Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Аппликация, инкрустация, плетение из соломки, способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава I. Учебно – методическая деятельность организации работы в школьном кружке ДПИ
Анализ рабочей программы ……………………………….................7-8
Анализ литературы по теме…………………………………………..8-10
Разработка программы кружка……………………………………...10-16
Выводы по главе I
Глава II.Планирование организации занятий кружка
2.1. Организация учебного процесса …………………………………..17-20
2.2. Методические рекомендации по проведению кружка «Золотые кружева»………………………………………………………………………20-22
2.3. Календарно – тематическое планирование кружка «Золотые кружева»……………………………………………………см. Приложение №1
2.4. Планы – конспекты занятий по выполнению декоративного панно.. см. Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4.
Выводы по главе II
Глава III. Опытно - экспериментальная работа по декоративно - прикладному искусству
Констатирующий эксперимент……………………................23-24
Формирующий эксперимент………………………………….24-26
Контрольный эксперимент……………………………………26-27
Выводы по главе III
Заключение ………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников ……………………………
Критерии оценки по третьему показателю – композиционные умение и навыки:
- Ребёнок самостоятельно, творчески подходит к выполнению композицию, добивается результата – высокий уровень (3 балла);
- Ребёнок прибегает к помощи взрослого – средний уровень (2 балла);
- У ребёнка отсутствует умение к составлению композиции - низкий уровень (1 балл). (Приложение №4, Таблица №1)
В результате анализа тестов выявили следующее: ребята плохо знают виды ДПИ, но знают о свойствах материалов, с которыми работали.
2. Формирующий этап:
Цель: выявить пути совершенствования навыков работы с соломкой.
а) организация занятий по созданию панно в смешанной технике соломка и квиллинг;
б) развивать внимание, память, творческие способности;
в) проведение разнообразных форм работы с детьми по ознакомлению с методикой обучения детей работе смешанной технике соломка и квиллинг, включающие в себя требования программы «Золотые кружева»
г) оформление выставки детей.
На формирующем этапе эксперимента мы провели занятия по второму блоку «Квиллинговая соломка» по темам:
- Изготовление соломенного полотна (Приложение №1);
- Выполнение простых элементов квиллинга из соломенных лент (Приложение №2);
- Создание декоративного панно «Цветочное поляна» в технике соломка и квиллинг (Приложение №3).
Участники эксперимента:
Ивин Кирилл
Зубакина Юля
Евстратенко Полина
Дмитриев Игорь
Токарев Виталий
Токарев Данил
Прежде чем приступить к разработке занятий кружка, выбрали темы наиболее подходящие для эксперимента. Эффективность проведения занятий зависела от уровня знаний и умений работать соломкой и бумагой, большое значение имела эстетическая направленность. Для этого применялись готовые образцы работ мастеров.
Смешанная техника выполняется без предварительного нанесения контуров рисунка. Нужно знать также, что композиция выполняется на темном фоне.
В ходе практической работы нами было выявлено следующее: дети с интересом приступили к работе, им хотелось освоить новую нетрадиционную технику, но им не хватило практических умений, чтобы выполнить хорошие работы.
Мы пришли к выводу, что для формирования этих умений нужна система занятий.
3.Контрольный этап – эксперимент
Цель: выявить итоговый уровень сформированности навыков работы с соломкой в смешанной технике
а) проведение занятий по декоративно-прикладному искусству на тему «Изготовление соломенного полотна», «Выполнение простых элементов квиллинга из соломенных лент», «Создание декоративного панно «Цветочная поляна» в смешанной технике соломка и квиллинг;
б) проверить эффективность
в) статистическая обработка данных;
г) Проанализировать
В качестве средства диагностики развития способностей детей по декоративно - прикладному искусству и созданию декоративного панно в смешанной технике соломка и квиллинг мы использовали детские работы (из соломки). Для этого мы выбрали показатели и критерии оценки уровня умений и навыка детей:
- Умение скрутить модули из соломки;
- Композиционные умения и навыки;
Обобщив результаты тестирований, проанализировав работы учащихся, сделали следующие выводы: в работах, выполненных из бумаги качество выполнения лучше, чем из соломки. Не прослеживается техника выполнения по причине того, что нет навыка работы и нужно большее количество часов.
При работе с соломкой некоторые ребята не обратили внимания на свойства соломки, поэтому работы выглядят недостаточно эстетично.
В ходе заключительной беседы выяснили, что выбор учащихся останавливается на работе с соломкой.
Делаем вывод: наши предположения о том новая техника вызовет интерес учащихся нашла своё подтверждение. Но ребята, занимающиеся в контрольной группе показали более высокий результат, чем учащиеся в экспериментальной группе. Поэтому, мы считаем, что нужно увеличить время выполнения элементов квиллинга из соломки. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Заключение
Декоративно-прикладное искусство, как
никакой другой вид учебно-творческой
работы школьников, позволяет одновременно
с раскрытием огромной духовной ценности
изделий народных мастеров, формированию
эстетического вкуса вооружать
учащихся техническими знаниями, развивать
у них трудовые умения и навыки,
вести психологическую и
В результате преобразования материалов
в декоративные формы и образы
у детей формируются
Интерес к богатому, разнообразному,
поистине всеобщему народному
Издавна мастера, занимающиеся ручным изготовлением всевозможных изделий с применением простых орудий труда: ножа, иглы, или ткацкого станка, назывались ремесленниками [19]. Однако народный мастер – это не просто ремесленник, хорошо знакомый с теми или иными свойствами материала, это всегда художник. Мыслящий образами, чувствующий декоративное назначение предмета, его конструкцию и ритм.[18]
Главным средством выражения красоты в народном и декоративно-прикладном искусстве является декоративность. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. [7]
Таким образом, интерес к
Сегодня мы располагаем полученным в наследство от предков самобытным многогранным искусством, которое необходимо бережно хранить, творчески развивать и передавать следующим поколениям.
Эстетическая культура
и декоративно-прикладное
Из вышесказанного
можно сделать вывод, что
Список использованных источников:
Дону: 2011;[текст]
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
Эксмо,2009; [текст]
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008;
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007; [текст]
М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.;
Интернет ресурсы: