Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 15:59, курсовая работа
Методические приемы рассказа,показа,понятие методических приемов.
Введение…………………………………………………..3
1. Предмет и иды экскурсионной методики.
1.1 Предмет и виды экскурсионной методики……5
1.2. Методика подготовки экскурсий………………...8
2. Классификация методических приемов.
2.1 Классификация методических приемов………….14
2.2 Методические приемы показа……………….…...17
2.3 Методические приемы рассказа………………….25
3. Особые методические приемы.
3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35
3.2Усвоение экскурсоводом методическим приемов……………………………………………………..39
4. Техника ведения экскурсий.
4.1 Техника ведения экскурсий………………………42
Заключение…………………………………………………..51
Библиографический список……………..……………….…52
Имеет свои особенности методика проведения экскурсий в музеях. Номенклатура методических приемов здесь намного уже, чем в экскурсиях по городу. В то же время в музеях используются свои специфические приемы. В музейной практике имеет место и прием, выходящий за границы экскурсионного метода. Его можно назвать лекционно-иллюстративным. При этом превалирует речь ведущего, экспонаты же используются лишь в качестве иллюстраций.
Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. Например, охарактеризовав одну из скульптур (юноша, сдерживающий коня), украшающих Аничков мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, экскурсовод переходит к характеристике украшений моста в целом. Рассматривается весь художественный ансамбль.
В рассказе используется также методический прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Каждый из них применяется как взаимное дополнение.
Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем – более значительные и, наконец, самые интересные. Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.
Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе – с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.
В экскурсиях
климактерический и антиклимактерический
приемы следует рассматривать как
формы изложения материала, как
структурные особенности
В методических
пособиях по экскурсионному делу называются
и другие приемы: использование цифр
и фактов, логического доказательства,
взаимодействия интересов, ретроспективы;
использование пословиц и поговорок,
художественной литературы. Все они
не могут быть названы методическими приемами
ведения экскурсии из-за отсутствия необходимых
для этого признаков.
3. Особые методические приемы.
3.1 Особые методические приемы.
Рассмотренные выше
Основным методическим приемом,
Беседа – сложный методический
прием, и если она не будет
управляться экскурсоводом, то
может не только не достичь
желаемого эффекта, а,
Прослушивание звукозаписей – это еще один методический прием, который нередко используют экскурсоводы в своей практике. Так, на литературных и искусствоведческих экскурсиях при посещении мест, где жили известные писатели, композиторы, в канву экскурсии могут включаться отрывки из их произведений, при рассказе о знаменитых певцах, актерах прослушиваются звукозаписи арий из опер или отрывков из литературных произведений в их исполнении. Но такое прослушивание записей не должно быть длительным. Надо всегда помнить, что это всего лишь момент украшения, хотя и важный, придающий эмоциональную окраску экскурсии, но ни в коем случае не нарушающий логически выстроенного ее хода.
Элементы ритуала используются
в экскурсиях на военно-
Чтобы
ритуал достиг своего
Прием исследования часто
Методический прием исследования способствует активизации познавательной деятельности экскурсантов, помогает лучшему восприятию содержания экскурсии.
Прием заданий представляет
Методический прием задания
Вопросно-ответный
Но как бы интересно ни было
ораторское выступление,
Применяя
его, экскурсовод вслух
Разновидностью вопросно-
3.3 Усвоение экскурсоводом методических приемов.
В практической деятельности
экскурсионных учреждений
Обучение экскурсовода умению использовать конкретный методический прием носит ступенчатый характер, т.е. происходит в определенной последовательности – сначала ставится задача, которую выполняет прием, затем излагается его содержание, рассматривается механизм действия этого приема, затем на двух-трех занятиях, в том числе и на месте непосредственного расположения объектов, проводятся упражнения по применению приема на практике. Совершенствование навыков экскурсоводов является задачей методических секций и курсов по повышению квалификации.
Методика исходит из того, что содержание и форма – это неразрывно связанные друг с другом понятия. Содержание раскрывает то, что должно быть показано и сказано в экскурсии, форма – как это должно быть сказано. Методический прием – способ изложения содержания. Практически в каждой экскурсии определенное содержание выражается в конкретной форме и с помощью методических приемов доносится до экскурсантов.
Усвоение
методических приемов представляет
собой усвоение суммы навыков, т.е.
отработанных практикой действий экскурсовода,
в силу привычки совершаемых им автоматически.
Первоначально выработка
Процесс совершенствования
Во-первых, от авторов экскурсий, методистов и экскурсоводов зависит то, что запомнит человек из сообщенных ему знаний. Задача их – помочь человеку понять и сохранить в своей памяти то, что является главным в экскурсии. Это достигается методическими приемами.
Во-вторых, эффективность каждой конкретной экскурсии зависит от того, какая часть экскурсии может быть представлена ее участниками зрительно. Словесный материал должен быть построен и подан таким образом, чтобы он с помощью наблюдаемых объектов и наглядных пособий «портфеля экскурсовода» превратился в сознании экскурсантов в зрительные впечатления. Это должно быть методически продумано, спланировано и осуществлено в ходе подготовки экскурсии. Успех дела обеспечивают и глубокое содержание материала, и образный язык, и методические приемы, позволяющие зрительно донести экскурсионный материал до участников экскурсии.