Творчество Баха

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:01, доклад

Краткое описание

Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению
после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось возможным
оценить наследие, оставленное величайшим композитором.
Процесс развития искусства в XVIII веке был сложен и противоречив. Сильно
было влияние старой феодально-аристократической идеологии; но уже
зарождались и зрели ростки новой, в которой отражались духовные потребности
молодого, исторически передового класса буржуазии.

Файлы: 1 файл

ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА баха.doc

— 63.00 Кб (Скачать)
 

ХАРАКТЕРИСТИКА  ТВОРЧЕСТВА.

Творчество  Баха, почти неизвестное  при жизни, надолго  было предано забвению

после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось  возможным

оценить наследие, оставленное  величайшим композитором.

Процесс развития искусства в XVIII веке был сложен и противоречив. Сильно

было  влияние старой феодально-аристократической  идеологии; но уже

зарождались и зрели ростки новой, в которой  отражались духовные потребности

молодого, исторически передового класса буржуазии.

      В острейшей борьбе направлений, через отрицание и ломку старых форм,

утверждалось  новое искусство.

В таких условиях преобладание в произведениях  Баха унаследованных от

прошлого  форм и средст выражения  давало повод считать  его творчество

устаревшим, громоздким. В период повсеместного  увлечения галантным

искусством  с его изящными формами и несложным  содержанием, музыка Баха

казалась  слишком сложной  и непонятной. Даже сыновья композитора  не видели в

его творчестве ничего, кроме учёности.

Баху  открыто предпочитали музыкантов, чьи имена едва сохранила история;

зато  они не “орудовали только учёностью”, имели ”вкус, блеск  и нежное

чувство ”.

Враждебно относились к Баху и приверженцы  ортодоксальной церковной  музыки.

Таким образом, творчество Баха, намного опередившее  свою эпоху, отрицалось

сторонниками  галантного искусства, равно как и  теми, кто в музыке Баха

резонно усматривал нарушение  церковных и освящённых историей канонов.

С  XIX  века начинается медленное  возрождение творчества Баха. В 1802 году

появилась первая биография композитора, написанная немецким историком

Форкелем; богатым и интересным материалом она привлекла  внимание к жизни  и

личности  композитора. Благодаря  деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана,

Листа, музыка Баха стала  постепенно проникать  в более широкую среду. В 1850

году  образовалось Баховское  общество, поставившее  своей целью отыскать и

собрать весь рукописный материал, принадлежавший великому музыканту, и

издать  его в виде полного  собрания сочинений. С 30-х годов XIX века

баховское творчество понемногу внедряется в музыкальную жизнь, звучит с

эстрады, входит в учебный  репертуар.

Но  в толковании и  оценке музыки Баха было много противоречивых мнений.

Некоторые историки характеризовали Баха, как абстрактного мыслителя,

оперирующего  отвлечёнными музыкально-математическими формулами, другие

видели  в нём отрешённого  от жизни мистика  или правоверного благомыслящего

церковного  музыканта.

Особенно  отрицательным для  понимания действительного  содержания музыки Баха

было  отношение к ней, как к кладези  полифонических “премудростей”.

  В России  положительное  отношение к творчеству  Баха сложилось  ещё в конце

XVIII века.  В издавшейся  в Петербурге “Карманной  книжке для любителей

музыки” появилась  рецензия на произведения Баха, в которой отмечались

многосторонность  его таланта и исключительное мастерство.

Бах едва ли не равное внимание уделял всем музыкальным  жанрам. Никогда он

не  уставал переделывать и “подправлять”  написанное, его не останавливал ни

объём, ни  масштаб произведения. Так, рукопись первого  тома “Хорошо

темперированного  клавира” переписывалась им четыре раза. Многочисленным

изменениям  подверглись “Страсти по Иоанну”; первый вариант “Страстей  по

Иоанну” относится к 1724 году, а окончательный  – к последним  годам жизни.

Крупнейший  новатор и основоположник ряда новых жанров, Бах никогда не писал

опер  и даже не делал  к тому попыток. Тем  не менее драматический оперный

стиль Бах претворил  широко и многосторонне. Прообраз приподнятых, патически-

скорбных  или героических  тем  Баха можно  найти в драматических оперных

монологах.

В вокальных сочинениях Бах свободно пользуется всеми формами  сольного

пения, выработанными оперной  практикой, различными видами арий,

речитативов. Он не избегает вокальных  ансамблей, вводит интересный приём

концентрирования, то есть состязания между солирующим голосом и

инструментом.

В некоторых сочинениях, как, например, В ”Страстях  по Матфею”, основные

принципы  оперной драматургии (связь музыки и драмы, непрерывность

музыкально- драматического развития) воплощены более последовательно, чем

в современной Баху итальянской опере. Не раз приходилось  Баху выслушивать

упрёки  в театральности  культовых сочинений.

От  подобных “обвинений”  Баха не спасали ни традиционные евангельские

сюжеты, ни духовные тексты, положенные на музыку. В слишком ярком

противоречии с ортодоксальными церковными правилами находилась трактовка

привычных образов, а содержание и светский характер музыки нарушали

представление о цели и назначении музыки в церкви.

