Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:36, контрольная работа
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя, в конечном счете, и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.
Типы
информации и средства
коммуникации
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя, в конечном счете, и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).
В основе речи лежит умение пользоваться определенным видом знаков, а именно — знаками-символами. Знаком называют такое явление (материальное образование), которое введено кем-либо с той целью, чтобы через его посредничество направить мысль кого-либо в определенном направлении (к тому, к чему знак относится). То, к чему знак относится, то, что он представляет в мышлении, называют значением (знака). Значением слова «Луна» является естественный спутник Земли, слово — «радость» — сильное и приятное чувство, сопровождающее успешное завершение какого-либо дела, встречу с любимым человеком и т. п.
В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу, Первым среди названных средств нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система с включением в речь пауз, других вкраплений (например, покашливания, плача, смеха). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречивыми» приемами. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях).
Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах относительно временных характеристик общения, выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику. Напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные «допуски» опозданий с соответствующими их значениями.
Специальная наука, занимающаяся нормами пространственной и временной организацией общения — проксемика, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологии», исследовал формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.
3
Для описания человеческих потребностей, удовлетворение которых осуществляется в коммуникационном процессе, можно также использовать схему – пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции наши потребности представляют собой иерархию из пяти уровней – это базовые биологические потребности, потребность в пище, питье, сексе, безопасности (крыше над головой, одежде), затем потребности взаимоотношений, потребность в любви, дружбе, семье, принадлежности к той или иной социальной группе. Четвертый уровень потребностей сформулирован Маслоу, как необходимость уважения – признания со стороны других людей, самоуважения. И, наконец, пятое – потребность человека в самореализации, самовыражении и самоутверждении. Разумеется, с развитием высших потребностей низшие не исчезают, а нередко преобразуются, совершенствуются.
Учитывая, что потребность, а нередко и интерес, и мотив – исходная причина коммуникаций, а функция – это круг деятельности, назначение деятельности субъекта, то можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человеческого общества и человека). Можно говорить и о функциях отдельных коммуникационных актов, коммуникационных событий. Функции коммуникации, как правило, выделяются только в целях анализа коммуникаций. В коммуникативном процессе могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых могут быть определяющими. Исходя из того, какая функция является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных процессов, руководствуясь видами деятельности, потребностями и интересами, которые реализуются в коммуникации. Например, некоторые исследователи (А. А. Леонтьев) выделяют магическую или заклинательную функцию, этническую, объединяющую народ, биологическую функцию, необходимую для коммуникации животных. Другой исследователь (психолог и лингвист Карл Бюлер) предпочитает минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая прочие лишь разновидностью основных. В частности, Бюлер выделил три функции речевой или языковой коммуникации – функцию выражения, функцию обращения и функцию обращения, соотносимую с предметом речи. Традиционно также выделяются две или три функции речевой коммуникации, которые нередко пересекаются друг с другом. Считается, что язык в первую очередь выполняет познавательную или информационную функцию выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция языка – это оценочная, когда формулируются личные оценки и отношения, и третья – аффективная, выражение эмоций и чувств. Роджер Т. Белл, американский автор работ по лингвистике, соотносит с этими тремя функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистику и философию (познавательная функция), социологию и социальную психологию (оценочная функция), психологию и литературоведение (аффективная функция). Рассмотрим интерпретацию коммуникации Романа Якобсона, который в своей работе «Лингвистика и поэтика» представил речевую коммуникацию в виде шести факторов, каждому из которых соответствует особая коммуникативная функция, в частности, эмотивная (экспрессивная) функция связана с адресантом и отражает чувства и переживания по отношению к тому, что он говорит, т. е. экспрессивное отношение к передаваемой информации может обнаруживать себя в определенной речевой ситуации. И самое важное – то, чтобы аудитория или индивид, которым передается послание, эти интонации усваивали.
