Методика проведения занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Аппликация, инкрустация, плетение из соломки, способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-6
Глава I. Учебно – методическая деятельность организации работы в школьном кружке ДПИ
Анализ рабочей программы ……………………………….................7-8
Анализ литературы по теме…………………………………………..8-10
Разработка программы кружка……………………………………...10-16
Выводы по главе I
Глава II.Планирование организации занятий кружка
2.1. Организация учебного процесса …………………………………..17-20
2.2. Методические рекомендации по проведению кружка «Золотые кружева»………………………………………………………………………20-22
2.3. Календарно – тематическое планирование кружка «Золотые кружева»……………………………………………………см. Приложение №1
2.4. Планы – конспекты занятий по выполнению декоративного панно.. см. Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4.
Выводы по главе II
Глава III. Опытно - экспериментальная работа по декоративно - прикладному искусству
Констатирующий эксперимент……………………................23-24
Формирующий эксперимент………………………………….24-26
Контрольный эксперимент……………………………………26-27
Выводы по главе III
Заключение ………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников ……………………………

Файлы: 1 файл

МК 5 Курс.docx

— 74.03 Кб (Скачать)

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить  все полученные знания и умения с  собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка  творческую и познавательную активность. В процессе обучения нужно широко использовать наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

          Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

В работе предполагаются использовать следующие методы исследования: 
1. Работа с методической литературой. 
2. Анализ продукта детской деятельности. 
3. Метод статической обработки данных. 
4. Эксперимент.

  Таким образом, одним из важных условий реализации проанализированных программ и изученной литературе является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Огромное значение при выполнении творческих работ играет коллективный труд и метод проектов, когда учащиеся всем кружком выполняют единый замысел,  готовятся к выставкам, праздникам. В такой коллективной работе развертываются лучше всего силы ребенка.  
1.3. Разработка программы кружка

Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной  из целей, связанных с модернизацией  содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную  модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

 Процесс глубоких  перемен, происходящих в современном  образовании, выдвигает в качестве  приоритетной проблему развития  творчества, мышления, способствующего  формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью,  оригинальностью.

  Рабочая программа  внеурочной деятельности «Золотая соломка» составлена  на основе программно – методических материалов: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, Е.О. Ярёменко. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001.  и сборника: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

Тематическое планирование составлено на основе следующей литературы:

Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 217с

Лобачевская О.А. Плетение из соломки. Культура и традиции. 2000.

Павлова И.И. Белхудожпромыслы. Государственный концерн: Каталог изделий. – Мн.: Спектрдиалог, 1999. – 88с.

Панфилова Т.Ф. Обучение детей  с природными материалами. Методика и практика. – Издательство «Школьная  пресса», 2004.

Учтены  индивидуальные и  возрастные особенности учащихся 1-2 классов. Эта программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю (всего 34 часа).

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Золотая соломка» отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности декоративно-прикладное искусство помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои творческие способности. Развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся является в настоящее время одной из первейших задач школы, и решать её необходимо теми средствами и способами, которые наиболее подходят для той или иной работы. Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование и кручение из соломки)

В настоящее время в  общеобразовательных учреждениях  практикуется системный подход к  эстетическому образованию и  воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как  «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а  также с помощью различных  факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного  эстетического образования и  воспитания толерантной личности как  носителя национальных культурных традиций.

Цели программы:

    • Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
    • Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

Задачи: 
Обучающие:

  • Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;
  • формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. 
    Развивающие:
  • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

  • Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические:

  • Формирование общественной активности;
  • Реализация в социуме.

Особенностью данной программы  является то, что она дает возможность  каждому ребенку попробовать  свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем. 

Условно в программе можно  выделить следующие блоки: 
1 блок. Введение (1 час): даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год. 
2 блок «Мир квиллинга» (5 часов) – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения техники квиллинг, узнают историю возникновения квиллинга, учатся изготавливать элементы (модули) из бумаги, изготавливают сувениры и панно из бумаги.

3 блок «Квиллинговая соломка» (5 часов) дает кружковцам сведения о технологии обработки соломы, учатся изготавливать элементы (модули) из соломки, изготавливают сувениры и панно из соломки. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные картинки из соломки.

4 блок «Творческая работа» (23часа)

Учатся самостоятельно разрабатывать  эскиз. Создают сюжетные картинки из соломки.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и  психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность  рассказа-объяснения, когда рассуждения  и доказательства сопровождаются учебной  демонстрацией. 
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности  их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается  темп развития специальных умений и  навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа  позволяет индивидуализировать  сложные работы: более сильным  детям будет интересна сложная  конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При  этом обучающий и развивающий  смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка  от страха перед трудностями, приобщить  без боязни творить и создавать.

        В  процессе работы по программе «Золотые кружева», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа или соломенного образа: материал, изобразительное и тоновое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Педагогические  технологии

При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности  и способности детей.

Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.

Личностно-ориентированное  обучение – в центре внимания - личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.

Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Здоровье сберегающие  технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.

Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между детьми.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся  в течение обучения:

  • научатся различным приемам работы с бумагой и соломкой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • создавать изделия из соломки, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • мелкую моторику рук и глазомер;
  • художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с искусством бумагокручения;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Результатом воспитательной работы является создание сплочённого творческого коллектива, формирование у обучающихся устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.

Должны  знать: культуру общения в коллективе, нормы поведения в быту и обществе.

Должны  уметь: отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.

Информация о работе Методика проведения занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг