Графический дизайн, как средство визуальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:54, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении основных условий эффективности графического дизайна в контексте печатной рекламы, как средства визуальной коммуникации на современном этапе.
В задачи работы входит:
1) Раскрыть специфику графического дизайна в социокультурном контексте.
2) Изучить феномен графического дизайна в рекламе, как средства визуальной коммуникации.
3) Определить условия эффективности печатной рекламы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. Графический дизайн в социо-культурном пространстве: история и современность……5
1.1.Графический дизайн в историческом аспекте….. 5
1.2 История графического дизайна в Росии 8
1.3. Понятие рекламы.. 12
1.4. Особенности и типы печатной рекламы.. 8
Глава 2. Графический дизайн, как средство визуальной коммуникации.. 10
2.1. Особенности коммуникативного воздействия в графическом дизайне. 10
2.2. Проблема эффективности рекламы.. 14
2.3. Условия эффективности печатной рекламы.. 16
2.4. Оценка коммуникационной эффективности рекламы.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25
Список использованной литературы... 26

Файлы: 1 файл

реферат для поступления в аспирантуру.docx

— 67.60 Кб (Скачать)

Поволжский Федеральный  университет

Факультет Дизайна и Визуальных искусств

 

 

 

Реферат

«Графический  дизайн, как средство визуальной коммуникации»

 

 

 

 

 

 

 

  выполнила

                                        студентка магистратуры, 1 курс

          Иванова С.И.

 

 

 

 

Москва 2012г.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Графический дизайн в социо-культурном пространстве:  история и современность……5

1.1.Графический дизайн  в историческом аспекте….. 5

1.2 История графического  дизайна в Росии   8

1.3. Понятие рекламы.. 12

1.4. Особенности и типы печатной рекламы.. 8

Глава 2. Графический дизайн, как средство визуальной коммуникации.. 10

2.1. Особенности коммуникативного воздействия в графическом дизайне. 10

2.2. Проблема эффективности рекламы.. 14

2.3. Условия эффективности печатной рекламы.. 16

2.4. Оценка коммуникационной эффективности рекламы.. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

Список использованной литературы... 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как верно замечено многими  учеными, истоки рекламы лежат в  сфере общественной практики, производственной, трудовой, художественной деятельности. С развитием форм межчеловеческой  коммуникации реклама действует  как ответ на потребность человека в передаче духовно-ценностных отношений, позволяющий индивиду (коллективу) подключать свою самоценную единичность  к общественной. Не случайно в рекламе  выстраивается несколько направлений  форм-медиаторов для передачи информации, осуществляющих связь не только в  коллективе и с коллективом, но и  с внешними коллективу сущностями - как природными, так и внеприродными. Сюда с полным правом можно отнести  первичные образно-художественные формы коммуникации: графические  символы, воплощенные в пикто- и  идеограммах; графемы и рисунок; сигнографические и фигуративные знаки; естественные предметы и значащие формы, а также вещные символы, привязанные  к конкретной форме мира (фетиши, тотемы и т.п.); мимико-графические  знаки; звуковые сигналы, записывающие сообщения от языка жеста (как  способа передачи информации) до телодвижения (двигательно-ритмическая графема) и т.д. Эти и другие подобные формы  коммуникации фиксировали ценностно-важные события, общественные явления, значимый коллективный опыт, нормы и стандарты  поведения.

Таким образом, реклама прошла длительный путь эволюции. На протяжении своей истории она приобретала  различные черты, отражавшие культурные нормы и ценности той или иной эпохи.

Преобразования в сфере  идеологии и экономики в начале 90-х гг. ХХ в. привели к возрождению  в России печатной рекламы, существовавшей в нашей стране с XIX века. Реклама, в свою очередь, изменила облик средств  массовой информации, став неотъемлемой составной частью современных газет, журналов и других носителей информации. В России вновь появились частные  издания, существование которых  ставится в прямую зависимость от количества подписчиков и доходов  от рекламы.

Актуальность темы исследования определяется насущной потребностью в  изучении, анализе и обобщении  новейших тенденций в области  массовой информации и коммуникации. Она обусловлена процессами, происходящими  в области средств массовой информации в течение последних 15 лет. Появление  рекламных изданий на рынке российской прессы явилось результатом демократических  преобразований в стране, а их особенности  определились прежде всего тем типом  экономики, который начал свое активное формирование в конце ХХ в., когда  наряду со строго регламентированным планированием государственных  отраслей в сфере обслуживания и товарного производства возникли элементы рыночной экономики.

Цель работы состоит в выявлении основных условий эффективности графического дизайна в контексте печатной рекламы, как средства визуальной коммуникации на современном этапе.

В задачи работы входит:

1) Раскрыть специфику  графического дизайна в социокультурном контексте.

2) Изучить феномен графического дизайна в рекламе, как средства визуальной коммуникации.

3) Определить условия  эффективности печатной рекламы.

Теоретической и  информационной базой работы послужили публикации отечественных и зарубежных теоретиков рекламы, культурологов, социологов, маркетологов, журналистов и других специалистов, в сферу интересов которых входит изучение закономерностей развития и условий эффективного функционирования такой междисциплинарной области как реклама; материалы печатной рекламы, представленные на российском рынке рекламной продукции; исследования российского и зарубежных рекламных рынков; материалы специализированных сайтов в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Графический  дизайн в социо-культурном пространстве:  
история и современность

    1. Графический дизайн в историческом аспекте

 

Графический дизайн — проектно-художественная деятельность, направленная на создание или изменение визуально-коммуникативной среды, в соответствии с определёнными задачами и требованиями.

