Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:52, курсовая работа
Историческая экскурсия – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившиеся или искусственной среде, в целях изучения прошлого.
Исторические экскурсии являются одной из форм распространения исторических знаний, которые способствуют формированию мировоззрения экскурсантов.
Введение………………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Особенности подготовки экскурсии в православных храмах……….… 4
Глава 2. Особенности проведения экскурсии в православных храмах…………10
Глава 3. Методическая разработка экскурсии …………………………………..........17
Заключение…………………………………………………………………….........31
Список использованных источников……………………………………………...32
Приложение…………………………
Хотя службы совершались со дня освящения, благоустройство храма далеко не было еще закончено. Так, верхняя церковь частью еще была раскрыта и доступна влиянию непогоды, и в 1767 году нанят был плотник «закрыть трапезу и всходы». Пол в нижней части церкви был кирпичный, заново перемощенный в 1773 году, который и держался до 1792 года, когда был заменен полом чугунным. Ограда вокруг храма до 1776 года была деревянная, из частокола; в этом же году, вместо частокола, устраивается каменный фундамент, а в 1787 году на этом фундаменте поставлена была «столярной работы решетка», и только лишь в 1805 году сделана была на ограду решетка железная. С 1783 года начинается постройка в нижней церкви иконостаса, вырезать который взялся, по контракту «Московского ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»; для означенного иконостаса «куплена у помещика Николая Выродова обветшалая Вознесенская церковь, за оную уплачено денег 250 руб.». Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году. В 1793-5 годах для вновь устроенного иконостаса живописцем Андреем Ивановым-Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом.
Начиная с 1802 года снова производится в больших размерах заготовка кирпичного, лесного и железного материала, а в 1804 году Тульским оружейным мастером Петром Мосоловым из заготовленного материала произведены, согласно заключенному контракту, следующие работы: вместо прежних железных (1770 г.) сделаны в храме новые каменные шейки. Вместо железных же стропил на куполах церкви и алтаря положены стропила деревянные, в осьмериках пробиты восемь новых окон и устроены для них рамы и т.д.
Упомянутым ремонтом заканчивается первый период внешнего и внутреннего благоустройства Смоленского собора. За исключением устройства над лестницей крытой галереи (1862 г.), снаружи храм остается в прежнем виде; внутри же, начиная с 30-х годов XIX столетия, вид храма постепенно обновляется и украшается усердием граждан Белгородских. Среди последних особенно широкой благотворительностью, при замечательной простоте своих личных потребностей, выделялся известный именитый гражданин и купец Михаил Константинович Мачурин. Этот щедрый благотворитель, не состоя даже и прихожанином Смоленского собора, исключительно на свои собственные средства отделал в 1825 году всю верхнюю церковь под мрамор, а в 1839 году в нижней церкви устроил новый придел с северной стороны в честь своего Ангела, Архистратига Михаила «дабы иметь возможность и зимой совершать поздние литургии». На средства того же М.К. Мачурина в 1848 году «возобновляется вся вообще нижняя церковь», как писалось о сем в Клировых Ведомостях [3].
В 1847 году причт и церковный староста Смоленского собора просили Епархиальное Начальство о разрешении заменить в нижней церкви чугунный пол деревянным потому, что «от оного чугунного пола в зимнее и весеннее время бывает нестерпимо холодно, и многие прихожане, опасаясь простуды в ногах, мимо храма своего ходят в иноприходные церкви». Указом Белгородского Духовного Правления от 4 апреля того же года просьба эта была удовлетворена, и пол замощен был досками на средства благотворителей.
С 1859 года начинается дело об устройстве, вместо чугунных, каменных всходов и крытых галерей над ними. Благодаря возникшей по этому делу переписке, к устройству каменной крытой лестницы по высочайше утвержденному проекту оказалось возможным приступить лишь в 1862 году, когда лестница и была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева. До сего времени эти всходы не сохранились.