Бах  первый обнаружил  и использовал  важнейшее свойство полифонической

музыки: динамику и логику процесса развёртывания  мелодических линий.

Своеобразным  симфонизмом насыщены сочинения Баха. Внутреннее симфоническое

развитие  объединяет в стройное целое многочисленные законченные номера си-

минорной  мессы, сообщает целеустремлённость движению в небольших по объёму

фугах “Хорошо темперированного клавира”. Бах был  не только величайшим

полифонистом, но и выдающимся гармонистом. Недаром Бетховен считал Баха

отцом гармонии.  Многочисленные баховские произведения, где преобладает

гомофонный  склад, отличаются удивительной смелостью аккордово-гармонических

последований, та особая выразительность  гармоний, которые  воспринимаются

как далёкое предвосхищение гармонического мышления музыкантов XIX века.

Чувство динамики тональностей, тональных связей, также было новым для

времени Баха. Ладотональное  развитие, ладотональное  движение – один из

важнейших факторов и основа формы многих баховских  сочинений.

Полифония Баха – это прежде всего мелодия, её движение, это самостоятельная

жизнь каждого мелодического голоса и сплетение многих голосов  в подвижную

звуковую  ткань, к которой  положение одного голоса обусловлено  положением

другого. 

                       РАЗБОР МУЗЫКАЛЬНЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ

                            КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО 

Заметный подъём клавирного искусства наблюдается  с  первой  половины  XVIII

века; он связан  с  деятельностью  выдающихся  мастеров;  Франсуа  Куперена,

Доменико  Скарлатти (1685-1757), Георга Фридриха Генделя, Иоганна  Себастьяна

Баха  и других. Не умаляя исторической  роли  Куперена,  Скарлатти,  Генделя,

следует  выделить  значение  Баха  как  величайшего   новатора   в   области

клавирного  творчества.

Восприняв  самое  интересное  и  лучшее,  чем  обладали   школы   клавирного

искусства Италии, Англии, Франции, Бах не пренебрёг тем, что было создано  у

него  на родине.

Бах первый ощутил универсальность  клавира. Он превратил  этот  инструмент  в

настоящую творческую лабораторию, где, не стесняемый  внешними  запретами  и

церковным контролем, мог свободно экспериментировать  и  осуществлять  самые

смелые  проекты и идеи.

Бах  заимствует  из  богатейшего  арсенала  органной,  скрипичной,   оперной

литературы  стилистические приёмы, особенности формы  и делает  их  достоянием

клавирного  искусства. Он ввёл в  творческую практику ряд  жанров,  немыслимых

ранее в клавирной музыке. Он  по-новому  трактует  клавирную  сюиту,  широко

использует  импровизационные и  имитационные  формы,  практиковавшиеся  раньше

преимущественно  в  органной  музыке.   Применяя   достижения    скрипичного

искусства, он способствует образованию  нового  жанра  клавирного  концерта.

Жанровое  богатство  баховской   клавирной   музыки   дополняется   огромным

количеством всевозможных вариаций и педагогических  пьес.  Труду  мыслителя-

новатора  и  вдохновенного  художника,  труду  мастера,  проницательного   и

кропотливого, обязана фортепивнная музыка своим блестящим  будущим.  Бах  был

её  основоположником. 
 
 

Иоганн  Себастьян Бах, жизнь  и творчество 

Иоганн  Себастьян Бах (1685 - 1750) при жизни славился как виртуозный органист и прекрасный педагог, но к музыке мастера отношение было сдержанным. Творчество Баха настолько глубоко и многогранно, что современники не смогли оценить его по достоинству. Должно было пройти целое столетие, чтобы Бах получил признание как великий композитор. Бах родился в городке Эйзенах в Тюрингии (Центральная Германия) в семье потомственных музыкантов. В возрасте десяти лет он остался сиротой, и заботы о нём взял на себя старший брат - Иоганн Кристоф. Под его руководством и начались музыкальные занятия будущего композитора. В семнадцать лет Бах уже играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре. В дальнейшем он служил при дворе и в протестантских храмах: занимал должность органиста, придворного концертмейстера в Веймаре, а затем капельмейстера в Кётене; был кантором (дирижёром хора, органистом и церковным композитором) в Лейпциге; давал частные уроки.  

В формировании личности и творчества Баха важную роль сыграла музыкальная культура немецкого протестантизма. Не случайно большая часть наследия композитора - духовная музыка. К самому популярному жанру XVIII в., опере, он не обращался.  

Бах никогда не покидал  Германии, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах. Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями в музыке того времени. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестантского хорала с традициями европейских музыкальных школ. Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредоточенностью мысли, отсутствием суетности. Важнейшая особенность его музыки - удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверено, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных (в том числе органных) произведений.  

Вокально-драматическое творчество Баха включает около трёхсот сочинений - кантаты, хоралы, мотеты и др.  

Информация о работе Творчество Баха