечающий широкой
4. Интеграция
тем и проблем для изучения,
относящихся к одной или
Все четыре принципа
тесно связаны. Фактически осу-ществление
одного из них предполагает осуществление
другого. Так, нельзя обеспечить гибкие
содержательные рамки без укрупнения
содержательных единиц - изучения широких,
основополагающих тем и проблем, изучение
же широких тем невозможно без применения
междисципли-нарного подхода. Осуществление
междисциплинарного подхода предполагает
эффективную интеграцию тем внут-ри дисциплин
и между ними. Высокий уровень потребно-сти
одаренных детей в умственной нагрузке
заставляет вы-делить еще один, 5-й принцип
- принцип насыщенности содержания обучения.
По отношению к принципам построения содержания
обучения для одаренных детей можно доба-вить
еще один,6-й проблемный характер изучения
содержа-ния или изучение открытых тем
и проблем.
Все принципы были
определены как требования к программам
для одаренных детей Всемирным
советом по одаренным и талантливым
детям и опубликованы в 1982 году в
США. Перечень требований к программам
обучения для одаренных детей, который
был выработан Все-мирным советом по одаренным
и талантливым детям представлен в работах
С. Кэплан. Программы для одаренных де-тей
должны:
- предоставлять
возможность для углубленного изучения
тем, выбираемых учащимися;
- обеспечивать
самостоятельность в учении, т. е. обуче-ние,
руководимое самим ребенком;
- развивать методы
и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое,
критическое и абстрактно-логи-ческое
мышление;
- поощрять и стимулировать
выдвижение новых идей, разрушающих привычные
стереотипы и общепринятые взгляды;
- поощрять создание
работ с использованием различных материалов,
способов и форм;
- способствовать
развитию самопознания и самопонима-ния,
осознанию своеобразия собственных способностей
и пониманию индивидуальных особенностей
дру-гих людей;
- учить детей оценивать
результаты работы с помощью разнообразных
критериев, поощрять оценивание рабо-ты
самими учащимися.
Следующим шагом
в понимании специфики и смысла
междисциплинарного обучения для одаренных
детей явля-ется анализ существующих подходов
к обучению одаренных детей с точки зрения
сформулированных выше задач и тре-бований
к программам обучения для таких детей.
2.3.Основные подходы
к обучению одаренных детей.
Стремление учесть
разнообразные запросы одаренных детей,
с одной стороны, и разные задачи обучения
с другой, привело к созданию различных
программ, которые применяются в школе
и за ее пределами (в зимних и летних лагерях,
в домах творчества ит.п.). Идеальная программа
обучения одаренных детей теоретически
должна отвечать всем требованиям. Однако
на практике та или иная программа мо-жет
отвечать одним требованиям и не отвечать
другим. И это связано не только с несовершенством
самих про-грамм, но и с теми конкретными
задачами, на решение ко-торых они направлены.
Все программы
обучения, независимо от того, для каких
детей они предназначены, можно
разделить на три категории:
1.образовательные
2. ускоренное обучение
3. обогащенное обучение
4. образовательно-развивающие
5.развивающие
6. личность
7. мышление
Образовательные
программы нацелены на то, что ребенок
должен получить определенный круг знаний,
умений и навыков в различных
содержательных областях. Стандартная
образовательная программа
Развитие творческого мышления и личности ребенка является первоочередной задачей в случае обучения одаренных детей. Эту задачу развития творческих возможностей ребенка и ставят перед собой различные развивающие программы. Задача овладения знаниями в тех или иных областях отсту-пает в этом случае на второй план, либо не ставится вообще. Стратегия разви-вающего обучения предполагает качественно иное обуче-ние. В этом случае учебная программа основана на принци-пиально ином содержании, не являющимся ни продолже-нием, ни более широким изложением материалов, включаемых в обычные образовательные программы. По доминированию тех или иных конкретных задач обучения эти программы можно разделить на два вида. К первому виду можно отнести все программы, которые направлены прежде всего на развитие высших мыслительных процессов - творческого, критического, логического мышления, умения решать проблемы. Среди них можно выделить программы, которые специально направлены на развитие творческого мыш-лeния (например, программы для летних школ, основанные на применении приемов синектики и «мозгового штурма»), уме-ний решать. Такие программы способствуют дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей детей, «вооружают» их универсальными приемами, которые помогают находить нестандартные решения различных проб-лем. Понятно, что развивающие программы такого рода соответствуют не только повышенным творческим потребностям и возможностям одаренных школьников, но и позволяют удов-летворить их стремление к самостоятельности. При этом учитываются и многие требования к процессу обучения для одаренных детей. Как правило, такие программы предполагают изучение проблем «открытого типа», они поощряют и стимулируют выдвижение новых идей, развивают методы и навыки исследовательской работы, поощряют создание работ с использованием разнообразных нестандартных материалов, учат детей оценивать свои работы с помощью различных критериев. Ко второму виду развивающих программ можно отнести те, которые ставят своей задачей развитие эмоционально-личностной сферы. Этот вид программ учитывает тот факт, что у одаренных детей могут возникать проблемы в эмоционально-личностном развитии, связанные с отставанием в развитии этой сферы по сравнению с интеллектуальной или же с другими особенностями одаренного ребенка. Проблемы эмоционально-личностного плана, например заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе могут полностью блокировать творческое развитие одаренного ребенка. Именно поэтому важно обращать вни-мание на развитие таких характеристик, как настойчивость и уверенность в себе, способствовать развитию самопознания и понимания своих «сильных» и «слабых» сторон. Одни из программ эмоцонально-личностного развития оказывают положительное влияние на развитие «Я»-концепции и самооценку ребенка, другие на межличностные отношения, третьи - улучшают состояния эмоциональной сферы, четвертые - способствуют развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем. В любом случае они помогают раскрыть и реализовать творческий потенциал одаренных детей. Важно иметь в виду, что большинство развивающих программ ориентировано на удовлетворение интеллектуальных потребностей одаренных детей и решение задач их творческого развития за пределами школьного учебного времени (их можно использовать эффективно в летних лагерях во вторую половину дня).