Методика организации и проведения исторических экскурсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить историческую экскурсию как целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный по заранее подобранным объектам (зрительным рядам) в естественных условиях. Комментированный показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя − экскурсовода − и подчинён задаче раскрытия четко определённой темы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..................3
1. Методика организации и проведения исторических экскурсий……….4
1.1 Техника проведения исторических экскурсий…………………………6
1.2 Технологическая карта экскурсии "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья"………………………9
2. Контрольный текст экскурсии "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья"………………………………………
2.1 Воронцовский дворец - уникальный памятник архитектуры…………..
2.2 Граф М.С. Воронцов………………………………………………………..
2.3 Парадный кабинет…………………………………………………………
2.4 Ситцевая комната………………………………………………………….
2.5 Китайский кабинет………………………………………………………..
2.6 Вестибюль…………………………………………………………………
2.7 Голубая комната………………………………………………………….
2.8 Зимний сад………………………………………………………………….
2.9 Парадная столовая…………………………………………………………
2.10. Бильярдная……………………………………………………………….
2.11 Центральный портал южного фасада……………………………………..
2.12 Дворцовый парк……………………………………………………………
3. Маркетинг экскурсионного маршрута "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья"………………………
3.1 Рекомендации продвижения экскурсионного маршрута на рынок..
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

курсовая Маша.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..................3

1. Методика организации и проведения исторических экскурсий……….4

1.1 Техника проведения исторических экскурсий…………………………6

1.2 Технологическая карта экскурсии "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья"………………………9

2. Контрольный текст экскурсии "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья"………………………………………

2.1 Воронцовский дворец - уникальный памятник архитектуры…………..

2.2 Граф М.С. Воронцов………………………………………………………..

2.3 Парадный кабинет…………………………………………………………

2.4 Ситцевая комната………………………………………………………….

2.5 Китайский кабинет………………………………………………………..

2.6 Вестибюль…………………………………………………………………

2.7 Голубая комната………………………………………………………….

2.8 Зимний сад………………………………………………………………….

2.9 Парадная столовая…………………………………………………………

2.10. Бильярдная……………………………………………………………….

2.11 Центральный портал южного фасада……………………………………..

2.12 Дворцовый парк……………………………………………………………

3. Маркетинг экскурсионного маршрута "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья"………………………

3.1 Рекомендации продвижения экскурсионного маршрута на рынок..

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………

Введение

В процессе становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание. В современное понятие сущности "экскурсия" (от лат, excursio − поездка) вкладывается индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями.

Современный этап развития экскурсионной  деятельности позволяет определить историческую экскурсию как целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный по заранее подобранным объектам (зрительным рядам) в естественных условиях. Комментированный показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя − экскурсовода − и подчинён задаче раскрытия четко определённой темы.

Исторические экскурсии становятся всё более популярными: они дают возможность участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, а также представить себя участниками различного рода событий.

 

1. Методика организации  и проведения исторических экскурсий

Экскурсионная методика − совокупность требований и правил, предъявляемых к такой форме и методу приобретения знаний, как экскурсия. В то же время экскурсионная методика - это и умение осуществлять определенную деятельность в соответствии с предъявленными требованиями и установленными правилами.

Предмет методики проведения экскурсии − изучение, систематизация, формулировка, разъяснение методических приемов, используемых в процессе познания окружающей действительности.

Методику проведения экскурсии  следует рассматривать как часть  экскурсионной методики.

Методика проведения исторической экскурсии - сумма определенных действий экскурсовода по раскрытию отработанной темы экскурсии, логическому, последовательному изложению ее материала, эффективному использованию зрительных и словесных доказательств на пути достижения поставленной экскурсией цели.

Основа методики проведения исторических экскурсий − показ и рассказ; в равной степени это и названия двух главных элементов экскурсии.

Главное в методике проведения исторических экскурсии − умение показать объекты, рассказать о них и о связанных с ними исторических и других событиях, соблюдая принцип ведения − от показа к рассказу, причем ведущее место отводится показу.

Экскурсионная методика неразрывно связана  с такими понятиями, как показ  и рассказ. Показ и рассказ  являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. А методика показа и методика рассказа − два основных раздела экскурсионной методики.

Методика показа − большая часть  экскурсионной методики по объему и  сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа − меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.

Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т.е. представлял собой словеснозрительный мостик.

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т.п.

При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в  передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов. экскурсия

Методика требует, чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал  объективную оценку всему, что с  ними связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т.д.

Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только рассказ, но и показ предметов.

1.1 Техника проведения исторических экскурсий

Техника проведения исторических экскурсий  включает в себя следующие действия:

Знакомство с группой − это профессиональное исполнение организационной и информационной части индивидуального текста экскурсии, т.е. вступления.

Выход экскурсантов из автобуса - количество остановок с выходом группы к объекту. О них следует сообщать во вступлении, называя для этого соответствующие ориентиры (памятник, архитектурное сооружение, здания оригинальной застройки, стела и др.).

В продолжительных городских и  загородных экскурсиях экскурсовод  должен сообщать время остановки (санитарной или на приобретение сувениров) и точное время отправления автобуса.

Расположение группы у объекта − выбор схемы расстановки группы для наблюдения объекта: вокруг объекта, полукругом, в два-три ряда, под углом и иначе, с учетом обеспечения безопасности экскурсантов и определения оптимальной точки (места) наблюдения и изучения экскурсионного объекта в естественных условиях.

Передвижение экскурсантов - может осуществляться от автобуса к объекту, между объектами, от объекта к автобусу, здесь необходимо учесть следующее:

Место экскурсовода - в центре группы:

Темп движения группы − зависит от состава группы, тематики экскурсий,их вида и непосредственно от подобранного зрительного ряда; и его расположения на местности: равнинной, рельефной, благоустроенной и неблагоустроенной. Экскурсовод должен руководить передвижением группы на всем протяжении маршрута, что обеспечивает соблюдение времени проведения экскурсии.

Соблюдение времени проведения экскурсии согласно методической разработке - выполнение требований методической разработки, где для раскрытия каждой подтемы указано точное время в минутах, часах. Соблюдение указанного времени связано с уровнем профессионального мастерства экскурсовода, требуя от него большой практики и умения проведения различных вариантов экскурсии с точным хронометражем затрат времени. Так, высокий уровень мастерства экскурсовода необходим при сокращении времени проведения экскурсии, вызванном обстоятельствами, не зависящими от его (затянувшийся сбор группы, не вовремя поданный транспорт, аварийная ситуация в дороге и др.). Остается один выход - проводить экскурсию, сохраняя все главное в ее содержании, сократив при этом время, отводимое для раскрытия тех или иных подтем, умело, убирая второстепенное в показе объектов и рассказе o них.

Адресность рассказа − означает использование конкретных указаний экскурсовода, на что именно должны обратить внимание экскурсанты, заостряя внимание на характерных признаках, деталях, цветовом решении, особенностях архитектурного облика и многом другом, конкретизируя объект показа и только после этого продолжая экскурсию.

Использование индивидуального текста − особенно характерно для начинающих экскурсоводов и предполагает использование ими в ходе экскурсии карточек (паспортов) объектов: карточек с цитатами; карточек, раскрывающих содержание основных подтем. Карточки − это конспект индивидуального текста. В случае необходимости начинающий экскурсовод во время пауз, переездов сможет заглянуть в них. Конечно, пользоваться на маршруте карточками нежелательно, однако эта право каждого экскурсовода, независимо от его опыта и знаний.

Паузы в экскурсии предполагают:

-дать возможность экскурсантам вести самостоятельную работу, дополнить увиденное и услышанное;

-предоставить экскурсантам кратковременный отдых;

-предоставить экскурсантам свободное время, используемое для посещения заветных мест, приобретения сувениров и других целей.

