Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:52, курсовая работа
Историческая экскурсия – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившиеся или искусственной среде, в целях изучения прошлого.
Исторические экскурсии являются одной из форм распространения исторических знаний, которые способствуют формированию мировоззрения экскурсантов.
Введение………………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Особенности подготовки экскурсии в православных храмах……….… 4
Глава 2. Особенности проведения экскурсии в православных храмах…………10
Глава 3. Методическая разработка экскурсии …………………………………..........17
Заключение…………………………………………………………………….........31
Список использованных источников……………………………………………...32
Приложение…………………………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА
КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Методика подготовки и проведения пешеходной городской экскурсии
«Смоленский собор – памятник храмового зодчества»
Выполнила
студентка 2 курса группы 170906
Руководитель
Белгород, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности подготовки экскурсии в православных храмах……….… 4
Глава 2. Особенности проведения экскурсии в православных храмах…………10
Глава 3. Методическая разработка экскурсии …………………………………..........17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Историческая экскурсия – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившиеся или искусственной среде, в целях изучения прошлого.
Исторические экскурсии являются одной из форм распространения исторических знаний, которые способствуют формированию мировоззрения экскурсантов.
Целью курсовой работы является разработка экскурсионного маршрута «Смоленский собор – памятник храмового зодчества», который знакомит экскурсантов с историей возникновения собора, его постройкой; внутренним убранством собора.
Задачи, которые были поставлены для достижения данной цели:
– изучить методику подготовки и проведения исторических экскурсий
– дать описание особенностей объектов показа и рассказа, касающихся истории Смоленского собора и его возникновением;
– разработать маршрут экскурсии «Смоленский собор – памятник храмового зодчества».
Объектом исследования курсовой работы является историко-культурный и археологический памятник Белгородской области – Смоленский собор.
Предметом исследования в курсовой работе является изучение истории собора и его значение для Белгородского края.
В современном мире становится актуальной тема религии, формирование религиозной культуры у экскурсантов. Религия – это особая форма мировоззрения и человеческих взаимоотношений.
Экскурсовод должен сочетать церковность и богословские знания с высокой общей культурой, обширной гуманитарной и историко-искусствоведческой подготовкой. Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества.
Глава 1. Особенности подготовки экскурсии в православных храмах
Создание экскурсии — это результат двух сложнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя:
– определение темы;
– постановка целей и задач;
– изучение и отбор экскурсионных объектов;
– составление маршрута экскурсии;
– изучение литературных источников по теме экскурсии;
– написание контрольного текста экскурсии;
– комплектование «портфеля экскурсовода»;
– выбор методических приемов проведения экскурсии;
– составление технологической карты.
В основу проведения любой экскурсии должны быть положены такие принципы, как:
1. последовательность и системность;
2. наглядность;
3. эмоциональность;
4. ясность изложения;
5. учет возрастных особенностей экскурсантов.
В основе любой экскурсии лежит четко определенная тема, на чем строится показ и рассказ. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Она является одним из критериев для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода. Формирование темы представляет собой краткое и четкое изложение основного содержания экскурсии. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое [1].
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература». В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения [5].
Экскурсия должна содержать в себе четко определенную цель, которую преследует экскурсовод. Верно сформулированная цель имеет огромное значение при создании экскурсии.
Задачи экскурсии более
В 1990 годы двадцатого столетия в России произошли огромные изменения в отношении, общественном сознании к церкви. Религия становится главной общественной силой, которая способна влиять как на политику и экономику, так и на нравственность. Многие новые церковные здания строятся и реставрируются, увеличивается число прихожан в храмах, растет интерес к религии среди разных слоев общества.
Для того, чтобы удовлетворить интерес к религии, ее истории и таинствам проводились различные экскурсии в храмы. В настоящее время большинство из них организуются в основном для школьников и студентов. Проведением таких экскурсий также занимаются и школьные учителя, которые имеют некоторые сведения о религии, но не владеют методикой проведения экскурсий на религиозные темы. Это объясняется тем, что, нет широких возможностей для знакомства с религией, отсутствуют какие либо методические пособия и развитая система подготовки экскурсоводов, владеющих навыками проведения подобных экскурсий [3].
Подготовка экскурсий по храму начинается с определения цели, то, к чему стремится экскурсовод при проведении экскурсии.
В экскурсии на православную тему, не потеряли свою значимость такие цели, как:
– эстетическое воспитание;
– воспитание любви и уважения к Родине;
– ознакомление с нравственно-этическими основами православия;
– показ роли Русской православной церкви в истории России;
– объяснение смысла обрядов и традиций Русской православной церкви.
Роль православия в становлении России – это очень актуальная подтема в экскурсиях по храмам.
Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Обязательно следует соблюдать последовательность библейских событий при осмотре икон с библейским сюжетом. Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные [9].
Экскурсия по храму включает в себя множество объектов показа, в том числе святые источники, колокольни, захоронения в церковной ограде, если они имеются.
Основные объекты показа:
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.
Приведенные объекты показа являются основой для разработки экскурсий, имеющих любую из названных ранее целей. В малых церквях условия для проведения экскурсии скромнее, чем в крупных, с длительной историей соборах. Но и в них достаточно возможностей для проведения экскурсий, имеющих целью показ роли Русской православной церкви в истории России.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и с
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый
адрес, на чьей территории памятник
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя [1].
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее существенно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов.
Глава 2. Особенности проведения экскурсии в православных храмах
При организации экскурсий по православным храмам большую трудность представляют подбор и подготовка экскурсоводов. За годы безверия из нашей жизни ушли знания таинств и обрядов православной церкви, понимание языка молитвы. Закон Божий и история церкви давно исключены им программ учебных заведений. Знаниями, достаточными для всестороннего раскрытия темы экскурсии, как правило, обладает только экскурсовод, получивший определенное духовое образование и закончивший духовную семинарию или епархиальное училище [5].
В 90-е годы 20-го века в России вместе с переменами в политической и экономической жизни страны произошли серьезные изменения в общественном сознании. В настоящее время религия вновь способна влиять на политику, нравственность. Растет интерес к религии среди различных слоев общества. Туристом путешествующим с религиозными целями является человек, выезжающий за пределы страны на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религии. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов направляющихся к святым ме6там и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм подразделяется на паломнический туризм и религиозный. Религиозными объектами показа являются культовые сооружения: монастыри, святилища, храмовые комплексы, часовни и т.д., природные объекты культа: святые источники, реки, пруды, объекты культа малых форм: кресты, алтари. Выделяют культовые и религиозные центры. Культовые центры – место имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия. Религиозный центр – включает в себя образовательные учреждения, административные органы религиозных организаций [6].