Методика проведения занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Аппликация, инкрустация, плетение из соломки, способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-6
Глава I. Учебно – методическая деятельность организации работы в школьном кружке ДПИ
Анализ рабочей программы ……………………………….................7-8
Анализ литературы по теме…………………………………………..8-10
Разработка программы кружка……………………………………...10-16
Выводы по главе I
Глава II.Планирование организации занятий кружка
2.1. Организация учебного процесса …………………………………..17-20
2.2. Методические рекомендации по проведению кружка «Золотые кружева»………………………………………………………………………20-22
2.3. Календарно – тематическое планирование кружка «Золотые кружева»……………………………………………………см. Приложение №1
2.4. Планы – конспекты занятий по выполнению декоративного панно.. см. Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4.
Выводы по главе II
Глава III. Опытно - экспериментальная работа по декоративно - прикладному искусству
Констатирующий эксперимент……………………................23-24
Формирующий эксперимент………………………………….24-26
Контрольный эксперимент……………………………………26-27
Выводы по главе III
Заключение ………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников ……………………………

Файлы: 1 файл

МК 5 Курс.docx

— 74.03 Кб (Скачать)

Критерии оценки по третьему показателю – композиционные умение и навыки:

    • Ребёнок самостоятельно, творчески подходит к выполнению композицию, добивается результата – высокий уровень (3 балла);
    • Ребёнок прибегает к помощи взрослого – средний уровень (2 балла);
    • У ребёнка отсутствует умение к составлению композиции - низкий уровень (1 балл). (Приложение №4, Таблица №1)

В результате анализа тестов выявили  следующее: ребята плохо знают  виды ДПИ, но знают о свойствах материалов, с которыми работали.

2. Формирующий этап:

Цель: выявить пути совершенствования  навыков работы с соломкой.

а) организация занятий по созданию панно в смешанной технике  соломка и квиллинг;

б) развивать внимание, память, творческие способности;

в) проведение разнообразных форм работы с детьми по ознакомлению с методикой обучения детей работе смешанной технике соломка и квиллинг, включающие в себя  требования программы «Золотые кружева»

г) оформление выставки детей.

На формирующем этапе эксперимента мы провели занятия по второму блоку «Квиллинговая соломка» по темам:

      • Изготовление соломенного полотна (Приложение №1);
      • Выполнение простых элементов квиллинга из соломенных лент (Приложение №2);
      • Создание декоративного панно «Цветочное поляна» в технике соломка и квиллинг (Приложение №3).

Участники эксперимента:

Ивин Кирилл

Зубакина Юля

Евстратенко Полина

Дмитриев Игорь

Токарев Виталий

Токарев Данил

        Прежде чем приступить к разработке занятий кружка, выбрали темы наиболее подходящие для эксперимента. Эффективность проведения занятий зависела от уровня знаний и умений работать соломкой и бумагой, большое значение имела эстетическая направленность. Для этого применялись готовые образцы работ мастеров.

       Смешанная техника выполняется без предварительного нанесения контуров рисунка. Нужно знать также,  что композиция выполняется на темном фоне.

       В ходе практической работы нами было выявлено следующее: дети с интересом приступили к работе, им хотелось освоить новую нетрадиционную технику, но им не хватило практических умений, чтобы выполнить хорошие работы.

        Мы пришли к выводу, что для формирования этих умений нужна система занятий.

             3.Контрольный этап – эксперимент

Цель: выявить итоговый уровень сформированности навыков работы с соломкой в смешанной технике

а) проведение занятий по декоративно-прикладному искусству на тему «Изготовление соломенного полотна», «Выполнение простых элементов квиллинга из соломенных лент», «Создание декоративного панно «Цветочная поляна» в смешанной технике соломка и квиллинг;

            б) проверить эффективность применения  смешанной техники;

            в) статистическая обработка данных;

            г) Проанализировать полученные  работы.

В качестве средства диагностики развития способностей детей по декоративно - прикладному искусству и созданию декоративного панно в смешанной технике соломка и квиллинг мы использовали детские работы (из соломки). Для этого мы выбрали показатели и критерии оценки уровня умений и навыка детей:

    1. Умение скрутить модули из соломки;
    2. Композиционные умения и навыки;

       Обобщив результаты тестирований, проанализировав работы учащихся, сделали следующие выводы: в работах, выполненных из бумаги качество выполнения лучше, чем из соломки. Не прослеживается техника выполнения по причине того, что нет навыка работы  и нужно большее количество часов.

       При работе с соломкой некоторые ребята не обратили внимания на свойства соломки, поэтому работы выглядят недостаточно эстетично.

