Опыт стран Центральной и Восточной Европы в инвестиционном процессе применительно к Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Мировой инвестиционный процесс претерпевает существенные изменения с конца 80 х годов прошлого века. Это обусловлено тем, что ряд стран Азии, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), переходя на рыночные рельсы, открылся для мировой экономики.
Само определение «страны с переходной экономикой» необходимо для описания изменений инвестиционного климата в этих странах, а также особенностей курса инвесторов. Что касается последних, то это связано с определенными издержками, с которыми сталкиваются и могут сталкиваться инвесторы: с одной стороны, использование партнерами ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что некоторые из этих стран еще не освободились полностью от традиций административного управления и имеют склонность к вмешательству в инвестиционный процесс, а с другой – необходимых ограничений стороной, принимающей инвестиции для защиты своего еще слабого национального рынка.

Файлы: 1 файл

Опыт стран Центральной и Восточной Европы в инвестиционном процессе.docx

— 118.09 Кб (Скачать)

Возникает вопрос: не сработает ли эффект соседства совместно с  эффектом домино, когда помощи попросят и другие страны ЦВЕ.

Опыт стран ЦВЕ в ведении  инвестиционной деятельности и привлечении  инвестиций очень полезен для Беларуси. Основным нормативным документом в этой области на ближайшую пятилетку является Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций, рассчитанная на период до 2015 года, и содержится в решении, утвержденном совместным постановлением Совета Министров и Национального банка РБ от 18.01.2012 года № 51/2. Документ предусматривает содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирование притока капитала транснациональных корпораций в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение.

Республике Беларусь требуются  конкретные мероприятия по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций. Для привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация целого комплекса мер, в том числе по реформированию государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.

  1. Усовершенствовать структуру прямых иностранных инвестиций и увеличить долю вложений в активную часть основных средств.
  2. Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний являются сокращение доли госсектора и приватизация госимущества. Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долл.
  3. Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Беларуси может быть создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов категории green field. Это должно способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта.
  4. Еще одной формой привлечения иностранного капитала будет реализация инвестиционных проектов brown field – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны [11].
  5. Еще одной эффективной формой привлечения инвестиций является государственно-частное партнерство, полагают в правительстве, позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме.

Сферами применения ГЧП чаще всего бывают социально-приоритетные для страны отрасли: транспорт, транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и др.

Согласно постановлению ГЧП  может реализовываться в таких  формах, как реконструкция - эксплуатация - передача, строительство - владение - управление, проектирование - строительство - владение - управление - передача, концессия  и т. д. При этом до принятия специальных  актов законодательства по данному  вопросу реализация проектов ГЧП  может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Беларусью (в случаях концессии - концессионных  договоров). Но, к сожалению законодательно и юридически такая категория, как ГЧП у нас в стране пока не обозначена. Поэтому все проекты и процессы тормозятся.

  1. Приоритетным направлением также является привлечение прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные секторы (отрасли) экономики, создание и развитие кластеров – объединенных на основе производственно-технологических,  научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенных на определенной территории групп организаций, обеспечивающих конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках.
  2. В строительстве стратегически актуальными для привлечения прямых иностранных инвестиций могут стать проектирование и возведение зданий с использованием технологий скоростного строительства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе крупнопанельное домостроение, монолитное и сборно-монолитное строительство.
  3. В сфере правового регулирования необходимо проведение дополнительной правовой оценки норм законодательства Беларуси, гарантирующих инвесторам возможность защиты своих прав, а также оценка эффективности функционирования института инвестиционных агентов, подготовка предложений о развитии комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и оказание консультативных услуг по организации деятельности на ее основе; совершенствование бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, подготовку и переподготовку специалистов в этой области.
  4. Ряд реформ необходим в отношениях собственности, вопросах приобретения недвижимости и земли. В частности, правительству предполагается предоставить полномочия на принятие решений о проведении реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет за акции (доли в уставных фондах), приобретенные в процессе приватизации. Гражданам Беларуси и юрлицам негосударственной формы собственности при выкупе земельных участков в частную собственность постановлением предоставлено право на включение платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в зачет стоимости его приобретения. Планируется также внесение изменений в определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории СЭЗ.

К примеру, в соответствии с постановлением резиденты СЭЗ, зарегистрированные после 1.01.2012 года, не более чем на 5 лет со дня регистрации освобождаются от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка, осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при строительстве объектов, предусмотренных инвестпроектом, с правом удаления объектов растительного мира.

Облисполкомам и Мингорисполкому  будет предоставлено право самостоятельно принимать решения о продаже унитарных предприятий как имущественных комплексов без ограничения оценочной стоимости с последующим докладом президенту об условиях заключения сделки. В планах - проработка вопроса о разрешении продажи акций хозяйственных обществ по номинальной стоимости при наличии отрицательного финансового результата работы в течение одного календарного года.

