Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:01, доклад
Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению
после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось возможным
оценить наследие, оставленное величайшим композитором.
Процесс развития искусства в XVIII веке был сложен и противоречив. Сильно
было влияние старой феодально-аристократической идеологии; но уже
зарождались и зрели ростки новой, в которой отражались духовные потребности
молодого, исторически передового класса буржуазии.
Светские
и духовные кантаты.
Кантата играла в
протестантском богослужении
роль, сопоставимую
с ролью храмовой
живописи, - представляла
в музыкальных
образах библейские
события, т. е. создавала
музыкальные иллюстрации
к фрагментам Священного
Писания. Она помогала
верующему "пережить" (а
значит, глубоко понять)
тот или иной эпизод
библейской истории.
Кантату мог завершать (а
порой и открывать) хорал,
в котором излагался
основной смысл отрывка.
Мелодия хорала была
известна, поэтому к
пению присоединялись
прихожане. Кантаты
Баха, особенно арии,
исполнены огромной
эмоциональной силы.
Молитвенная отстранённость
сочетается в них со
светлой радостью, а
внутренний драматизм
с лирикой. В наследии
композитора есть сольные (т.
е. написанные для одного
певца и оркестра) и
сольно-хоровые (включают
арии и дуэты солистов,
речитативы, хоры) сочинения.
Сольная кантата передаёт
сокровенные чувства
одного человека, возникающие
при чтении текста Писания,
а сольно-хоровая - всей
церковной обшины. Помимо
духовных Бах создал
и светские кантаты.
В "Кофейной" (1732
г.) и "Крестьянской" (1742
г.) есть черты комической
оперы, а кантату "Феб
и Пан" (1731 г.) можно
даже назвать сатирическим
произведением.
"Страсти
по Матфею" И.С.Баха. "Страсти",
или пассионы (от
лат. passio - "страдание"), -
музыкальная композиция
на евангельский
текст о страданиях
и смерти Иисуса
Христа. Основная
идея "страстей" -
самопожертвование
Сына Божьего ради
блага людей. Корни этого
жанра восходят к продолжительным
и торжественным евангельским
чтениям на Страстной
неделе (последняя неделя
Великого поста перед
Пасхой), вошедшим в
церковный обиход в IV
в. В эпоху Средневековья
такие действа исполнялись
как получтения. С XIII
в. текст "страстей"
стал произноситься
по ролям. Выделялись
партии Евангелиста,
позднее - отдельных
персонажей (Христа,
Иуды, Петра, Пилата
и др.), реплики толпы.
В католическом богослужении
сохранялся латинский
текст. С возникновением
протестантизма появились "страсти"
на немецком языке.
Расцвет
жанра относится
к XVII-XVIII вв., и связан
он прежде всего с
творчеством Баха,
который внёс в "страсти"
существенные изменения. "Страсти
по Иоанну" (1724 г.)
и "Страсти по Матфею" (1727
или 1729 г.) - драматически
сложные композиции.
Партия Евангелиста
(тенор) представляет
собой речитатив (до
Баха она была близка
к чтению нараспев).
Кроме евангельского
текста Бах использовал
современный поэтический
текст: на него написаны
арии, завершающие каждую
сиену. Арии передают
размышления человека,
читающего Евангелие,
его переживания и молитву,
поэтому они предназначены
для анонимных персонажей -
в нотах указан только
голос (сопрано, бас
и т. д.). В каждой сцене
присутствует хор, выражающий
взгляд всей церковной
обшины. В "Страстях"
Баха три типа хора:
хор, исполняющий хорал-молитву;
хор, передающий отстранённую
оценку событий; хор
как непосредственный
участник действия,
т. е. народ. Благодаря
такому сложному построению "Страсти"
одновременно показывают
и евангельские события,
и молящегося, который
над этими событиями
размышляет.
Месса h-moll.
Одно из величайших
творений Баха - Месса
си минор (1747- 1749 гг.).
Композитор создавал
это произведение,
понимая, что оно
не может быть исполнено
в церкви (слишком
велико для богослужения).
Сложность структуры
мессы сочетается с
необыкновенной тонкостью
и красотой музыки. Здесь
есть арии, вокальные
ансамбли, хоры; переданы
самые разные эмоциональные
состояния - от ликования
до жалобы, от героики
до лирики. Вокальные
партии написаны на
короткие фразы латинского
текста, поэтому музыка
передаёт смысл каждого
слова. Эмоциональный
центр мессы - хор "Распятый
за нас при Понтии Пилате...";
в музыке звучит глубокий
трагизм и сдержанность,
внутренняя просветлённость.
Наиболее
сложная форма полифонической
музыки - фуга (от лат. fuga - "бег").
В основе фуги лежит
тема - мелодия, которая
проводится по разным
голосам. Её переход
в другой голос называется
имитацией - второй голос
имитирует, т. е. повторяет,
тему на другой высоте.
Обычно фуга имеет три
части: экспозиционную,
развивающую и завершающую.
Каждая часть состоит
в свою очередь из двух
элементов: разработки
темы и интермедии -
фрагмента, когда тема
не звучит и слушатель
погружается в другую
мелодию.
В
экспозиции тема развивается
в основной тональности
попеременно всеми голосами
в определённом порядке
и по строгим правилам.
Затем следует интермедия.
Во второй части тема
претерпевает различные
изменения. Она может
звучать на другой высоте,
в другой тональности,
в уменьшении ("сжимается"),
увеличении ("растягивается"),
от конца к началу (в
обратной последовательности),
восходящее движение
заменяется нисходящим
и т. д. Нередко применяется
наложение темы в одном
голосе на её же звучание
в другом, что усиливает
напряжённость. Третью
часть, так же как и вторую,
предваряет интермедия.
В заключительном разделе
тема возвращается в
основную тональность,
и всё "становится
на свои места".
Таким
образом, то, что слово "фуга"
произошло от слова "бег",
не случайно. Голоса
всё время как
бы догоняют друг друга
и приходят к согласию
лишь в конце.
Бывают
фуги двойные и
тройные, т. е. не с
одной, а с двумя
или тремя темами.
В экспозиции и
во второй части эти
темы развиваются
отдельно друг от друга,
а в заключительном
разделе звучат одновременно
и меняются местами.
Форму фуги композиторы
используют для создания
органной и клавирной
музыки, сочинений для
камерного ансамбля
и даже оркестра.
Органная
музыка – токкаты,
фантазии, фуги, пассакалии;
монументальность, импровизационность;
обработки хоралов,
их типы, выразительные
средства. Не менее значительно
органное и клавирное
наследие Баха: прелюдии,
токкаты, фуги, хоральные
обработки. В Токкате
и фуге ре минор (около
1717г.) для органа, Хроматической
фантазии и фуге для
клавира (1720 г.) и других
произведениях соединились
вдохновенность, полифоническое
богатство и блестящая
виртуозность. Помимо
крупных сочинений Бах
писал хоральные прелюдии,
т. е. обработки хоралов.
Это "инструментальные
размышления" без
слов над евангельскими
событиями или псалмами.
Прелюдии звучали во
время богослужения
между чтением Библии
и должны были помогать
прихожанам осмыслить
услышанное. Бах свободно
обращался с хоральными
мелодиями: он только
намечал их короткими
отрывками, а затем окружал
более сложными собственными
мелодиями. Это очень
личное, сокровенное
переживание событий
Священной истории.
В экспериментальном
сочинении - сорока восьми
прелюдиях и фугах "Хорошо
темперированного клавира" (часть
1 - 1722 г.; часть 2 - 1744 г.) -
Бах использовал возможности
нового способа настройки
клавира (он называется
темперированным), когда
звуки отделены друг
от друга равными расстояниями (полутонами).
Темперированный строй
позволял сочинять музыку
в любой тональности,
и композитор показал
выразительные возможности
каждой из них.
Оркестровые
концерты и сюиты Баха.
Оркестровая музыка -
ещё одна грань творчества
мастера. Он написал
шесть Бранденбургских
концертов (1711 - 1720 гг.),
клавирные, скрипичные
концерты (в том числе
переложение шестнадцати
концертов Вивальди),
произведения для скрипки,
виолончели и т. д. В
оркестровых сочинения
Бах продолжал традиции
Вивальди. Так же как
и венецианский композитор,
он стремился соединить
строгость формы (большинство
концертов - в трёх частях)
с богатством тембров,
оригинальными сочетаниями
инструментов. "Жемчужина"
его оркестра - корнет (фр. cornet - "рожок").
Это узкая трубка с высоким,
пронзительным звучанием.
Корнет придаёт музыке
праздничный, сочный
колорит.
В последние годы жизни композитор почти потерял зрение, и самые виртуозные в полифоническом отношении циклы ("Музыкальное приношение", 1747 г.; "Искусство фуги", 1749-1750 гг.) он вынужден диктовать.