Методика проведения родительских собраний

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:18, доклад

Краткое описание

Собрание проводится в течение 45 - 60 мин. Это время делится на четыре части (имеются в виду не тематические, а рабочие собрания, проводимые в конце каждой учебной четверти).

Файлы: 1 файл

Методика проведения родительских собраний.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Методика  проведения родительских собраний

Собрание проводится в течение 45 - 60 мин. Это время делится  на четыре части (имеются в виду не тематические, а рабочие собрания, проводимые в конце каждой учебной четверти).

Первая  часть — информация о жизни школы, класса, достижениях детей за определенный период — четверть, полугодие, год.

Вторая  часть - информация специалистов (врачей, работников правоохранительных органов, психологов, социологов, ученых).

Третья  часть — информация о работе родителей с учащимися за прошедший период (четверть).

Четвертая часть — планирование участия родителей в делах класса на следующую четверть (триместр).

Это условная структура  родительского классного собрания. Собрание ведут председатель родительского  комитета или его члены, так как они более информированы о жизни класса и работе родителей. Может проводить собрание и классный руководитель или родитель — не член комитета. Структура собрания должна быть чёткой, понятной родителям, заключать в себе полезную информацию как со стороны приглашенных, так и со стороны самих родителей. После собрания можно предусмотреть индивидуальные консультации с родителями.

    Родительские  собрания могут быть:

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общешкольными и классными.

    Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного Руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

    Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших  средств сопровождения детей. Все  сотрудники Школьного психологического центра: психологи, логопеды, социальные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные Урания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы ^я собраний и, наконец, анализируют итоги

    В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы:

    Этап 1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

    Опыт  показывает, что далее разумно  провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

    При подготовке собрания следует продумать  и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

    Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарии и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
  • Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».
  • Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.
  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
  • Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Этап  З. Осмысление итогов родительского собрания.

       Подведение Итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена д0 администрации школы и коллег-педагогов.

Информация о работе Методика проведения родительских собраний