Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 20:30, творческая работа
Что же такое творчество? Ответ на этот вопрос для каждого будет разным. Люди отличаются друг от друга. И то, что они называют творчеством – у каждого будет свое.
Цели творчества
Понятие творчества
Что же такое творчество? Ответ на этот вопрос для каждого будет разным. Люди отличаются друг от друга. И то, что они называют творчеством – у каждого будет свое. На понимание творчества сильно влияет его обширность. Наиболее характерные признаки определения творчества:
Творчество – это:
создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей (толк. слов. рус. языка и новый слов. рус. языка);
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее (филос. энцикл. слов.);
деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности (иллюс. энцикл. слов.);
необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества (Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. С.16);
созидание нового (в прямом смысле) (слов. Брокгауза и Ефрона);
Таким образом, объединив приведенные выше высказывания, можно дать философское определение явления творчество. Творчество – создание нового, необходимого в процессе сознательного вклада в общественное производство жизни.
Структура творчества
Творчество является неотъемлемым и атрибутивным человеческим фактором. Проанализировать структуру данного явления поможет разделение его на составляющие субъект и объект творчества. Говоря о творческом характере познания человека, необходимо подчеркнуть, что в своей основе это процесс сознательный. Творческий акт можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга стадий.
С точки зрения диалектико-материалистической философии творчество – это не мнимая независимость субъекта от объективной реальности, а такой процесс их взаимодействия, в ходе которого субъект, опираясь на познанные объективные закономерности, целесообразно изменяет окружающий мир. Именно субъект и то, на что направлены его действия (объект), лежат в основе явления творчество. В качестве субъекта творчества может выступать как отдельный человек, так и группа людей. В свою очередь объектом творчества может быть как сам человек, некоторая группа людей и, что самое важное, окружающий мир. Именно взаимодействие человека и окружающего мира и взаимодействие людей характеризует явление творчество. Поэтому познав это взаимодействие, мы познаем и само явление. Прежде всего, в любом проявлении творчества присутствуют субъект и объект творчества. Мы можем разделить все проявления нашего явления на группы. Так, например, если субъект и объект творчества – один и тот же человек, т.е. человек творит “сам для себя”, то творческий акт совершается над самим собой. В основном принято разделять все проявления творчества по созданию нового и необходимого в процессе сознательного вклада в общественное производство жизни. Поэтому субъект и объект связаны друг с другом этим взаимодействием (т.е. созиданием). Пока необходимость в создании нового будет иметь место, человек будет творить. Но поскольку вещи взаимодействуют только в том направлении, в котором они противоположны, то именно эта противоположность между субъектом и объектом является причиной совершения творческого акта. Кроме того, можно сказать, что причина творчества определяет само взаимодействие между субъектом и объектом творчества. Далее, результат взаимодействия между субъектом и объектом творчества определяет результат творческого акта. По результату субъект может судить, выполнена ли была поставленная цель перед ним или нет. Этот результат в свою очередь связан с причиной творчества, так как по нему можно определить, разрешена ли эта причина.
Диалектика творчества
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также основанного на этом методе познания и преобразования мира. Т.к. это наука, то диалектика выражает всеобщие свойства, а значит она присуща всему. Диалектика “выстраивает связь” изменения окружающего мира. Для того чтобы познать диалектику творчества, необходимо определить эти общие законы развития в нем. Любая вещь (материальное образование) с течением времени развивается, изменяет свои свойства. Таким образом, развитие является атрибутивным свойством материи. Развитие – процесс объективный, закономерный, изменяющий материальное образование. Многообразие противоположностей творчества совпадает с многообразием связей данного явления, так как вещи взаимодействуют только в том направлении, в котором они противоположны. Поэтому взаимосвязь этих противоположных сторон и обеспечивает существование явления творчество. Действительно, если не будет существовать субъекта и объекта творчества, то будет отсутствовать необходимость в создании чего-то нового и необходимого и, следовательно, творчества как такового не будет. В окружающем мире нет ничего такого, которое бы позволило увидеть вещь во всех ее проявлениях, т.е. вещь обладает столькими свойствами в скольких взаимодействиях она находится. Взаимосвязь противоположных сторон – основа вещи как единого целого. Поэтому взаимодействие этих противоположных сторон и обеспечивает существование творчества. В развитии творчества присутствует такая сторона, как единство качественных и количественных характеристик, делающих данное явление таковым. Любое явление имеет качественные и количественные характеристики. Качество – это системообразующий признак, создание нового и необходимого в процессе сознательного вклада в общественное производство жизни. Количество – степень выражения качества, т.е. насколько хорошо происходит создание нового и необходимого в процессе сознательного вклада в общественное производство жизни. Взаимодействие субъекта и объекта характеризуется некоторым качеством. В результате происходит переход к другому качеству. Таким образом, происходит скачок – переход от одного качества к другому. Осуществляется взаимный переход количественных и качественных изменений, т.к. количественные изменения приводят к качественным изменениям и наоборот. Таким образом, диалектика творчества будет заключаться в том, что нужно создавать человеку, а что уже есть в процессе вклада в общественное производство жизни.
Современная проблематика творчества
К числу наиболее существенных тенденций развития творчества следует отнести постепенное утверждение понимания творчества как формы развития. Это существенно обостряет взгляд на взаимодействие как источник развития. Таким образом, утверждается новое понимание творчества как развивающего взаимодействия, а наука о творчестве превращается в науку о механизме (последовательности актов) развития живых систем, построенном на принципе их внутрисистемного взаимодействия. Применяя системный подход к изучению творчества можно сформулировать важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон “этапы, уровни, ступени”: в развитом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Системообразующий фактор здесь – способность действовать “в уме”, определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Можно сказать, что основной особенностью центрального звена механизма творчества – единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) – созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) – его выявления. Критерием творческого акта является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности складываются на более низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового, оригинального творческого продукта. Творческий акт относится к умственной (интеллектуальной) деятельности следующим образом: на этапе постановки проблемы активно сознание, на этапе решения – бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения занимается сознание. К тому же творческое мышление есть мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи или проблемы. Творческое мышление направлено на создание новых идей, поэтому человек должен научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направлять их по определенному направлению.
Существуют некоторые моменты, которые препятствуют развитию творческого мышления.
Первое – это следование общим мнениям, модным тенденциям. Т.е. если первые детские фантазии не находят поддержки у взрослых, может получить развитие боязни показаться смешным или не очень умным. Поэтому ребенок может опасаться высказывать необычные, творческие идеи. Так же серьезным препятствующим моментом для творчества является внутренняя и внешняя “цензура”. Если люди боятся собственных идей, то они склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Выделим также такой момент как недостаточная подвижность и приспособляемость мышления по отношению к меняющимся требованиям окружающей среды. Типичные учебные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют учить постановке и решению новых проблем, улучшать уже существующие решения. Также в эту группу препятствующих моментов можно отнести то, что субъект желает найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая причина к какому-либо действию часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений, что и становится тормозом в развитии творческого начала. Главное условие творческого развития личности лежит в самом человеке, в его открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности, в свободе личности, движении, переходе от потенциально творческого к актуально творческому состоянию. Современная трактовка решения творческой задачи ставиться как “протекающий в особых условиях процесс формирования представления об искомом объекте” и с этих позиций выводит информационные закономерности формирования представлений. При совершении творческого акта человек может испытывать некоторые проблемы с оценкой объекта изобретения, т.е. субъект создаст что-то новое, которое не будет отвечать общественным потребностям. На современном этапе еще к тормозу творчества можно отнести неверие в собственные силы (суперсложность, “принцип невозможности”) и стереотипность мышления, выбора и переноса знаний.
В целом эти проблемы в творчестве – это препятствие к обнаружению решения творческой задачи, т.е. вся та совокупность привычных представлений, образов, способов действий, которая мешает увидеть иной вариант рассмотрения задачи.
Заключение
Из множества различных определений одного и того же явления можно выделить предельно общее определение, которое подходит под все случаи, т.е. характеризует любое проявление этого явления. Если использовать такой подход к каждому явлению, понятию, вещи, т.е. находить исходное (всеобщее) свойство, то жить станет проще, все становится предельно просто. Окружающий мир существует вне и независимо от сознания. Его нельзя познать полностью, т.к. познание в человеческом существовании представлено наукой, которую человек сам и изучает и, учитывая, что знание бесконечно, ставить вопрос о полном познании окружающего мира бессмысленно. Конечной целью познания творчества является практика и понимание того, что ты собираешься творить. В современном мире нас кругом окружает явление творчество. Оно присутствует во всех взаимоотношения между людьми и окружающим миром. И это явление будет существовать до тех пор, пока человеку будет необходимо создавать новое и необходимое в процессе вклада в общественное производство жизни с целью улучшения жизни.