Коннативная функция выражает ориентацию на адресата, но уже в другом ракурсе. В процессе воздействия на адресата какое-либо понятийное значение сопровождают многочисленными добавочными смысловыми и оценочными оттенками, которые не всегда отражены в словарях, но безошибочно узнаются всеми носителями данной речевой культуры. Эти добавочные, оценочные оттенки называются коннотацией. Коннотация (от лат. con – вместе, noto – отмечаю, обозначаю) в языкознании – дополнительное, сопутствующее значение языковой единицы или категории, включает семантические и стилистические аспекты, связанные с основным значением. В качестве примера использования коннотации возьмем факты, применяемые во время избирательной кампании В. В. Путина: «.... разве что самые ленивые не вспомнили его работу в КГБ-ведомстве, одно упоминание которого у большинства населения России вызывает отрицательные эмоции. Путина называли не иначе как кандидат из органов, человек из органов, полковник Путин, кандидат с Лубянки, представляя его как часть смыслового поля КГБ, со всеми соответствующими коннотациями».
Как видим, коннативная функция коммуникации – мощное оружие в борьбе со здравым смыслом потребителя и избирателя.
Фатическая функция коммуникации отражает процесс передачи информации, но главным является не содержательная сторона, не новизна сообщения, а поддержание контакта.
Метаязыковая функция связана с кодом, когда мы спрашиваем о значении слов и получаем ответ в разных вариантах – нам просто могут показать «предмет или , наоборот, дать его скрупулезное» описание.
Поэтическая функция ориентирована на сообщение. Это ведущая функция для поэтического, словесного творчества. Поэтическая функция акцентирует внимание не только на содержании, но и особо на форме, например: рифма, аллиторация.
Референтивная функция сориентирована на объект, тему, содержание, дискурс. Референт – от лат. referens – 1) сообщающий, 2)конкретный предмет, к которому относится языковой знак в составе высказывания.
Таким образом, Якобсон
вводит основные функции. Присутствующий
адресант (эмотивная функция), адресат
(коннативная функция), сосредоточено
внимание на теме и контексте коммуникации
(референтивная функция), сфокусировано
внимание на контакте (фатическая функция),
задействован код (система правил, которая
осуществляет функционирование языка)
и сообщение (поэтическая функция).
Функциональная характеристика сообщения (коммуникативного акта) может быть дана в зависимости от основной коммуникативной задачи. Исследователи выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение, мнение, развлечение. Эта классификация является прагматической, т. е. связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей.
В процессе коммуникации поочередно меняются функции участников коммуникации, поскольку в большинстве случаев в коммуникации заложена обратная связь, и получатель может превращаться в адресата, а адресат в получателя.
Языковые функции коммуникации также изучал австралийский лингвист М. А. К. Хэллидей. Модель Хэллидея содержит три макрофункции – это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка к когнитивной, но шире ее, поскольку включает оценочные аспекты. Межличностная функция включает в себя регулятивную, способствует установлению и поддержанию социальных отношений, создаются условия для развития личности. Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов – выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл «функциональную грамматику» грамматикой выбора. Модель Хеллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с когнитивно-оценочным, с одной стороны, а с другой – с лингвистическим.
Коммуникационные барьеры
В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические
коммуникативные барьеры.
Коммуникативные барьеры
межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.
Наше рассмотрение
восприятии;
семантике;
обмене невербальной информацией;
некачественной обратной связи;
плохом слушании.
Восприятию и связанным с ним
преградам на пути
отдельная глава (смотри пункт 1).
Вступая в информационный
обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами
символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами
обмениваются люди в процессе коммуникации. Отправитель кодирует сообщение с
помощью вербальных и невербальных символов.
Семантика изучает способ
словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных
людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет
интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания,
ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое
символу отправителем.
Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение
символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста,
ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой
опыт и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой
ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо
припишет то же значение символу, которое мы ему придали.
Семантические затруднения
способов, которыми люди приписывают значение группам символов. Этот момент
имеет огромное значение для коммуникации.
Все выше сказанное можно отнести и к невербальным символам.
Действительно, ведь люди в силу своих различий могут интерпретировать
разные невербальные символы такие, как улыбка, мимика, жесты, взгляды, позы
и т.д., совершенно по разному, а следовательно, будет возникать шум в
процессе коммуникаций.
Другим ограничителем
может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения.
Еще одним барьером может выступать неумение слушать. Эффективная
коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая
сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать означает
лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь
незначительный фрагмент процесса внимательного, сосредоточенного слушания.
Как показали исследования, управляющий, по сути дела, слушает лишь с 25%-й
эффективностью. Согласно другому исследованию, эффективное слушание