        В ходе заключительной беседы выяснили, что выбор учащихся останавливается на работе с соломкой.

        Делаем вывод: наши предположения о том новая техника вызовет интерес учащихся  нашла своё подтверждение. Но ребята, занимающиеся в контрольной группе показали более высокий результат, чем учащиеся в экспериментальной группе. Поэтому, мы считаем, что нужно увеличить время выполнения элементов квиллинга из соломки. Гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Декоративно-прикладное искусство, как  никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированию эстетического вкуса вооружать  учащихся техническими знаниями, развивать  у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. В процессе создания декоративного  изделия дети на практике применяют  знания по изобразительному искусству, черчению и другим предметам, преподаваемым  в школе.

В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные трудовые навыки. Они познают красоту  труда, так как сами участвуют  в создании эстетически выразительных  изделий и имеют возможность  получить удовлетворение от результатов  своей деятельности.

Интерес к богатому, разнообразному, поистине всеобщему народному декоративно  – прикладному искусству усиливается  из года в год. Из поколение народ  передаёт свои представления о прекрасном.

Издавна мастера, занимающиеся ручным изготовлением всевозможных изделий  с применением простых орудий труда: ножа, иглы, или ткацкого станка, назывались ремесленниками [19]. Однако народный мастер – это не просто ремесленник, хорошо знакомый с теми или иными свойствами материала, это всегда художник. Мыслящий образами, чувствующий декоративное назначение предмета, его конструкцию и ритм.[18]

Главным средством выражения  красоты в народном и декоративно-прикладном искусстве является декоративность. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. [7]

         Таким образом, интерес к богатому, разнообразному, поистине всеобщему  народному декоративно-прикладному  искусству усиливается из года  в год. Из поколения в поколение  народ передаёт свои представления  о прекрасном.

Сегодня мы располагаем полученным в наследство от предков самобытным многогранным искусством, которое необходимо бережно хранить, творчески развивать и передавать следующим поколениям.

 Эстетическая культура  и декоративно-прикладное искусство   родного  края донесли до  наших дней вековые традиции  народа, которые не должны быть  утеряны и стёрты урбанизированной  массовой культурой. Изучение  детьми декоративно-прикладного  искусства родного края имеет  особое значение в повышении  общего уровня эстетического  и художественного образования  учащихся, приобщения их к эстетическим  ценностям.

 Из вышесказанного  можно сделать вывод, что знакомство  младших школьников с изделиями  народных  мастеров во всём  их многообразии позволит учащимся  получить представление об особенностях  народного художественного творчества  родного края, углубит их естественный  интерес к декоративно-прикладному  искусству, окажет плодотворное  положительное влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и эстетических вкусов и идеалов ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Букина С. Букин М.  Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-

 

            Дону: 2011;[текст]

  1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –  

 

        «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

  1. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами / Е.К.Барыкина. - М.: Просвещение, 2002. – 116 с.
  2. Венгер Л. А., МухинаВ. С. Психология. - М., 1987. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Подред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой; [текст]
  3. Воловильская Е.А. Декоративно - прикладная работа с соломкой. / Е.А. Воловильская. – М: Школа ремесел, 1999.- № 8; [текст]
  4. Газарян С.С. Прекрасное своими руками / С.С. Газарян. - М: Детская литература, 1980;
  5. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: учебное пособие для учителей/ Н.А. Горяева. - М.: издательский центр ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000.-159 с.[текст]
  6. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997; [текст]
  7. Зайцева, А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:   

 Эксмо,2009; [текст]

  1. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002; [текст]
  2. Лобачевская, О.А. Плетение из соломки. / О.А. Лобачевская. – М: Дрофа, 2000; [текст]
  3. Лобачевская, О.А., Н.М. Кузнецова Возьми простую соломку - Мн. «Полымя»; [текст]
  4. Васильева, М.А., Гербова, В.В., Комарова, Т.С. Издательство: Москва, Мозаика-Синтез 2005 Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду. 2005, 106; [текст]
  5. Медведских, В.С. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: методическое пособие / В.С. Медведских. – Курган: Курганский ИПК, 2001. – 120 с. [текст]
  6. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов. Книга для учителя начальных классов. / Г.И. Перевертень. – М: Просвещение, 1985.456 с.; [текст]
  7. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО  

 

          Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008;

  1. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2  –  

 

           ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007; [текст]

  1. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3.  –  

 

         М.:  ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.;

  1. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. / А.С. Хворостов. – М: Просвещение, 1981; [текст]

Интернет ресурсы:

    1. http://rukodelkino.com/soloma/pletenie_iz_trav/112inkrustacija_solomkojj.html [текст]

 

 


Информация о работе Методика проведения занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг