Методика проведения занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Аппликация, инкрустация, плетение из соломки, способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-6
Глава I. Учебно – методическая деятельность организации работы в школьном кружке ДПИ
Анализ рабочей программы ……………………………….................7-8
Анализ литературы по теме…………………………………………..8-10
Разработка программы кружка……………………………………...10-16
Выводы по главе I
Глава II.Планирование организации занятий кружка
2.1. Организация учебного процесса …………………………………..17-20
2.2. Методические рекомендации по проведению кружка «Золотые кружева»………………………………………………………………………20-22
2.3. Календарно – тематическое планирование кружка «Золотые кружева»……………………………………………………см. Приложение №1
2.4. Планы – конспекты занятий по выполнению декоративного панно.. см. Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4.
Выводы по главе II
Глава III. Опытно - экспериментальная работа по декоративно - прикладному искусству
Констатирующий эксперимент……………………................23-24
Формирующий эксперимент………………………………….24-26
Контрольный эксперимент……………………………………26-27
Выводы по главе III
Заключение ………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников ……………………………

Файлы: 1 файл

МК 5 Курс.docx

— 74.03 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО«Шадринский государственный педагогический институт»

Художественно – графический  факультет

Кафедра теории и методики изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: Методика проведения  занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг.

 

 

 

 

 

 

                                     Выполнила: студентка V курса

                                            заочного отделения Каяткина О.В.

    Группа 951

Научный руководитель: Белозерцев С.А.

 

 

 

 

г. Шадринск 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-6

Глава I. Учебно – методическая деятельность организации работы в школьном кружке ДПИ

    1. Анализ рабочей программы ……………………………….................7-8
    2. Анализ литературы по теме…………………………………………..8-10
    3. Разработка программы кружка……………………………………...10-16

Выводы по главе I

Глава II.Планирование организации занятий кружка

2.1.  Организация учебного  процесса …………………………………..17-20

2.2.  Методические рекомендации по проведению кружка «Золотые кружева»………………………………………………………………………20-22

2.3. Календарно – тематическое  планирование кружка «Золотые кружева»……………………………………………………см. Приложение №1

2.4. Планы – конспекты  занятий по выполнению декоративного панно.. см. Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4.

Выводы по главе II

Глава III. Опытно - экспериментальная работа  по декоративно - прикладному искусству

    1. Констатирующий эксперимент……………………................23-24
    2. Формирующий эксперимент………………………………….24-26
    3. Контрольный эксперимент……………………………………26-27

Выводы по главе III

Заключение ………………………………………………………………..28-29

Список использованных источников ………………………………….30-31

Приложение………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное общество обратило внимание на искусство. Проблемы эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания. Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Однако искусство в школе, словно, утратило свой потенциал, перестало интересовать подрастающее поколение. Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем в школе. Это недостатки существующих программ дисциплин художественно – гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащённость учебного процесса. [7] Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме.[7, 10-69] Поэтому тема, которую мы выбрали, актуальна в наше время, так как искусство – это мир прекрасного, оно играет большую роль в эстетическом воспитании учащихся.

Народное и декоративно - прикладное искусство является неотъемлемой  частью мировой художественной культуры. Оно играет большую роль в обучении и воспитании учащихся на русских народных традициях и опирается на знание искусства родного края. Декоративно - прикладное искусство – область  декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.). Все предметы, окружающие человек, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом - в  конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке.

Таким образом, в процессе художественно – творческой деятельности, в процессе ознакомления со смешанной  техникой соломка и квиллинг это достаточно сложная, но интересная проблема, и представляет собой синтез духовного, нравственного, и эстетического воспитания младших школьников. Поэтому проблема исследования: возможно ли обучение младших школьников смешанной технике «соломка» и «квиллинг»

Актуальность темы состоит в том, что среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.

 Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Аппликация, инкрустация, плетение из соломки, способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Степень разработанности проблемы. Декоративно-прикладное искусство – это искусство, служащее для художественного оформления предметов быта, жилого и общественного интерьера. К этому искусству относятся произведения, выполняемые из самых различных материалов: соломка, ткань, бисер, кожа и другие. Включенные в повседневную жизнь людей они играют важную роль в эстетическом оформлении быта.

Для решения любой проблемы необходимо совершенствовать свое мастерство. В этом помогает правильно выбранная литература.

Чтобы быть всесторонне развитым, культурным человеком, воспринимать мир  прекрасного, каждый должен знать народные художественные промыслы, национальные традиции, культурное наследие нашей  страны, основы композиции, технологии изготовления ручных изделий. Уметь  реализовывать полученные знания и  умения на практике, владеть разными  технологиями изготовления изделий.[19, 12- 98]

Любимое занятие приносит людям огромную радость, а общедоступные материалы и простейшие инструменты позволяют каждому желающему без каких – либо существенных затрат довольно легко и успешно овладеть искусством изготовления  красивых художественных изделий. Если кто-то еще не имеет какого-либо конкретного увлечения, предлагаем заняться соломкой. Технику инкрустации и плетения из соломки нетрудно освоить. Надо только проявить интерес, старание, терпение, а также немного фантазии. [14, 8-30]

Начиная работу над данной темой, были поставлены следующие цели и задачи:

Объект исследования: процесс художественно – творческой деятельности обучающихся в кружке декоративно – прикладного искусства «Золотые кружева». 

Предмет исследования: методика обучения школьников технике «соломка» и «квиллинг».

Цель курсовой работы - изучить возможность обучения смешанной технике «соломка» и «квиллинг» во внеурочной деятельности в начальном звене.

Гипотеза исследования: обучение учащихся смешанной технике соломка и квиллинг будет более эффективной для выполнения декоративных работ и вызовет повышенный  интерес к занятиям, при следующих условиях:

  1. При знании теоретических основ;
  2. Знание исторических аспектов ремесел;
  3. Знание первоначальных основ данных техник;
  4. Целенаправленное использование методов и приёмов работы с соломкой в технике квиллинг;
  5. При внедрении разработанной программы и методических рекомендаций.

Задачи:

  • Проанализировать рабочие программы;
  • Провести опытно – экспериментальную работу;
  • Изучить методику организации кружковых занятий;
  • Разработать конспекты занятий кружка по теме «Создание декоративного панно в смешанной технике соломка и квиллинг»;
  • Составить календарно – тематическое планирование.

Методы  исследования:

  • Метод эксперимента;
  • Метод анкетирования;
  • Метод наблюдения;
  • Метод беседы;
  • Анализ продуктов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Формирование у обучающихся знаний, умений навыков на занятиях кружка

1.1. Анализ программы кружка.

Изучению народного декоративно - прикладного искусства отводится  большое место в программе  начальной школы.  Ему уделяют  большое место все ныне действующие  программы,  утвержденные новым ФГОС. Особенно большое внимание отводится  изучению народного творчества в  программе Т. Я. Шпикаловой. Вопросы ДПИ рассматривают методисты Н. А. Горяева, Л.В. Ершова,  О.В. Островская, Э. И. Кубышкина и другие.

Мною была изучена и  проанализирована рабочая программа  декоративно - прикладного искусства «Художественная обработка соломки и бересты», автор – составитель Осипова Ольга Николаевна. Программа рассчитана на 144 часа, большое количество времени уделяется теоретической части, различным способам обработки соломки и бересты. Практическая часть состоит только из того, что как изготовить соломенное полотно, разработка эскизов, итого по окончанию учебного года  выполнено всего 5 изделий. Плюсы программы в том, что подробно изучается история ремесла и технология обработки природного материала (соломки).  Минусы  программы маленькое количество часов отведено творческой части, должно быть на уровне оснащение кабинета. Инструменты и электрооборудование необходимые для работы в творческом объединении, которых в нашем случае нет.

Программа кружка "Соломоплетение" Джобава Елена Ираклиевна, учитель технологии

Программа кружка рассчитана на детей 1-5 класс. Реализация программы  рассчитана 1 учебный год. Программа  занятий выбирается преподавателем в соответствии с материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся. На изучение этого курса предусмотрено 32 часа, продолжительность одного занятия  составляет 2 часа. Объем кружковых  занятий состоит из теоретических  и практических занятий.

Новизна состоит в разработке и создании учебной программы  по соломоплетению для младших школьников, позволяющая эффективно развить их познавательные способности и интересы. Курс по соломоплетению позволяет учащимся реализовать свои познавательные потребности в области прикладного творчества.

Анализ рассмотренных  программ художественных школ показал, что они направлены на работу с соломкой аппликация, изготовление кукол, соломоплетение, инкрустация. В школе уделяется мало времени народным ремёслам и, как правило, изучается один из видов деятельности – аппликация. Аналога программы смешанных техник соломка и квиллинг нет, поэтому проанализированные программы не подходят для нашего эксперимента. 

Таким образом, на основе рассмотренных программ была разработана программа кружка «Золотые кружева» рассчитанная на 34 часа, с минимумом оборудования и инструментов.

1.2. Анализ литературы по теме

        В работах  Запорожца А.В., Давыдов В.В., Поддъякова Н.Н., установлено, что дети способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и декоративное панно, выделяет существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами явления и отражать их в образной форме. 
Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов  формирования нравственно-оценочных  критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему  не нравится...» с помощью наводящих  вопросов побуждает ребенка к  осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы  ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен  на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается  в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной  активности (работа со схемами, привлечение  воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен  на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и  игровые приемы, которые создают  непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Информация о работе Методика проведения занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг