Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:52, курсовая работа
Историческая экскурсия – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившиеся или искусственной среде, в целях изучения прошлого.
Исторические экскурсии являются одной из форм распространения исторических знаний, которые способствуют формированию мировоззрения экскурсантов.
Введение………………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Особенности подготовки экскурсии в православных храмах……….… 4
Глава 2. Особенности проведения экскурсии в православных храмах…………10
Глава 3. Методическая разработка экскурсии …………………………………..........17
Заключение…………………………………………………………………….........31
Список использованных источников……………………………………………...32
Приложение…………………………
Экскурсионная методика складывалась в России на протяжении длительного времени. В 1916 г. в журнале «Русский экскурсант» была опубликована первая классификация экскурсий, включающая восемь ее типов и краткие методические указания по их проведению. Но в классификации отсутствовал тип экскурсий на религиозные темы, что легко можно понять. В те времена практически все граждане страны являлись прихожанами различных приходов. В школах учащимся преподавался закон Божий. Население России имело достаточно полное представление об истории религии, о святых, церковной атрибутике, церковных таинствах и праздниках.
В настоящее время подобные экскурсии организуются для школьников и студентов.
В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.
Во многих экскурсиях, проводимых по православному храму, должна быть показана взаимосвязь святых, исторических личностей и святынь с историей церкви и страны.
Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами. Экскурсовод должен быть точен, являться к месту приема экскурсионной группы заблаговременно, за 10-15 мин. до начала экскурсии. Следует помнить, что немаловажное значение в установлении контакта с группой имеет внешний вид экскурсовода – скромность в одежде, прическе, выражение лица, походка, жесты [3].
Однако главное в экскурсии – это её высокая идейность и убедительность содержания, яркая эмоциональная форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. От этого зависит авторитет экскурсовода, и завоевывается он каждый раз заново в процессе экскурсии.
Для достижения наибольшего эффекта в религиозных экскурсиях, также как и в других экскурсиях, используются методические приемы рассказа и показа.
Выбор объекта показа находится в прямой зависимости от состава участников, познавательной ценности, способа передвижения экскурсионной группы, степени сохранности объектов, выразительности, известности. Выделяют 2 составные части в технологии показа:
– предварительного осмотра;
– зрительная реконструкция;
– зрительный монтаж;
– локализация событий;
– зрительное сравнение;
– зрительная аналогия;
– абстрагирование и т.д.
Показ и рассказ являются одними из основных элементов экскурсии, они позволяют четко изложить информацию, которая связана с объектами экскурсии, в соответствии с темой, целью и задачами. Они неотделимы друг от друга, рассказ подчинен показу.
Рассказ строится как на основе индуктивного метода, так и на основе дедуктивного, т.е. как от частного к общему, от наблюдений к выводам, так и от общего к частному. Чаще всего используется индуктивный метод показа [5].
Важное условие успешного проведения экскурсии – это владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.
Для того, чтобы достигнуть своей цели экскурсовод должен в полной мере раскрыть тему экскурсии, при этом правильно отобрав методические приемы рассказа, такими как:
- экскурсионная справка;
- описание;
- объяснение;
- комментирование.
Также такие методические приемы, как: прием характеристики, прием вопросов-ответов, прием соучастия, прием заданий, прием дискуссионной ситуации, прием отступления.
Перечисленные приемы являются одними из основных при проведении экскурсии.
При проведении экскурсии по православному храму также используются особые методические приемы:
- контраста:
- элементы ритуала;
- прием заданий;
- риторические вопросы.
Для подготовки текста экскурсии необходимо использовать церковные источники, творения отцов Церкви, Священное писание, а также светские источники – искусствоведческие, исторические. На сегодняшний день существует немало литературы на религиозную тему.
Движение экскурсионной группы является одним из обязательных признаков экскурсии. Под этим признаком, как правило, подразумевается передвижение от одного объекта к другому (на автобусе, пешком) как следование по заранее составленному маршруту. Однако особенность экскурсии заключается не только в том, что показ объектов и рассказ о них происходит в движении, т.е. в целенаправленном передвижении от объекта к объекту, но и экскурсионные объекты наблюдаются также в «движении» (от беглого осмотра до глубокого анализа деталей) [2].
При организации экскурсий по православным храмам большую трудность представляют подбор и подготовка экскурсоводов. Экскурсовод должен хорошо разбираться в смысле церковнославянских слов и богословских терминов, использование которых совершенно необходимо в экскурсиях. Не всегда бывает достаточно простого перевода слова с церковнославянского на современный язык. Часто за ним стоит понятие, смысл которого утрачен за годы атеизма. Например, плащаница – это полотнище, но такое полотнище, в которое было обернуто тело Господа перед погребением. На ней чудесным образом отобразилось тело Христа. Плащаница является великой христианской святыней. Прямой перевод слова «плащаница» не раскрывает всего смысла символа. Объяснение смысла церковно-богословских терминов дает полноту и образность восприятия духа православия.
