Бюджетный процесс стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 04:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель выполнения данной работы: изучить особенности бюджетных процессов стран СНГ.
Для выполнения цели ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие бюджетного процесса.
2. Дать характеристику бюджетных процессов отдельных объектов: Казахстана, Украины, Белоруссии.
3. Выявить особенности бюджетных процессов стран Содружества Независимых Государств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного процесса……..………………5
1.1. Понятие бюджетного процесса…………………………………...5
1.2. Бюджетный доход………………………………………………….7
1.3. Бюджетные системы стран СНГ…………………………………..9
Глава 2. Характеристики бюджетных процессов стран СНГ………….……12
2.1. Бюджетный процесс Республики Казахстан………………………12
2.2. Бюджетный процесс Украины……………………………………...15
2.3. Бюджетный процесс Белоруссии………………………..................19
2.4. Бюджетный процесс в РФ…………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………..………………………31

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС СТРАН 2снг.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
text-align:justify">Завершается предварительное рассмотрение проекта бюджета составлением постоянной комиссией по вопросам планирования, бюджета, финансов и цен заключения по планированию бюджета. Проект государственного бюджета вместе с заключением постоянной комиссии по вопросам планирования, бюджета, финансов и цен представляется Президиуму Верховного Совета, что даёт основание для рассмотрения проекта бюджета на сессии Верховного Совета Украины.

Второй этап рассмотрения проекта государственного бюджета Украины проходит на сессии Верховного Совета Украины и начинается с доклада Министра финансов Украины от имени правительства. Вторым выступает председатель постоянной комиссии по вопросам планирования, бюджета, финансов и цен. Только после этого выступают народные депутаты с обсуждением проекта бюджета. Завершается обсуждение проекта выступлением Министра финансов с заключительным словом и голосованием по отдельным направлениям бюджета.

За Верховным Советом Украины, единственным органом законодательной власти, (п.4 ст.85 Конституции Украины) закреплено право на утверждение государственного бюджета, осуществление контроля за ходом его выполнения, утверждение отчета об исполнении и внесении изменений в государственный бюджет Украины. Верховный Совет по одобренному бюджету принимает Закон «О государственном бюджете Украины» на новый бюджетный год, который публикуется в официальных источниках.

Третьей завершающей и решающей стадией является исполнение бюджета (государственного или местного) и составление отчета об исполнении бюджета. Фактическое исполнение бюджета начинается с 1 января и завершается 31 декабря каждого календарного года. Стадия бюджетного процесса продолжается до созыва сессии Верховного Совета Украины (местного Совета), принимающей бюджет на следующий год. При стабильной экономической обстановке сессии, как правило, проводились в ноябре или декабре предшествующего года, таким образом последняя стадия бюджетного процесса охватывает период в один год десять - одиннадцать месяцев.

Выполнение и предоставление отчета об исполнении государственного бюджета Украины, в соответствии со ст.97 и п.6 ст.166 «Конституции Украины», возложено на Кабинет Министров Украины, контроль за использованием бюджетных средств в соответствии со ст.2 Закона Украины «О счетной палате Верховного Совета Украины» и ст. 98 «Конституции Украины» от имени Верховного Совета осуществляет Счетная палата. Утверждение отчета об исполнении государственного бюджета Украины в соответствии со п.4 ст.85 «Конституции Украины» осуществляет Верховный Совет.

Выполнение и предоставление отчета об исполнении местных бюджетов возложено на местные государственные администрации соответствующих территорий (ст.119 п.4,5 «Конституции Украины»).

Исполнение бюджета осуществляется в соответствии с росписью бюджета, составленной на основании утвержденного бюджета.

Роспись бюджета (поквартальная разбивка) - это планово-финансовый акт оперативного управления исполнением доходной и расходной частей бюджета, построенный в строгом соответствии с бюджетной классификации. Роспись утверждается Министром финансов Украины и носит силу нормативного акта, обязательного к исполнению всеми субъектами.

 

2.3. Бюджетный процесс Республики Беларусь

Все основы государственной бюджетной политики находят свое выражение в актах специального бюджетного законодательства. Бюджетное законодательство в целом и особенно Закон о бюджете является весьма специфичным законодательным актом, начиная от его подготовки, поскольку здесь минимизировано участие юристов, а большинство работ, связанных с подготовкой Закона о бюджете, выполняет во всех странах Министерство финансов.

