Средневековое право стран Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Историю средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т.д.). Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства – землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Оглавление

1. Возникновение и история средневекового права……………………… 3
2. Феодальное право в Германии (общая характеристика)……………… 9
3. Феодальное право в Англии (общая характеристика)………………… 17

Файлы: 1 файл

Иркутск 2007.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

       Иркутск 2007 

       Тема 2. Средневековое  право стран Западной Европы. 
 

       ПЛАН

       Стр. 

       1. Возникновение и история средневекового права……………………… 3

       2. Феодальное право в Германии (общая  характеристика)……………… 9

       3. Феодальное право в Англии (общая  характеристика)………………… 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Возникновение и история средневекового права. 

       Историю средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости  от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т.д.). Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства – землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина. Периодизация средневековья связывалась прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма – раннее средневековье, расцвет феодализма – развитое средневековье, упадок феодализма – позднее средневековье).

       Отношения между феодалами в Европе строились  на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве  сеньоров,  другие -  в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями.

       Типичной формой феодального государства была монархия. В Европе в период ранних (варварских) государств, когда формирующийся класс земельных собственников-феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников, первые, как правило, крупные государственные образования приобретали форму раннефеодальных монархий.

       Развитие  феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве  и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особенные договорные отношения, построенные на принципе сюзеринитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX-XIII вв. в великое множество государств – поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло форму синьориальной монархии.

       Экономический подъем в XIII-XV вв., связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий. 
 

       В позднем средневековье (XVI – XVII вв.), когда полным ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии.

       Особенность западноевропейской модели средневекового государства определяется не только эволюцией монархического строя  и последовательной сменой его форм. Для нее также характерной является (особенно в периоды децентрализации и территориальной раздробленности) диффузия политической (государственной) власти, которая переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов, а также в поместья крупных земельных собственников. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становиться неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

       В истории западноевропейского средневековья сельская (крестьянская) община не порождала каких-либо особых проблем для государства. Она являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви.

       Особенно  сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения  государственной (королевской) власти и христианской церкви. В раннем средневековье «варварские» короли, принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Так церковь постепенно превратилась в крупного земельного собственника, имеющего по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд.

       Однако  до IX-X вв. церковь, хотя ее политический вес в обществе неуклонно возрастал, не была еще в полном смысле политической организацией. Церковь до XI в. Находилась еще не под контролем римского папского престола, а под эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной властью.

       Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к  разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). По сути дела, в XI-XII вв. (с так называемой папской революции), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. 

       Особый  политический симбиоз церкви и государства  в Западной Европе в средние века имел своим результатом создание целой системы специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианского вероучения, бороться с еретиками, - инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных доказательств, пытались внести рациональное начало в уголовный процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств и т.п.). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого и т.д., что явно выходило за рамки складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе типа политико-правовой культуры.

       Иную  роль в формировании политического  и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые города. Наиболее бурный рост городов относится к концу XI-XII вв., когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков. Но тем не менее по своей сути западноевропейские города (в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования.

       Политико-правовой статус городов в разных странах  в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и  видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления.

       Несмотря  на характерную, особенно для определенных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство.

       Средние века – это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются основы будущих  национальных правовых систем. Исходный «строительный материал» средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI-XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права.

       Правовые  обычаи достаточно органично интегрировались  в феодальные отношения, закрепляли все их основные виды. Прежде всего обычай (часто обычай-договор) регулировал личностные и поземельные связи между самими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее держателями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника (манора). Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. Так, в XI в. появляются первые сборники (обычно в городах) с изложением основных принципов феодального права.

       Особую  роль в становлении общеевропейской  правовой культуры сыграло городское  право. В основном это было писаное  право. Его положения фиксировались  городскими статутами, королевскими или  иными сеньориальными хартиями, пожалованными  городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы.

       Особое  место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием «папской революции» особенно большее развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках Греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.

       Каноническое  право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку  его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно  не знало государственных границ и соединяло в единое целое  всех католиков. Каноническое право  отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян.

       В XI-XII вв. в период «папской революции» складывается «новое право» (jus novum). Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие «каноническое право» (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.).

       Процесс систематизации канонического права  в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль  в правовой жизни

западноевропейских  стран. Оно регламентировало организацию  церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между  священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д.). В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.

Информация о работе Средневековое право стран Западной Европы