Возвращение экскурсантов в автобус − экскурсовод возглавляет группу при передвижении ее к автобусу; стоя справа от входа в салон, он должен по возможности незаметно пересчитать экскурсантов. Убедившись в присутствии всех членов группы, экскурсовод входит последним, давая условный знак водителю о начале движения.

Место экскурсовода − и в автобусе, и на местности экскурсовод должен занимать место, чтобы:

-ему хороша были видны объекты, о которых идет речь;

-в его поле зрения находились все экскурсанты;

-все экскурсанты видели экскурсовода и слышали его рассказ.

Ответы на вопросы экскурсантов − предпочтительно давать в конце экскурсии, предупредив об этом экскурсантов во вступлении.

Посещение ритуальных мест требует  от экскурсантов соблюдения правил, о  которых им дипломатично напоминает экскурсовод, подчеркивая значение того или иного ритуала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Технологическая карта экскурсии "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южного побережья Крыма"

Технологическая карта авто-пешеходной экскурсии

"Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южного побережья Крыма"

Тема экскурсии: "Обозрение исторических фактов, связанных с созданием Алупкинского дворца и его основателем графом М.С. Воронцовым, с посещением дворцовых комнат".

Продолжительность: 1 час 30 мин.

Содержание экскурсии: ознакомление с Алупкинским дворцом

Маршрут экскурсии: Северный фасад дворца − Парадный кабинет − Ситцевая комната − Китайский кабинет − Вестибюль − Голубая комната − Зимний сад − Парадная столовая − Бильярдная − Центральный портал южного фасада − Дворцовый парк.

 

2. Контрольный текст экскурсии "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья"

Добрый день, уважаемые гости нашего курорта! Я очень рада приветствовать Вас на этой увлекательной экскурсии, организованной Алупкинским Государственным дворцово-парковым музеем-заповедником. Сегодня нас ждет часовая экскурсия по Воронцовскому дворцу, а затем по прилегающему к нему парку. Тема нашей экскурсии посвящена жизни графа М.С. Воронцова. За время экскурсии мы ознакомимся с уникальным архитектурным ансамблем гостевых комнат и историей его создания, увидим ценные экспонаты, являющиеся произведениями искусства, созданные знаменитыми художниками и скульпторами, а также узнаем много интересного о жизни графа Воронцова и его семьи. В заключительной части нашей экскурсии мы совершим прогулку по Алупкинскому парку, который очарует Вас неповторимыми пейзажами, разнообразием экзотических растений, а также множеством других достопримечательностей, свойственных тому времени. Продолжительность экскурсии 1 час.

2.1 Воронцовский дворец - уникальный памятник архитектуры

Воронцовский дворец, построенный  в эпоху романтизма, поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений − всё это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного. Сотни крепостных и вольнонаёмных рабочих − каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров − вложили сюда свой талант и труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что кажется, дворец вырастает из окружающей природы.

Дворец строился с 1830 по 1848гг. как  летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора  Новороссийского края Михаила Семеновича Воронцова.

Дворец  был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). Существовал и другой архитектурный замысел, автором которого был одесский архитектор Франческо Боффо, строивший для Воронцова дворец в Одессе, и английский архитектор Томас Харрисон. Согласно ему в январе 1829г. уже начались подготовительные работы, но в июне 1831г. от Воронцова, находившегося тогда в Англии, было получено распоряжение о временном прекращении строительства.

В декабре 1832г. началось возведение корпусов по новому проекту под наблюдением  присланного из Англии архитектора  Вильяма Гунта. Архитектор принял во внимание то, что уже были готовы фундаменты, и что существовала первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. То и другое вошло в новый проект. Однако в целом он принципиально отличался от первоначального.

Основной  строительный материал − камень диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски, под стать цвету гор и вечнозеленой растительности − брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Информация о работе Методика организации и проведения исторических экскурсий