Правила поведения в храме:
- Перед входом в храм все мужчины обязаны снять головные уборы. Женщины же, наоборот, должны покрыть голову платочком или надеть какой-либо другой головной убор.
- Экскурсовод должен, подчеркнуть, что наложение крестного знамения не является обязательным для представителей других конфессий и атеистов.
- Определенные требования предъявляются к поведению и одежде людей, пришедших в храм. Еще строже эти требования к экскурсоводу. Его благочестивое поведение, благопристойный внешний вид являются необходимым условием при проведении экскурсии в храме. Поведение группы в храме не должно оскорблять религиозных чувств верующих, что лежит на ответственности экскурсовода. Ему надлежит мягко корректировать поведение группы.
- Экскурсионную группу нельзя располагать спиной к алтарю, так как он есть святая святых храма.
- Фото- и видеосъемка в храмах позволительны только с благословения его настоятеля [7].
Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой – она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике [3].
Глава 3. Методическая разработка экскурсии
3.1. Титульный лист методической разработки экскурсии
Тема: «Методика подготовки и проведения пешеходной городской экскурсий «Смоленский собор – памятник храмового зодчества».
Цели:
– показать туристскую привлекательность Белгородской области, красоту религиозных обителей;
– познакомить экскурсантов с архитектурными памятниками.
Задачи:
– ознакомить экскурсантов с историей Смоленского собора, особенностями архитектуры, памятниками истории и культуры;
– показать его место в общероссийской истории.
Продолжительность – 35 минут.
Протяженность – 15 км (в одну сторону)
Для каких групп экскурсантов предназначена – студенты гр. 170906
Автор-разработчик – Емельянова Валерия
Содержание экскурсии – в экскурсии раскрываются следующие подтемы: рассказ об истории создания Смоленского собора; особенностях архитектуры; внутреннее убранство монастыря; клир Смоленского собора.
Маршрут экскурсии: проходит по территории Смоленского собора.
Экскурсия проводится с использованием мультимедийного оборудования в аудитории.
3.2. Схема маршрута
Точка 1. Слайд № 1 – слайд № 2: Вступительное слово и содержание экскурсии. Правила поведения внутри святых мест. (5 минут).
Точка 2. Слайд № 3: Рассказ об истории Смоленского собора. (5 минут).
Точка 3. Слайд № 4 – слайд № 6: Реконструкция Смоленского собора.
(5 минут).
Точка 4. Слайд № 7 – слайд № 9: Рассказ о внутреннем убранстве собора. (8 минут).
Точка 5. Слайд № 10 – слайд № 11: Расположение престолов собора. (3 минуты).
Точка 6. Слайд № 12 – слайд № 13: Клир Смоленского собора. (7 минут).
Точка 7. Слайд № 13: Заключительное слово. (2 минуты).
3.3. Контрольный текст
Точка 1. Слайд 1 – слайд 2
Добрый день, уважаемые экскурсанты! Меня зовут Валерия, сегодня я буду Вашим экскурсоводом.
Сегодня мы с Вами узнаем историю возникновения Смоленского собора, его внутреннем убранстве, особенностях архитектуры, клире, а также его значение в истории Белгородского края.
Тема нашей экскурсии: «Смоленский собор – памятник храмового зодчества ».
В ходе экскурсии Вы познакомитесь с храмовой архитектурой
Смоленского собора.
Продолжительность нашей экскурсии составит 35 минут.
Прежде, чем мы начнём нашу экскурсию необходимо провести инструктаж по правилам поведения экскурсантов внутри святых мест:
- Женщинам необходимо быть с покрытой головой.
- Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье - нормальной длины.
- Группа должна располагаться
таким образом, чтобы все
- Перед входом в храм мужчины должны снять головные уборы.
Точка 2. Слайд 3
Одним из самых значимых
исторических памятников Белгорода
по праву является Смоленский собор
История его возникновения
Точка 3. Слайд 4 – слайд 6
На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.
Изначально в бытие Преосвященного Иустина, Митрополита Белоградского и Обоянского, тщанием и иждивением воеводы князя генерала и губернатора Кольцова-Мосальского построили деревянную церковь, а в лето 1705 года освятили и украсили. Чуть позже в 1727 г. Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь о двух этажах. В нижнем этаже во имя явления Смоленския иконы.
Пресвятыя Богородицы Одигитрии, в верхнем этаже во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Нижний этаж был освящен Преосвященным Митрополитом Белоградским Антонием в 1743 г., а верхний освящен Святейшего Правительствующего Синода Членом, Епископом Белоградским Порфирием (Крайским), 24 мая 1763 года [6].
Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.