  1. С целью развития финансового рынка необходимо внедрение современных стандартов надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала. Предполагается рассмотреть вопрос о продаже принадлежащих Беларуси пакета акций ЗАО "Банк ВТБ", миноритарных пакетов акций ОАО "АСБ "Беларусбанк" и ОАО "Белагропромбанк", а также контрольного пакета акций ОАО "Белинвестбанк" и ОАО "Паритетбанк".
  2. В сфере лицензирования нужно закрепить требование об отмене автоматического (без принятия решения лицензирующего органа) прекращения действия специального разрешения (лицензии) в случае нарушения лицензиатом срока обращения за внесением в нее изменений и (или) дополнений, сократить срок рассмотрения заявления о выдаче специального разрешения (лицензии) до 10 дней.

В соответствии с постановлением планируется  выработать и реализовать системы  мер по стимулированию аутсорсинга, развитию производственной кооперации и субконтрактации между крупными и малыми организациями. Будет также  определен перечень транснациональных  корпораций, с которыми целесообразна  проработка инвестиционных проектов, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций, включая  банковскую сферу и страховые  компании.

По расчетам правительства и  Нацбанка, реализация стратегии позволит обеспечить ежегодный прирост объемов  прямых иностранных инвестиций, привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности  прямому инвестору за товары (работы, услуги) в объеме 7-7,5 млрд. долл. в 2015 году, достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%. Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров должна вырасти до 14% [11].

По мнению разработчиков стратегии, ее выполнение обеспечит вхождение  Беларуси в число 30 государств с  наилучшим климатом в области  ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка "Ведение бизнеса", а также  повысит позиции страны в отчетах  международных рейтинговых агентств: Moody's Investors Service, Fitch Ratings, The Heritage Foundation и  др.

А первые результаты уже налицо: в докладе Doing Business-2013 (DB) по легкости ведения бизнеса наша страна заняла 58-ое место из 185 стран. В прошлом году Всемирный банк поставил нас на 69-ое. Белорусское правительство детально изучило методику рейтинга и организовало свою работу скорее для улучшения своего места в общемировом списке, чем для системного улучшения деловой среды и ликвидации самых вредных барьеров для ведения бизнеса. В рейтинге мы оказались выше Чехии (65-ое место), Болгарии (66-ое), Румынии (72-ое), Италии (73-ое), Греции (78-ое) и Мальты (102-ое место). Впервые за многие годы нас совсем на немного опередила Польша (55-ое место). Процесс идет медленно, вроде бы в нужном направлении. Россия осталась далеко позади (112-ое место). Да и на Китай равняться нечего. Он находится на далеком 91-м месте.

Беларусь входит в число стран, которые за последние семь лет  существенно улучшили деловой климат. Так, по фактору «открытие бизнеса» наша страна сократила отставание от лидера на целых 39 процентных пункта (п.п.), на 41,7 п.п. улучшили качество системы регистрации собственности. Из всех факторов самый значительный прогресс Беларусь имеет по уплате налогов. Мы устойчиво занимали последнее место в мире. В 2013 году мы получили показатель 60,7 п.п. Это настоящий рывок вперед. Если мы по налогам сделаем то, что по регистрации собственности или по открытию бизнеса, достижение заветной цели – попасть в Топ-30 по качеству делового климата – будет на расстоянии вытянутой руки.

На таблице 2 представлен прогресс Республики Беларусь в сравнении  со странами-соседями. Таблица 3 представляет собой сводные данные по показателям делового климата Беларуси.

 

Таблица 2 - Прогресс Беларуси, России, Украины, Казахстана, Польши по 10 факторам индекса легкости ведения бизнеса, 2006-2013, «лидер» - 100%, в процентных пунктах (п.п.)

 

Показатель

Беларусь

Россия

Украина

Казахстан

DB-06

DB-09

DB-13

DB-13кDB-06

DB-06

DB-09

DB-13

DB-13кDB-06

DB-06

DB-09

DB-13

DB-13кDB-06

DB-06

DB-09

DB-13

DB-13кDB-06

Открытие бизнеса

52,7

79,6

91,7

39,0

80,6

81,1

83,6

3,0

58,1

69,5

84,7

26,6

80,1

81,9

87,2

7,1

Получение разрешения на строительство

62,0

73,5

83,4

21,4

27,3

30,3

40,8

13,5

24,7

14,1

39,4

14,7

44,5

46,8

53,0

8,5

Подключение к энергосистеме

 

45,3

47,7

2,5

 

18,4

27,4

9,0

 

32,3

32,6

0,3

 

69,7

69,9

0,2

Регистрация собственности

54,0

87,8

95,7

41,7

76,9

77,3

81,5

4,6

50,0

54,6

55,9

5,9

71,8

85,6

85,4

13,6

Получение кредита

37,5

43,8

50,0

12,5

18,8

43,8

50,0

31,2

56,3

75,0

81,3

25,0

18,8

50,0

56,3

37,5

Защита инвесторов

41,1

47,0

53,7

12,6

47,4

47,4

47,4

0,0

37,8

37,8

47,4

9,6

57,0

57,0

82,2

25,2

Уплата налогов

0,0

0,0

60,7

60,7

54,8

63,7

73,9

19,1

10,6

16,0

47,0

36,4

75,3

76,8

88,2

12,9

Внешняя торговля

41,4

42,5

45,4

4,0

39,8

34,5

31,4

-8,4

54,2

52,9

48,2

-6,0

6,9

3,9

2,1

-4,8

Исполнение контрактов

80,1

80,1

77,5

-2,6

71,6

71,6

73,1

1,5

67,4

67,4

67,7

0,3

65,4

65,4

65,9

0,5

Решение проблемы неплатежеспособности

23,5

36,0

46,1

22,6

44,1

44,7

46,5

2,4

9,9

10,6

10,2

0,3

39,2

43,6

46,2

7,0


 Примечание – Источник: [9]

 

Таблица 3 - Деловой климат Беларуси и ее основных конкурентов,

рейтинг легкости ведения бизнеса DB-2013

 

Показатель

Беларусь

Россия

Казахстан

Украина

Польша

Литва

Сингапур

Валовой национальный продукт  на душу населения, $ 2011

$5830

$10400

$8220

$3120

$12480

$12280

$42930

Место в мире по индексу легкости ведения бизнеса (из 183 стран)

58

112

49

137

55

27

1

I.

Открытие  бизнеса (место)

9

101

25

50

124

107

4

1.

Число процедур

5

8

6

7

6

7

3

2.

Время регистрации (дней)

5

18

19

22

32

20

3

3.

Стоимость (% дохода на душу населения)

2,3

2,0

0,6

1,5

14,4

1,1

0,6

4.

Минимальный капитал (% дохода на душу населения)

0,0

1,4

0,0

0,0

13,0

31,3

0,0

II.

Получение разрешения на строительство (место)

30

178

155

183

161

48

2

5.

Число процедур

12

42

32

20

29

15

11

6.

Время получения (дней)

130

344

189

375

301

142

26

7.

Стоимость (% дохода на душу населения)

24,8

129,2

103,5

1262,6

49,4

22,3

16,7

III.

Подключение к элергосистеме

171

184

80

166

137

75

5

8.

Число процедур

7

10

6

11

6

5

4

9.

Время (дни)

179

281

88

285

186

148

36

10.

Стоимость (% дохода на душу населения)

838,8

1573,7

71,1

192,3

208,3

55,4

28,6

IV.

Регистрация прав собственности (место)

3

46

28

149

62

5

36

11.

Число процедур

2

5

4

10

6

3

5

12.

Время (дней)

10

44

40

69

54

3

21

13.

Стоимость )% регистрируемого имущества)

0,0

0,2

0,1

3,7

0,4

0,8

2,9

V.

Получение кредита (место)

104

104

83

23

4

53

12

14

Индекс защиты прав собственности (шкала от 0 до 10)

3

3

4

9

9

5

10

15.

Индекс глубины кредитной  информации (шкала 0-6)

5

5

5

4

6

6

4

16.

Гос. регистр кредитной  информации (% взрослых)

56,2

0,0

0,0

0,0

0,0

24,4

0,0

17.

Частный регистр кредитной  информации (% взрослых)

0,0

45,4

39,3

23,3

76,9

81,2

58,3

VI.

Защита  инвесторов (место)

82

117

10

117

49

70

2

18.

Индекс раскрытия информации, (шкала 0 -10)

7

6

9

5

7

7

10

19.

Индекс ответственности  директора(0-10)

1

2

6

2

2

4

9

20.

Индекс легкости защиты прав акционеров в суде, (шкала 0 – 10)

8

6

9

7

9

6

9

21.

Индекс степени защиты прав инвестора, (шкала 0 – 10)

5,3

4,7

8,0

4,7

6,0

5,7

9,3

VII.

Уплата  налогов (место)

129

64

17

165

114

60

5

22.

Число платежей

10

7

7

28

18

11

5

23.

Время (часы)

338

177

188

491

286

175

82

24.

Общая налоговая нагрузка (% прибыли)

60,7

54,1

28,6

55,4

43,8

43,7

27,6

VIII.

Внешняя торговля (место)

151

162

182

145

50

24

1

25.

Число документов на экспорт

9

8

9

6

5

5

4

26.

Время на экспорт (дней)

15

21

81

30

17

9

5

27.

Издержки на экспорт ($ на контейнер)

1510

2820

4685

1865

1050

825

456

28.

Число документов на импорт

10

11

12

8

5

6

4

29.

Время на импорт (дней)

30

36

69

33

16

8

4

30.

Издержки на импорт ($ на контейнер)

2315

2920

4665

2155

1025

980

439

IX.

Исполнение  контрактов (место)

13

11

28

42

56

14

12

31.

Число процедур

29

36

37

30

33

30

21

32.

Продолжительность (дней)

275

270

370

343

685

275

150

33.

Издержки (% от требуемого долга)

23,4

13,4

22,0

41,5

19,0

23,6

25,8

X.

Решение проблемы неплатежеспособности (место)

56

53

55

157

37

40

2

34.

Время (годы)

3,0

2,0

1,5

2,9

3,0

1,5

0,8

35.

Стоимость (%  активов)

22,0

9,0

15

42

15

7

1

36

Ставка возврата капитала (центов из доллара)

43,0

43,4

43,1

8,7

54,5

51,0

91,3

Информация о работе Опыт стран Центральной и Восточной Европы в инвестиционном процессе применительно к Беларуси