Искусство - одно из важнейших  и интереснейших явлений в  жизни общества, неотъемлемая часть  человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что  что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического  осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять  разнообразные формы чтобы воплотить  все идеи, мысли, чувства людей  не в виде отвлеченных понятий, а  во вполне конкретной форме. Для этого  у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных  форм. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, ставит собственные  задачи и создает для их решения  свои средства и приемы.

История графического дизайна, в целом, неотделима от истории человеческой цивилизации. Даже самые древние  и примитивные рисунки человека можно отнести к сфере первоначального  развития графического дизайна. Тем  не менее, более предметно можно  говорить о истории графического дизайна лишь в том случае, если взять за первоначальный этап —  само начало развития графического дизайна  как отдельной сферы деятельности, относящейся к числу художественных и профессиональных дисциплин.

В данном ключе можно говорить о истории графического дизайна  как о становлении отдельной  сферы деятельности человека, направленной на визуально-коммуникативное представлении  информации. Действительно, если попытаться определить саму суть развития графического дизайна — станет совершенно ясно, что с течением времени человек  все ближе подходил к осознанию  того, что очень часто выражение  информации (мысли, призыва, предостережения) посредством графического изображения  — гораздо более эффективно, нежели текст или устная речь. Примером являются различные общепринятые предупредительные  знаки, эффективно передающие необходимый  минимум информации за очень короткое время.

Тем не менее, необходимо отметить тот факт, что данная отрасль является смежной очень многим иным сферам. Речь идет об изобразительном искусстве, геометрии, техническом черчении т.д.Совершенствование  данных отдельных областей и создало основные предпосылки развития графического дизайна в современном виде.

Кроме того, очень часто  под графическим дизайном понимают комплексную деятельность, включающую в себя вёрстку, использование типографского  оборудования и специальных графических  программ с целью получения конечного  результата.

Графический дизайн – это не просто красивая картинка, это соединение творческой мысли  и математического расчета.

Графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое  художественное произведение имеет  конкретный материальный носитель и  не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые  развиваются во времени (музыка, художественное слово). Во-вторых, графика относится  к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы  самой действительности и благодаря  методом обобщения, типизации, воображению  художника получает возможность  эстетически раскрывать временное  развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать  общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир  собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).   К изобразительным искусствам кроме графики относятся также живопись и скульптура. Но эти три вида изобразительных искусств имеют кроме общих черт огромное количество различий. Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:   монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;   станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);   декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета.

Также к декоративной графике  относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.   Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие изобразительные искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи?   Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет - в живописи).  

Само слово “графика”  ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую. Рисунок демонстрирует  характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги - белой  или тонированной) с которым изображение  образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета  красящего пигмента).

Реклама принадлежит к числу тех отраслей деятельности, ключ к пониманию которых находится в человеческой истории. Как и всякое явление, существующее в реальных пространственно-временных измерениях, реклама имеет свою историю. Истоки графического дизайна лежат в сфере общественной практики, производственной, трудовой, художественной деятельности.

Появление письменности привело  к появлению рукописной рекламы. Во время раскопок древнеегипетского  города Мемфиса было обнаружено одно из наиболее древних рекламных объявлений. Оно сообщало: «Я, Рино, с острова  Крит, по воле богов, толкую сновидения»[1].    

В Помпеях  при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных рекламных надписей. Одна из них сообщает: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи»[2].

С развитием форм межчеловеческой  коммуникации реклама действует  как ответ на потребность человека в передаче духовно-ценностных отношений, позволяющий индивиду (коллективу) подключать свою самоценную единичность  к общественной.

Первое рекламное агентство  в России было открыто в XIX веке предпринимателем Метцелем. Именно ему принадлежит  и расхожая фраза: «Реклама есть двигатель  торговли»[3].

XIX в. стал для нашей  страны веком появления рекламных  изданий, которые в Европе возникли  гораздо раньше - в первой половине XVII в. Начало XIX в. ознаменовано  в России созданием таких новых  столичных газет, как «Санкт-Петербургские  коммерческие ведомости» (1802), «Северная  почта» (1809), «Сенатские ведомости» (1809), «Гений времени» (1807), «Северная  пчела» (1825), «Коммерческая газета»  (1825) и «Земледельческая газета»  (1834). Причем частные объявления, по утверждению некоторых исследователей истории российской рекламы, были разрешены только в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях», тогда как другие исследователи полагают, что исключительное право печатать частные объявления в Российской империи в данный период времени предоставлялось только «Губернским ведомостям», монополия которых на рекламу продлилась до начала 60-х гг.[4]

Динамичное развитие рекламной  продукции и изданий было приостановлено революционными событиями и начавшей гражданской войной первой трети XX в. Период упадка был ознаменован  застойными процессами в формировании типа рекламных изданий и их функционировании. Идеологизация рекламы была вполне естественной для первой и второй трети XX в., и потому основной задачей  рекламных изданий стала пропаганда социалистического образа жизни.

Информация о работе Графический дизайн, как средство визуальной коммуникации