Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 15:59, курсовая работа
Методические приемы рассказа,показа,понятие методических приемов.
Введение…………………………………………………..3
1. Предмет и иды экскурсионной методики.
1.1 Предмет и виды экскурсионной методики……5
1.2. Методика подготовки экскурсий………………...8
2. Классификация методических приемов.
2.1 Классификация методических приемов………….14
2.2 Методические приемы показа……………….…...17
2.3 Методические приемы рассказа………………….25
3. Особые методические приемы.
3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35
3.2Усвоение экскурсоводом методическим приемов……………………………………………………..39
4. Техника ведения экскурсий.
4.1 Техника ведения экскурсий………………………42
Заключение…………………………………………………..51
Библиографический список……………..……………….…52
Содержание.
Введение…………………………………………………..3
1.2. Методика подготовки экскурсий………………...8
2.1 Классификация методических приемов………….14
2.2 Методические приемы показа……………….…...17
2.3 Методические приемы рассказа………………….25
3. Особые методические приемы.
3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35
3.2Усвоение экскурсоводом методическим
приемов……………………………………………………..
4. Техника ведения экскурсий.
4.1 Техника ведения экскурсий………………………42
Заключение………………………………………………….
Библиографический список……………..……………….…52
Введение.
Методика в широком смысле
слова — совокупность способов
целесообразного проведения
Методику разделяют на общую и частную.
Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.
Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.
Экскурсовод
своими объяснениями подводит экскурсантов
к необходимым выводам, от этого
зависит эффективность
Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.
Экскурсионная
методика является частной методикой,
так как она связана с
Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:
— методики разработки новой для данного бюро темы;
— методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
— методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
— методики после экскурсионной работы.
Предметом
экскурсионной методики является целенаправленное
изучение, систематизация, формулирование,
разъяснение и применение на практике
средств и методов воспитания и обучения,
а также методических приёмов, при помощи
которых работники экскурсионных учреждений
осуществляют свою деятельность. Экскурсионная
методика обобщает опыт проведения экскурсий,
разрабатывает и предлагает такие методические
приёмы, которые оправдали себя на практике
и обеспечивают наивысшую эффективность
раскрытия и восприятия темы.
1.Предмет и виды экскурсионных методик.
Методика проведения экскурсии
– это совокупность, как заведено,
используемых при ведении
Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,
связанных друг с другом частей:
- методики разработки новой для данного бюро темы;
- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже
разработанной в данном бюро;
- методики подготовки экскурсовода к проведению очередной
экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
- методики послеэкскурсионной работы.
Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.
Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.
Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.
Предметом
экскурсионной методики является целенаправленное
изучение, систематизация, формулирование,
разъяснение и применение на практике
средств и методов воспитания
и обучения, а также методических
приёмов, при помощи которых работники
экскурсионных учреждений осуществляют
свою деятельность. Экскурсионная методика
обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает
и предлагает такие методические приёмы,
которые оправдали себя на практике и
обеспечивают наивысшую эффективность
раскрытия и восприятия темы.
1.2 Методика подготовки экскурсий.
Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из разделов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редактирует подготовленный материала руководитель творческой группы.
Подготовка делится на два этапа:
- предварительный - подбор и изучение фактических материалов (т.е. процесс первоначального накопления знаний по данной теме), осуществляемый творческой группой, выбор объектов, на которых будет построена экскурсия;
- непосредственный - составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала.
Кроме того, проводится работа над структурой методической разработки: вступление, основная часть, заключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее целесообразных методических приемов показа и рассказа конкретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуальный текст. Методическая разработка представляет собой сжатый план, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, в какой последовательности организовать показ памятников, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения экскурсии. Здесь же экскурсовод должен найти советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие материалы из "портфеля экскурсовода" и когда лучше продемонстрировать. Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии.
Неотъемлемая часть разработок - рекомендации по технике проведения экскурсии (расположение экскурсионной группы около объектов, схема движения экскурсантов по маршруту и т. д.).
Методическая разработка является обязательным документом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.
Обязательным
Методическая разработка должна выполнять следующие функции:
а) подсказывать экскурсоводу путь для полного и правильного раскрытия темы;
б) помогать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа;
в) содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;
г) учитывать интересы определенной группы экскурсантов;