Методика проведения занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Аппликация, инкрустация, плетение из соломки, способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-6
Глава I. Учебно – методическая деятельность организации работы в школьном кружке ДПИ
Анализ рабочей программы ……………………………….................7-8
Анализ литературы по теме…………………………………………..8-10
Разработка программы кружка……………………………………...10-16
Выводы по главе I
Глава II.Планирование организации занятий кружка
2.1. Организация учебного процесса …………………………………..17-20
2.2. Методические рекомендации по проведению кружка «Золотые кружева»………………………………………………………………………20-22
2.3. Календарно – тематическое планирование кружка «Золотые кружева»……………………………………………………см. Приложение №1
2.4. Планы – конспекты занятий по выполнению декоративного панно.. см. Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4.
Выводы по главе II
Глава III. Опытно - экспериментальная работа по декоративно - прикладному искусству
Констатирующий эксперимент……………………................23-24
Формирующий эксперимент………………………………….24-26
Контрольный эксперимент……………………………………26-27
Выводы по главе III
Заключение ………………………………………………………………..28-29
Список использованных источников ……………………………

Файлы: 1 файл

МК 5 Курс.docx

— 74.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация занятий по теме: «Методика проведения  занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг»

2.1 Организация  учебного процесса

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как соломка в технике квиллинг, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому.  
          В основе технологии конструирования из соломки лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки соломки, обращается внимание на изменение характера поверхности соломенной ленты. Приемом скручивания мы разрушаем в определенном месте структуру соломки, где образуется рыхлая каемочка.             Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части полотна или соломенной ленты, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Работа основана на развитии мелкой моторики рук. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка в целом.

Изучение национальной культуры обогащает личность, доставляет радость  общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь, является мощной мотивацией к творчеству.

 

Цели и задачи обучения

Задачи:

  • обучение навыкам и умению работать с различными инструментами, соблюдая правила техники безопасности;
  • обучение умению обработки соломы и подготовки ее к работе;
  • обучение различным способам работы с соломой;
  • обучение умению различать и выполнять различные виды декоративной работы с соломкой: аппликацию, плетение, смешенные техники;
  • обучение умению подбора или создания эскиза будущей работы и оформления выполненных работ.

Для выполнения этих задач  необходимо выделить основные этапы их реализации.

Задачи первого этапа - в ознакомлении обучающихся с материалами, инструментами, в обучении приемам работы с ними, обработке материалов, соблюдении техники безопасности. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют (развитие речи) все моменты ее выполнения и инструменты, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку, работать аккуратно и красиво.

На втором этапе продолжается формирование навыков изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов деятельности, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности. На этом этапе идет дельнейшее обогащение словаря детей. Процесс выполнения работы постоянно усложняется. К освоенному детальному способу работы с бумагой на первом этапе, добавляется соломка. Особое внимание уделяется отчету о проделанной работе в устной форме.

На третьем этапе продолжается формирование навыков изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов деятельности. На этом этапе начинается знакомство с народными традициями, связанными с использованием соломы, решаются задачи приобщения детей к народной культуре. Ведущее место среди коррекционных приемов и упражнений отводится беседе с детьми. Вопрос, обращенный к ребятам, активизирует их речевую и мыслительную деятельность. На этом этапе решаются воспитательные задачи. Работы, выполненные ребятами, должны иметь общественную значимость. Они украшают школу, их показывают на выставках, пополнение копилки творческих работ на школьном сайте.

Заключительный  этап закрепляет и расширяет практические и теоретические знания программного материала. Большое внимание уделяется самостоятельной работе детей, когда последовательность и рациональность выполнения всех операций обдумывается и выполняется без помощи педагогов, самостоятельно оформляются готовые работы. На этом этапе ребята осваивают самый сложный вид работы с соломкой – смешанную технику квиллинг и соломка, требующую особой точности.

Для расширения кругозора  детей большое значение имеют  экскурсии в краеведческий музей, на выставки. Эти мероприятия имеют  большое познавательное, воспитательное и коррекционно - развивающее значение.

В соответствии с особенностями  каждой возрастной группы детей педагог  может использовать различные формы  и методы работы на занятиях.

На занятиях с детьми 7-8 лет используется фронтальная работа под руководством учителя, групповая, индивидуальная работа. Эти формы требуют от учащихся общения друг с другом и с учителем. Сам процесс общения становится мотивированным, обусловленным необходимостью.

Мотивированность общения возрастает, если содержание и ход работы известны лишь учителю. В этих условиях учитель должен в доступной форме сказать, что и как надо делать, и обучающиеся должны выполнить то или иное задание. При этом активизируется речь детей, уточняются значения слов.

Беседы, проводимые на занятиях должны соответствовать возрасту и  степени речевого развития детей. Они  проходят в устно-тактильной форме  в сочетании с демонстрацией  образов изделий, рисунков, таблиц, видеофильмов, презентаций. При проведении бесед необходимо использовать таблички со словами для лучшего усвоения, подаваемого теоретического материала.

С детьми 8-9 лет можно проводить беседы, вести диалоги, обсуждения, которые помогают развить способности логически мыслить. На таких занятиях ребята получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, о народных традициях.

Со всеми возрастными  группами детей необходимо планировать  экскурсии в краеведческий музей, в мастерские народных умельцев и  в кружки прикладного творчества. Различные смотры и выставки помогают доводить работы до результата, фиксировать  успех, демонстрировать собственные  достижения и достойно воспринимать достижения других. Ребята должны активно  включаться в организацию выставок: оформлять свои работы, развешивать  и расставлять выставочный материал.

2.2. Методические рекомендации по проведению кружка «Золотые кружева»

         Как помочь  ребенку открыть себя наиболее  полно? Как создать условия  для динамики творческого роста  и поддержать пытливое стремление  ребенка узнать мир во всех  его ярких красках и проявлениях?  Именно эти вопросы поможет решить смешанная техника «соломка» и «квиллинг» – один, из увлекательных и доступных способов работы с соломкой. Все занятия направлены на развитие у обучающихся творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техниками и способами обработки соломки, дети знакомятся с ремеслом, закрепляя и расширяя знания о форме, о композиции.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия, либо схемы рисунка и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины времени на внеурочном занятии отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие  для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Планируя занятия, педагог  учитывает общий уровень подготовки учащихся, наличие материалов, инструментов и приспособлений для работы. В  плане урока или кружкового занятия  отмечается наличие некоторых факторов, влияние на проведение занятий, предусматриваются  также некоторые отклонения от плана  в расчете на творческий подъем учащихся. 
Занятия по выполнению работ из бумаги обычно проводятся по следующему плану: 
- беседа на выбранную тему; 
- анализ формы объекта, выбранного для художественной работы; 
- показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для работы; 
- составление плана работы; 
- самостоятельная работа учащихся; 
- обсуждение готовых работ.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии   должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом  оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала  в изделие; причем на теоретическую  часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия. 

 В программе указано  примерное количество часов на  изучение каждого раздела. Учитель  может самостоятельно распределять  количество часов, опираясь на  собственный опыт и имея в  виду подготовленность учащихся  и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие кругозор детей.

Программа носит инновационный  характер, так как в системе  работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: к технике соломка мы добавили технику квиллинг, модули формируются не из бумаги как положено в квиллинге, а из соломки. В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. 

2.3. Фрагмент  календарно – тематического планирования  кружка «Золотые кружева»

Приложение №1

2.4. Планы  – конспекты занятий по выполнению  декоративного панно 

Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4.

Таким образом, работа в смешанной  технике соломка и квиллинг является эффективным средством развития творческих способностей школьников. Это средство обучения и воспитания, может использоваться в процессе обучения в ДОУ.

 

 

 

 

Глава III. Экспериментальная работа по теме: «Методика проведения занятий  с использованием смешанной техники соломки и квиллинг»

        Мы выдвигали  гипотезу о том, что  обучение  школьников смешанной технике  соломка и квиллинг будет более эффективной и вызовет повышенный интерес учащихся к народной культуре и практической работе. 

3.1.  Констатирующий этап

Цель: выявить исходный уровень  сформированности у учащихся о ДПИ, уровень технических знаний, умений и навыков у школьников на занятиях кружка.

        Исследовательская работа была проведена на базе Муниципального казённого образовательного учреждения «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа».

       В эксперименте  участвовали обучающиеся начального звена – 12.

       В качестве экспериментальной группы было взято 6 человек. В ходе исследования мы применили следующие методы: работа с методической литературой, анализ  продукта детской деятельности, статистической обработки данных эксперимента.

Практическая часть исследования состоит из трех этапов: констатирующего - эксперимента, формирующего, контрольного эксперимента и сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.

Этапы исследования.

I. Констатирующий этап:

а) проведение занятия по декоративно-прикладному искусству по темам раздела: «Мир квиллинга»

б) анализ детских работ;

в) статистическая обработка данных.

Критерии оценки по первому показателю - умение скручивать основные (базовые) модули:

  • Умение скручивать модули без помощи взрослого - высокий уровень    (3балла);
  • незначительные затруднения в умении скручивать модули - средний уровень (2 балла);
  • необходима поддержка взрослого, отсутствие умений скручивать модули – низкий уровень (16алл).

Критерии оценки по второму показателю – колористические умения и навыки:

  • Знание цвета, творческий подход к цветовой гамме - высокий уровень  (3балла);
  • Знания цвета, ребенок нуждается в помощи взрослого - средний уровень  (2балла);
  • Знания цвета. Ребенок затрудняется в выборе цветовой гаммы – низкий уровень (1 балл).

Информация о работе Методика проведения занятий с использованием смешанной техники соломки и квиллинг