Бюджетный процесс стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 04:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель выполнения данной работы: изучить особенности бюджетных процессов стран СНГ.
Для выполнения цели ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие бюджетного процесса.
2. Дать характеристику бюджетных процессов отдельных объектов: Казахстана, Украины, Белоруссии.
3. Выявить особенности бюджетных процессов стран Содружества Независимых Государств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного процесса……..………………5
1.1. Понятие бюджетного процесса…………………………………...5
1.2. Бюджетный доход………………………………………………….7
1.3. Бюджетные системы стран СНГ…………………………………..9
Глава 2. Характеристики бюджетных процессов стран СНГ………….……12
2.1. Бюджетный процесс Республики Казахстан………………………12
2.2. Бюджетный процесс Украины……………………………………...15
2.3. Бюджетный процесс Белоруссии………………………..................19
2.4. Бюджетный процесс в РФ…………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………..………………………31

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС СТРАН 2снг.doc

— 135.50 Кб (Скачать)


2

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного процесса……..………………5

1.1.           Понятие бюджетного процесса…………………………………...5

1.2.           Бюджетный доход………………………………………………….7

1.3.           Бюджетные системы стран СНГ…………………………………..9

Глава 2. Характеристики бюджетных процессов стран СНГ………….……12

              2.1. Бюджетный процесс Республики Казахстан………………………12

              2.2. Бюджетный процесс Украины……………………………………...15

              2.3. Бюджетный процесс Белоруссии………………………..................19

              2.4. Бюджетный процесс в РФ…………………………………………...22

 

Заключение………………………………………………………………………29

 

Список использованной литературы…………………..………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовые системы стран Содружества Независимых Государств (СНГ) формировались на общем постсоветском пространстве, что оказало существенное влияние на содержание бюджетных отношений в этих странах. В процессе исследования выделяются как общие, так и отличительные черты, характерные для отдельных стран и территорий. Одной из важных проблем современного этапа развития финансовых отношений в странах СНГ является совершенствование формирования доходов территориальных бюджетов.

Существующие доходные источники нельзя признать достаточными, и это является причиной несбалансированности многих территориальных бюджетов как в Российской Федерации, так и в других странах СНГ, в которых образовалось большое число дотационных территорий. Выравнивание бюджетов за счет межбюджетных трансфертов формирует у территориальных органов управления устойчивую зависимость от центральной власти. При этом нарушается связь между формированием доходов бюджета и их объективной основой - валовым внутренним продуктом территории. Возникает необходимость совершенствования процесса укрепления доходной базы бюджетов территорий, повышения роли собственных доходов.

Упорядочение процесса обеспечения финансовыми ресурсами полномочий органов власти и управления выступает важнейшим условием укрепления государственности на основе принципа финансовой самостоятельности.

Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы: «Бюджетный процесс в странах СНГ».

Цель выполнения данной работы: изучить особенности бюджетных процессов стран СНГ.

Для выполнения цели ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть понятие бюджетного процесса.

2. Дать характеристику бюджетных процессов отдельных объектов: Казахстана, Украины, Белоруссии.

3. Выявить особенности бюджетных процессов стран  Содружества Независимых Государств.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обуславливается актуальность выбранной темы, ставится цель, раскрываются задачи работы, определена структура курсовой работы.

В первой главе содержатся теоретические аспекты бюджетного процесса, изучается его состав и порядок.

Вторая глава содержит характеристику бюджетных процессов республики Казахстан, Украины, Белоруссии.

Завершается работы заключением и списком использованной литературы.

При выполнении работы использованы учебные материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

1.1.           Понятие бюджетного процесса

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Основными этапами бюджетного процесса являются формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ. Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного caмоуправления: рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении; осуществляют контроль за обоснованностью формирования и исполнения бюджетов; формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления: осуществляют составление бюджета; вносят проект бюджета с необходимыми материалами и документами на утверждение законодательных (представительных) органов; исполняют бюджет, представляют отчет об его исполнении на утверждение законодательных (представительных) органов.

Базовыми макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета являются объем ВВП и темпы его роста в очередном финансовом году, предполагаемый уровень инфляции и др. Составление проектов бюджетов всех уровней основывается на Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой политики страны и соответствующей территории на очередной финансовый год. Непосредственную работу по формированию федерального бюджета РФ организует Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В течение всего периода формирования проекта федерального бюджета осуществляется согласование бюджетных заявок министерств, ведомств, других структур, а также территорий с возможностями федерального бюджета, изыскиваются возможности увеличения его доходов.

