Бюджетный процесс стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 04:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель выполнения данной работы: изучить особенности бюджетных процессов стран СНГ.
Для выполнения цели ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие бюджетного процесса.
2. Дать характеристику бюджетных процессов отдельных объектов: Казахстана, Украины, Белоруссии.
3. Выявить особенности бюджетных процессов стран Содружества Независимых Государств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного процесса……..………………5
1.1. Понятие бюджетного процесса…………………………………...5
1.2. Бюджетный доход………………………………………………….7
1.3. Бюджетные системы стран СНГ…………………………………..9
Глава 2. Характеристики бюджетных процессов стран СНГ………….……12
2.1. Бюджетный процесс Республики Казахстан………………………12
2.2. Бюджетный процесс Украины……………………………………...15
2.3. Бюджетный процесс Белоруссии………………………..................19
2.4. Бюджетный процесс в РФ…………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………..………………………31

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС СТРАН 2снг.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Наиболее полно отражает современное состояние бюджетных отношений стран СНГ деление доходов бюджетов на собственные и перераспределяемые, так как это позволяет количественно и качественно оценить финансовую самостоятельность территории.

Управление доходами бюджетов территорий представляет собой достаточно сложный процесс воздействия на финансовые отношения государства и регионов. При этом может быть эффективным использование современных методов и способов, применяемых в финансовом менеджменте коммерческих организаций. Прямое перенесение приемов корпоративного управления в бюджетную сферу невозможно, однако целесообразна их адаптация. Соответственно, в теорию и практику бюджетного процесса вводится понятие бюджетного менеджмента, который определяется  как система программно-целевого управления бюджетами различных уровней в целях оптимизации повышения эффективности формирования доходов и расходов бюджетов.

В теории финансов выделяются такие функции бюджета, как распределительная и контрольная. Вместе с тем в теории менеджмента выделяются такие функции, как планирование, организация, мотивация, контроль. В соответствии с этим подходом функциями бюджетного менеджмента являются:

   - прогнозирование;

   - планирование;

   - распределение;

   - перераспределение;

   - оперативное управление;

   - мотивация;

   - контроль.

Развитие и совершенствование бюджетного менеджмента предусматривает применение в качестве метода управления и контроля бюджетного мониторинга, который определяется нами как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием бюджета в текущем периоде. При этом производится наблюдение за состоянием количественных и качественных факторов, оказывающих воздействие на процесс формирования доходов бюджетов территории.

 

 

 

 

 

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

СТРАН СНГ

 

2.1. Бюджетный процесс Республики Казахстан

Большинство российских экспертов считает, что по многим направлениям бюджетной реформы Казахстан продвинулся гораздо дальше других стран СНГ. Находясь в составе СССР, у всех союзных государств были общие правила, которым они подчинялись, бюджетная система страны была чрезвычайно централизована. И поэтому после распада Союза естественным образом встал вопрос, встала острая необходимость найти новые пути построения экономики и формирования социально-экономической политики стран.

Началу коренных преобразований в Казахстане способствовала большая политическая воля; были разработаны и утверждены основополагающие законы, регулирующие сферу экономических отношений и явившиеся базой для дальнейших преобразований. В связи с тем, что в то время еще не было парламента, законы утверждались указами президента.

Период 1991-1997 годов был, наверное, основным этапом становления новых экономических отношений. Проведение экономических реформ в республике требовало реформирования и бюджетной системы.

Возвращаясь к середине 1990-х годов, важно подчеркнуть, что в Казахстане были созданы базовые основы системы казначейства, которая в практике государственных финансов бывшего Советского Союза как система не существовала. Самый трудный вопрос, который был решен и осуществлен в то время - это открытие единого казначейского счета в Национальном банке. Вопрос о его открытии поднимался еще в декабре 1994 года, так как существовавшая тогда практика ведения Национальным банком отдельных доходных и расходных счетов без возможности их взаимной увязки через единый главный счет препятствовала эффективности контроля и являлась нарушением основного бухгалтерского принципа.

Поэтому с июля 1996 года все операции по зачислению и списанию общих сумм доходов и произведенных кассовых расходов республиканского бюджета начали проводиться через единый казначейский счет.

В 1997 году на основе требований международных стандартов была разработана и внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов, позволяющая вести прозрачную статистику государственных финансов и взаимоувязать расходы бюджетов всех уровней с выполнением программных задач государства.

В 1998 году в результате проведенного функционального анализа государственного сектора, чему и способствовало введение новой бюджетной классификации, произошла оптимизация организаций, финансируемых из бюджета. Организации, финансируемые из государственного бюджета, были разделены на два вида - государственные учреждения и государственные предприятия, что позволило передать ряд несвойственных государственных функций в конкурентную среду и провести четкую грань между бюджетной сферой и конкурентным сектором. С 2002 года было введено такое понятие, как паспорт бюджетной программы. Это основной документ оценки деятельности администратора бюджетных программ по выполнению возложенных на него функций.

Паспорт бюджетной программы определяет стоимость бюджетной программы, нормативно-правовую основу, источники финансирования, цель, задачи, мероприятия по реализации программы, ожидаемые результаты ее реализации, ответственных исполнителей и сроки реализации.

Наличие такого документа дисциплинирует государственные органы и обеспечивает контроль за ходом реализации бюджетных программ. Кроме того, паспорт бюджетных программ обеспечивает гласность расходования администратором программ своих бюджетных средств, поскольку он публикуется. Сегодня любой паспорт бюджетных программ можно найти в базе законодательства, посмотреть на соответствующих сайтах в Интернете.

До середины 2002 года экономическое и бюджетное планирование осуществлялись отдельно Министерством экономики и торговли и Министерством финансов. Такое положение в некоторой степени создавало трение в процессах взаимоувязки приоритетов бюджетной политики и тенденций экономического развития.

Поэтому в 2002 году было создано Министерство экономики и бюджетного планирования, которое в настоящее время играет роль координатора проводимых реформ и генератора экономической и бюджетной политики.

Проведенные за этот период преобразования объективно создали предпосылки для разработки проекта Бюджетного кодекса. Необходимо было упорядочить и систематизировать действующие нормы законодательства в бюджетной системе и обеспечить их более гибкую структуру.

Если говорить тезисно, то Бюджетным кодексом установлены: усовершенствованные принципы бюджетной системы, которые значительно повысят бюджетную прозрачность и подотчетность; четко выстроенный бюджетный процесс, включая разработку, рассмотрение, утверждение, исполнение и уточнение бюджета, введение отчетности и контроля за исполнением бюджета; механизмы обеспечения бюджетной дисциплины; представление на рассмотрение бюджетной комиссии всех проектов законодательных актов и постановлений, касающихся увеличения расходов или сокращения доходов бюджетов; стимулирование эффективного и результативного использования выделенных средств; обеспечение и усиление подотчетности исполнительной власти Парламенту; обеспечение прозрачности действий правительства для общества; четкое распределение функций и обязанностей органов, участвующих в бюджетном процессе (Президента, Парламента, Счетного комитета, министерств и других государственных органов), и это обеспечит баланс власти между соответствующими органами; прозрачность деятельности Национального фонда через регламентацию формирования и использования его средств; межбюджетные отношения - усиление самостоятельности бюджета, разграничение доходов и расходов всех уровней бюджетов, установление размеров бюджетных субвенций и изъятий на трехлетней основе; разработка прозрачной и логичной методологии расчета межбюджетных трансфертов.

На Бюджетный кодекс возложено решение многих задач, стоящих перед Правительством и местными исполнительными органами власти и продиктованными современным состоянием экономики и требованиями общества. Бюджетный кодекс предполагается введен в действие с 2005 года.

 

2.2. Бюджетный процесс Украины

Порядок составления, исполнения и составления отчета об исполнении государственного бюджета Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона «О бюджетной системе Украины». Статьи 13, 14, 15 этого закона регламентируют составление и исполнение местных бюджетов, а ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. регламентирует полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере.

Бюджетный процесс - регламентированный законодательством порядок создания, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнения и контроль за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины. Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины.

Правовое регулирование бюджетного процесса в Украине осуществляется в соответствии с Конституцией Украины (п.4,14 ст.85; п.1 ст. 94; ст.ст. 95-98; п.6 ст.116; п.4 ст.119; п.4 ст.138; ст. 143).

I. Первая стадия - составление проекта бюджета, представляет собой деятельность по разработке пакета документов (проекта бюджета), либо приятием соответствующий правовых актов (Закон, Постановления, Решения сессии местного совета).

II. Вторая стадия - рассмотрение и утверждение, начинается с момента предоставления проекта бюджет на рассмотрение в Верховный совет или Местные советы и завершается принятием Закона о государственном бюджете либо решением сессии Местного совета на планируемый год.

III. Третья стадия - исполнения и составления отчета об исполнении начинается с 1 января планируемого года и завершается утверждением отчета об исполнении бюджета.

Порядок и сроки составления проекта бюджета (государственного) определяет Кабинет Министров Украины. Сроки представления на рассмотрение и утверждение устанавливает Президент Украины или Президиум Верховного Совета Украины. По местным бюджетам эти функции принадлежат местной администрации и соответствующему Совету народных депутатов.

Верховный Совет не позднее 15 июня текущего года разрабатывает и представляет Президенту Украины на рассмотрение специальное постановление (бюджетную резолюцию) об основных направлениях бюджетной политики на наступающий бюджетный год (ст.26 Закона «О бюджетной системе Украины»).

Стадия составления проекта государственного бюджета Украины завершается в момент представления его Кабинетом Министров Украины - Верховному Совету Украины для последующего рассмотрения и утверждения (п.4 ст.85 Конституции Украины). По местным бюджетам проекты администрация представляет местному Совету народных депутатов.

Проект Закона Украины о бюджете Украины на соответствующий бюджетный год должен соответствовать «Правилам оформления Закона Украины о государственном бюджете Украины». Работа по составлению проекта бюджета, как правило, начи-нается за пять - шесть месяцев до начала планируемого года.

Проект бюджета составляется на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства или отдельного региона. При разработке государственного бюджета в основу принимаются научно обоснованные экономические нормативы, проекты сводных балансов доходов и расходов, сводные сметы расходов министерств и ведомств, балансы доходов и расходов предприятий и учреждений, состоящих на республиканском бюджете не входящих в состав министерств и ведомств.

Проект государственного бюджета по техническому оформлению представляет собой пакет расчетов по доходам и расходам, построенных в полном соответствии с бюджетной классификацией по разделам, главам, параграфам и статьям, отражающих экономическое содержание включаемых мероприятий. Юридическое значение проекта бюджета состоит в том, что разработка его осуществляется на основе финансово-правовых норм действующего законодательства по доходам - системы налогообложения и устанавливаемых обязательных платежей; ставок налогообложения, применяемых льгот, сроков уплаты, по расходам - научно-обоснованных и утвержденных экономических нормативов; установленного порядка финансирования отраслей народного хозяйства и отдельных мероприятий.

Рассмотрение и утверждение бюджета.

Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета. Представленный Верховному Совету проект государственного бюджета передается постоянной комиссии по вопросам планирования, бюджета, финансов и цен для рассмотрения и подготовки проекта к утверждению.

Стадию рассмотрение и утверждение бюджета условно можно разделить на два этапа:

предсессионное рассмотрение проекта бюджета, т.е. подготовка его к рассмотрению на сессии Верховного Совета;

рассмотрение и утверждение проекта на сессии.

Постоянная комиссия Верховного Совета Украины по вопросам планирования, бюджета, финансов и цен, после анализа проекта бюджета рассматривает его по различным направлениям своей деятельности. К ним относятся: контроль и выборочные проверки с изучением хозяйственной деятельности на местах; заслушивание на заседаниях постоянной комиссии руководителей министерств и ведомств; рассмотрение проекта бюджета на совместных заседаниях с привлечением отраслевых и функциональных постоянных комиссий.

Информация о работе Бюджетный процесс стран СНГ