Живопись иконостаса в нижней церкви Смоленского собора приходила в негодность от постоянно бывшей там сырости. Особенно же позолотные работы скоро темнели и портились, почему причт и церковный староста в 1868 году рапортом просили Преосвященного Епископа Сергия о разрешении, для уничтожения сырости, устроить три печи и одновременно перемостить в нижней церкви полы. По сему вопросу 7 июля состоялась следующая резолюция его Преосвященства: «На то и другое дается согласие. Но для устройства печей нужно предварительное освидетельствование архитекторов и указание». 27 июля Курский архитектор Дворжецкий засвидетельствовал, что в техническом отношении к устройству печей в нижней церкви препятствий не встречается, и печи в том же году были поставлены упомянутым церковным старостою Г.И. Муромцевым. Тогда же и при том же старосте в нижней церкви снят балдахин, осенявший престол, а в верхней – киот под явленной Смоленской иконой Божией Матери и над иконой Апостолов Петра и Павла, по своей величине занимавший слишком много места, были заменены киотами меньших размеров и более изящной работы, а также устроен был новый пол [4].
Одновременно с этим Белгородский потомственный почетный гражданин Василий Михайлович Мачурин устанавливает за свой счет в нижней церкви новый иконостас вместо старого, который согласно донесению причта и церковного старосты, «от долгого стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». Постройка иконостаса была разрешена следующей резолюцией Преосвященного Епископа Сергия: «с признательностью жертвователю благословляю устроить иконостас по приложенному рисунку». Тем же летом известным подрядчиком Гетманом все работы были уже закончены, как свидетельствует о том следующая собственноручная надпись жертвователя на плане: «В смоленскую нижнюю церковь сей иконостас сооружен был в память родителей Михаила и Марии и сына – отрока Василия, 1868 года, октября» [5].
В последний раз верхняя церковь возобновлена была в 1884 году старанием и усердием церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина, при чем для переделанного иконостаса нижний ярус, вместе с царскими, южными и северными дверьми, устроен совершенно новый.
Так, старанием и усердием церковных старост и щедрых благотворителей, поддерживался сей величественный храм, возникший благовременно по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери – Одигитрии. Увы, все их труды в годы лихолетья были совершенно истреблены, остались голые полуразрушенные стены.
После революции 1917 года для этого великолепного памятника архитектуры и духовного центра белгородчины наступили тяжелые времена. В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. Хотя в нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нем все же теплилась. Но 26.06.1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28.03.1936 года о совершенном закрытии многих церквей, в том числе и Смоленского собора. При живых-то людях он стал умирать, разрушаться - не хотел быть складом…
Сильно пострадал собор
в войну – при освобождении
Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем
была уничтожена колокольня – там
угнездились вражеские
С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами [7].
Окрестные детишки –
из числа учеников 3-ей школы и
строительного техникума провод
Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.
Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние. Дальше взрывать было нельзя! И не стали, огородили забором, а за ним потихоньку сама собою стала возникать свалка, торжествовала мерзость запустения. И хотя храм был объявлен памятником архитектуры, на его жизнь еще и еще покушались. Желающие спасти это чудо не могли еще выступить открыто, ибо это означало бы, что они исповедуют ценности другие, нежели все общество тогда. Вот и решили – не взрывать, а устроить в нем… органный зал. Тогда, в конце 80-х началось какое-то строительное движение, стали убирать мусор, наводить хотя бы мало-мальский порядок – трудились студенты и работники культуры.
в 1991 году храм вернули церкви, появилось сообщество единомышленников, прообраз будущей общины. Потом, в 1992 году назначили священника – протоиерея Иоанна Абрамука и 10 августа 1992 года совершилась в нем на первом этаже первая Божественная литургия. Возглавил ее тогда архиепископ, а ныне митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов).
Освящение же нижнего
храма совершилось
С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.
Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.
Многие изменения пришлось
пережить храму за почти трехвековую
историю. Не все конечно в реконструкции
храма сделано так, как хотелось
бы. Но главное, храм действует, он по прежнему
прекрасно вписывается в
Много – много потрудились горожане - и целые трудовые коллективы и отдельные жертвователи – для того, чтобы их соединенными усилиями Смоленский собор стал бы украшением города и свидетелем духовного величия белгородцев, много раз одерживавших ратные победы, а через воскрешение нашего храма – и победу там, где «поле битвы - сердце человека».
Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания – и храмового, и общественного, и просто жилого дома; иконы стояли при дорогах, на перекрестках, на городских площадях; их брали с собой в дальний путь, с ними шли в военные походы; с молитвы перед иконой начинали любое дело; ею же родители благословляли своих детей[7].
Насколько были распространены в древности иконы, свидетельствует тот факт, что лишь в хранилище царя Алексея Михайловича (в середине XVII в.) имелось около девяти тысяч икон, а в некоторых соборах в Москве количество их достигало трех тысяч в каждом [3].
Вся жизнь, весь быт народа,
даже календарь земледельца основыва
Духовная значимость
русской иконописи
Точка 4. Слайд 7 - слайд 9
Говоря об архитектурном облике храма, следует заметить, что в XIX столетии он основательно изменился. Чертежи середины XIX века и фотографии конца его показывают позднейший архитектурный вариант, под которым скрылись первоначальные формы и декор. Структура храма читается как массивный, вертикально вытянутый двухэтажный основной объем, имеющий удлиненную форму с юга на север, с примыкающей к нему одночастной овальной двухэтажной апсидой. С запада – небольшая двухэтажная трапезная и четырехъярусная колокольня. Данная объемная композиция характерна для храмовой архитектуры Слободской Украины и порубежной с ней зоны России и может быть отнесена к концу XVII века, хотя здесь внесены в нее конкретные оригинальные черты.
1862 годом отмечена
последняя, самая существенная
перестройка Смоленского
Внутренний облик храма определяется двумя этажами, причем второй этаж основного объема - двусветный. Световой восьмерик опирается на сомкнутый свод с подпружными арками (в сводах голосники). Трапезная часть соединяется с главной стеной тремя арочными проемами в каждом этаже. Алтарная часть также отделена от основного пространства трехпроемной преградой [4].
По поводу расположения
престолов почти все
Об убранстве собора известно, к сожалению, очень мало. Фотографий интерьера найти не удалось, а описания предельно кратки. Первое упоминание об установке иконостаса приходится на 1783 год, «вырезать который взялся, по контракту, «Московского Ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»... Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году». Для него «в 1793 - 5 годах... живописцем Андреем Ивановичем Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом». А в 1868 году в храме оборудуются три печи с дымоходами в стенах. И в это же время потомственный почетный гражданин Белгорода Василий Михайлович Мачурин финансирует изготовление в нижней церкви нового иконостаса, выполненного «известным подрядчиком Гетманом», в связи с тем, что прежний иконостас «...от долговременного стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». А уже в 1884 году стараниями церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина был заменен иконостас в верхней церкви, упомянутый в материалах исследований П.П. Покрышкина. Верхняя церковь, по его словам, была: «очень светла, просторна и нарядна». Остатки предалтарных преград середины XVIII столетия сохранились «под полом трапезной части». Среди икон верхней церкви Покрышкин называет икону «...с видом этой церкви». В настоящее время о месте ее нахождения ничего не известно. Паникадило в трапезной относилось к началу XIX века, а главное - к его концу. Полы в обоих этажах были деревянными[8]. Стенная роспись, по данным Покрышкина, почти вся была закрашена в 1913 году, «только в своде трапезной осталась недурная роспись, да несколько изображений святых оставлены на стенах и окружены разделкою под мрамор. Эти остатки XVIII - XIX веков».