Подготовленный проект федерального бюджета, а также необходимые расчеты и материалы к нему вносятся Правительством РФ в Государственную Думу, которая рассматривает его в четырех чтениях. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год направляется в Совет Федерации, где рассматривается в установленном Конституцией РФ порядке. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ со дня его официального опубликования. Аналогичная процедура составления, рассмотрения и утверждения бюджета проходит на территориальном и местном уровнях.

Исполнение бюджета имеет своей целью обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных. Оперативный документ, на основании которого осуществляется исполнение бюджета - бюджетная роспись. Исполнение бюджета по доходам означает мобилизацию установленных в законе о бюджете сумм налогов, сборов и других платежей и их распределение по уровням бюджетной системы. Исполнение бюджета по расходам означает осуществление финансирования расходов, предусмотренных в бюджете в соответствии с бюджетной росписью.

Важнейшей составной частью бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджетов всех уровней.

 

              1.2. Бюджетные доходы

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налог ( до 90% всех поступлений ).

Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Налоги выполняют две функции: фискальную ( образует государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства) и экономическую ( использует для воздействия на экономику, прежде всего через распределение национального дохода ).

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара*); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Помимо налогов источниками государственного бюджета являются:

      государственные займы они осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) у внебюджетных фондах ( например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда ) и в порядке получения кредитов у банков ( эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями ). Их доля в государственном бюджете составляет от 10% до 20%;

      эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Использование эмиссии денег для пополнения казны является на самом деле формой налогообложения - инфляционным налогом. Инфляционный налог - это те потери, которые несут владельцы денег из-за инфляционного роста цен. Предположим, что вы получили зарплату 100 тыс. рублей, норма инфляции 10% в месяц, следовательно, ваши потери будут составлять 10 тысяч рублей. Это и есть инфляционный налог. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

 

 

1.3. Бюджетные системы стран СНГ

В федеративном государстве бюджетная система включает в себя три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. В отечественной научной литературе процесс формирования доходов бюджетов территорий исследовался очень широко, причем как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Исходя из анализа существующих определений бюджета, представленных в нормативных документах и трудах экономистов, дано определение бюджета территорий: бюджет территории - это совокупность экономических отношений, складывающихся на уровне административно-территориального образования по поводу перераспределения валового внутреннего продукта территории, части национального богатства в целях формирования финансовой основы функционирования органов власти территории и местного самоуправления.

Под бюджетами территорий стран СНГ подразумеваются бюджеты регионального и местного уровней.

Во всех странах бюджеты различных уровней включают в себя доходы, расходы и источники финансирования бюджетного дефицита.

Под доходами бюджета следует понимать государственные и муниципальные финансовые ресурсы, поступающие в бюджеты различных уровней и не являющиеся источниками финансирования дефицита, необходимые для выполнения функций и задач государства и местного самоуправления.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе поступления денежных средств в распоряжение органов власти различных уровней. Состав доходов бюджетов территорий стран достаточно разнообразен. Доходы бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации, образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений. В Бюджетном кодексе Казахстана отсутствует определение налоговых и неналоговых доходов, а существует подразделение доходов на налоговые и неналоговые поступления, доходы от продажи основного капитала, официальные трансферты. В составе доходов бюджетов Республики Украина рассматриваются налоговые и неналоговые поступления, но при этом выделяются межбюджетные трансферты. В бюджетном законодательстве Республики Беларусь используются понятия «налоговые и неналоговые доходы», «безвозмездные перечисления», особо выделены «взносы на государственное социальное страхование».

С точки зрения закрепления доходов за бюджетами различных уровней в бюджетном законодательстве Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Украина предусмотрено выделение собственных доходов и межбюджетных трансфертов. Согласно ст. 4 Бюджетного кодекса РФ в настоящее время к собственным доходам бюджетов в Российской Федерации относятся налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления, закрепленные за бюджетами каждого уровня. К межбюджетным трансфертам относятся дотации, субсидии, субвенции и иные поступления на безвозмездной и безвозвратной основе из других бюджетов бюджетной системы страны. В Бюджетном кодексе Республики Беларусь предусмотрено понятие собственных и регулирующих доходов.

Информация о работе Бюджетный процесс стран СНГ