В любом парламенте Закон о бюджете - это самый напряженный закон, на котором, как правило, депутаты заостряют свое внимание.

Дело в том, что если американская модель законодательства допускает наличие в целом ряде законов норм о выделении государственных средств на те или иные нужды, то построение советской системы законодательства и впоследствии систем законодательств стран СНГ основано на концентрации бюджетных норм и специальных законов. Как правило, это ежегодные законы о бюджете.

В соответствии с единым правовым классификатором в Республике Беларусь, бюджетное законодательство является частью законодательства о финансовой кредитной системе и представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, определяющих бюджетное устройство государства, его субъектов, регулирующих отношения по поводу распределения бюджетных средств между бюджетами разного уровня, их расходования, а также актов, устанавливающих порядок формирования и исполнения бюджетов, осуществление финансового контроля, формирования внебюджетных фондов и ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Определяющее влияние на бюджетное законодательство оказывают нормы конституционного, административного, налогового и банковского права. Так, существующее административно-территориальное отделение обуславливает формирование бюджетов на соответствующих уровнях, а действующая двухуровневая система налогообложения закрепляет деление на республиканские и местные бюджеты.

Основными законами в Республике Беларусь в бюджетном законодательстве следует считать Закон от 4 июня 1993 года "О бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах" и Закон от 5 мая 1998 года "О бюджетной классификации".

Отличительной особенностью бюджетного законодательства любой страны является то, что каждый календарный год принимается Закон о бюджете а также закон об утверждении отчетов об исполнении республиканского бюджета за предыдущий финансовый бюджетный год. Соответственно, в Беларуси постановления правительства, акты соответствующих республиканских органов государственного управления направлены на реализацию соответствующих норм Закона о бюджете.

В Беларуси в последнее время наметилась тенденция, что одновременно с Законом о бюджете принимается закон, устанавливающий особенности налогообложения в конкретном году.

И еще одной особенностью бюджетного законодательства является то, что в нем, как правило, практически нет нормативных актов главы государства. За исключением отдельных декретов президента, таких, как, допустим, Декрет № 10 "Об образовании местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов". Однако президент имеет достаточно большие и широкие полномочия в области бюджетного строительства. Ему предоставлено, делегировано право своими указами в исключительных случаях уточнять отдельные показатели бюджета Республики Беларусь.

Необходимость создания единой системы бюджетного законодательства, консолидированного нормативно-правового акта, комплексно регулирующего отношения в области формирования и исполнения республиканского и местных бюджетов, а также требования унификации законодательств Беларуси и России обусловили разработку в данной области кодифицированного акта. Беларусь - последняя из стран-участников соглашения о формировании единого экономического пространства - приступила к созданию бюджетного кодекса.

 

 

 

 

 

 

 

              2.4. Бюджетный процесс в РФ

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

      финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);

      органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);

      органы государственного (муниципального) контроля.

Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

Участники бюджетного процесса: Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; органы государственных внебюджетных фондов; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта бюджета основывается:

      на бюджетном послании Президента РФ;

      прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;

      основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

      прогнозе сводного финансового баланса;

      плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии за последний финансовый год и прогноза на планируемый финансовый год. Баланс финансовых ресурсов — это баланс всех доходов и расходов. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза на следующий год. План развития государственного или муниципального сектора экономики включает в себя перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации государственного или муниципального имущества, сведения о предельной платной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств; план предоставления услуг бюджетными учреждениями.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; разработка Министерством финансов РФ основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов. Одновременно Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении МРОТ и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств из бюджета, уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

Второй этап формирования бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетных средств в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией.

Разработка и согласование показателей проекта бюджета завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего финансовому году. С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов, а также другие документы, утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Проект закона о бюджете содержит основные характеристики бюджета: общий объем доходов и расходов, дефицит бюджета; доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям; нормативы отчислений от доходов в пользу бюджетов других уровней; расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; доходы и расходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней; распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств и другие показатели.

В составе расходов указываются лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов.

Проект бюджета и другие документы вносятся на рассмотрение законодательного органа РФ, субъекта РФ, местного самоуправления. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Эти законы должны быть утверждены до начала финансового года. Если закон о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то вводится временное управление бюджетом.

Информация о работе Бюджетный процесс стран СНГ