Опыт стран Центральной и Восточной Европы в инвестиционном процессе применительно к Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Мировой инвестиционный процесс претерпевает существенные изменения с конца 80 х годов прошлого века. Это обусловлено тем, что ряд стран Азии, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), переходя на рыночные рельсы, открылся для мировой экономики.
Само определение «страны с переходной экономикой» необходимо для описания изменений инвестиционного климата в этих странах, а также особенностей курса инвесторов. Что касается последних, то это связано с определенными издержками, с которыми сталкиваются и могут сталкиваться инвесторы: с одной стороны, использование партнерами ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что некоторые из этих стран еще не освободились полностью от традиций административного управления и имеют склонность к вмешательству в инвестиционный процесс, а с другой – необходимых ограничений стороной, принимающей инвестиции для защиты своего еще слабого национального рынка.

Файлы: 1 файл

Опыт стран Центральной и Восточной Европы в инвестиционном процессе.docx

— 118.09 Кб (Скачать)

Опыт  стран Центральной и Восточной  Европы в инвестиционном процессе применительно к Беларуси

 

Мировой инвестиционный процесс претерпевает существенные изменения с конца 80 х годов прошлого века. Это обусловлено  тем, что ряд стран Азии, Центральной  и Восточной Европы (ЦВЕ), переходя на рыночные рельсы, открылся для мировой  экономики.

Само определение «страны с  переходной экономикой» необходимо для описания изменений инвестиционного  климата в этих странах, а также  особенностей курса инвесторов. Что  касается последних, то это связано  с определенными издержками, с  которыми сталкиваются и могут сталкиваться инвесторы: с одной стороны, использование  партнерами ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что  некоторые из этих стран еще не освободились полностью от традиций административного управления и  имеют склонность к вмешательству  в инвестиционный процесс, а с  другой – необходимых ограничений  стороной, принимающей инвестиции для  защиты своего еще слабого национального  рынка.

В условиях переходных экономик инвестиционная активность за счет внутренних ресурсов часто сдерживается из за растущих неплатежей и задолженностей в национальной экономике различных государственных  и негосударственных, корпоративных  и единичных субъектов хозяйственных  отношений, низкой эффективности налоговой  системы.

В переходных экономиках отсутствуют  развитые финансовые рынки и банковский сектор. Как правило, в финансировании инвестиций слабо и неактивно  участвуют банки и тем более  граждане. Как показала практика, использование  формы раздела продукции с  иностранным инвестором оказалось  мало эффективным и возможно лишь в отдельных случаях. В ряде отдельных национальных не решаются предложить на рынке существенный пакет акций, чтобы заинтересовать инвестора. Иначе говоря, часто приходится рассчитывать только на собственные внутренние ресурсы фирмы или отрасли. Хотя стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о роли несовершенства финансового рынка в инвестиционной функции. Некоторые считают, что это не столь значимо [4, c.33].

В силу временной и качественной слабости рыночного механизма в  странах ЦВЕ значительную роль играют иностранные инвестиции как в виде прямых вложений капитала, так и при влечения в эти страны новых производств и технологий.

Страны с переходной экономикой, привлекая иностранные инвестиции, рассчитывают с их помощью решить ряд среднесрочных и текущих  проблем национальной экономики:

– расширение налогооблагаемой базы;

– увеличение доходной части бюджета;

– повышение конкурентоспособности  национальной продукции;

– диверсификации национального экспорта и т.д.

Основные способы привлечения  прямых иностранных вложений могут  быть следующие:

– привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

– создание совместных предприятий (в  том числе за счет продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций  национальных акционерных обществ);

– организация свободных экономических  зон, направленная на активное привлечение  зарубежных инвесторов в определенные регионы страны для со здания национальной базы продвину той рыночной экономики или решения локальных задач, связанных с проблемами того или иного региона и отдельной территории;

– регистрация принимающей стороной предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу и др. [1, c.120].

В 90-е годы прошлого столетия наблюдалась тенденция увеличения притока иностранных инвестиций. В подавляющем большинстве государств, где прежде существовало множество ограничений на доступ иностранного капитала и жесткий контроль за его деятельностью, был пересмотрен общий инвестиционный режим в направлении максимально полного включения прямых зарубежных инвестиций в стратегию экономического развития и роста. Следует отметить, что были открыты для зарубежных инвестиций сектора национальной экономики, традиционно считавшиеся стратегически важными для безопасности принимающих стран (военно-промышленный комплекс, энергетика, транспорт, телекоммуникации и др.). Кроме того, начинался процесс приватизации государственных предприятий и создание новых коммерческих частных структур.

Более того, многие государства сделали  акцент на разработку и внедрение мер, которые должны были способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику своих стран. В целом это выразилось в либерализации государственной инвестиционной политики. Такая политика была продолжена и в последующие годы.

Практически все эти изменения (94%) были направлены на создание более благоприятных условий для деятельности ТНК, и лишь оставшиеся 6% вводили дополнительные меры контроля над их инвестициями [8, c.112]. Но в разные годы и в различных регионах имелась своя специфика характера и форм либерализации. Например, процесс либерализации был более активен в странах Центральной Европы, а в странах СНГ – менее активен или сопровождался определенными откатами и ограничениями по отраслям и регионам.

К середине 90-х годов ресурс привлечения в экономику новых инвестиций за счет общей либерализации их регулирования оказался исчерпанным. Основное внимание теперь стало уделяться качественным условиям привлечения иностранных инвестиций и качеству регулирования инвестиционного процесса. В сферу государственной политики попали вопросы, связанные с непосредственными условиями функционирования капитала, в том числе иностранного. Именно в этой сфере наблюдалась растущая конкуренция между странами, стремящимися привлечь за счет повышения качества и гарантий иностранные капиталовложения и максимально использовать их для реализации национальной стратегии хозяйственного развития [4, c.40].

Так, устранение препятствий для привлечения прямых инвестиций было дополнено изменением национальных стандартов, относящихся к филиалам иностранных компаний. В частности, большинство стран гарантируют иностранным фирмам юридическую защиту капиталовложений, а также подтверждают режим наибольшего благоприятствования, гарантируют равный подход и свободный перевод прибылей, репатриацию капитала и справедливое разрешение споров. Большую роль играет в этом контексте принятие и совершенствование законодательства о конкуренции, призванного обеспечить эффективное функционирование рынков с участием национального и иностранного капиталов.

Позитивное влияние иностранных  инвестиций на экономику и внешнеэкономическую деятельность связано с возможностями развития высокотехнологичных производств, ориентированных на экспорт. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции является необходимым условием занятия этими странами своей ниши в мировом хозяйстве, развития их внешней торгов ли на качественно ином уровне.

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) влияет на структурную перестройку экономики рассматриваемых стран. При сохранении в целом доли промышленного производства, куда направлялась примерно половина иностранных капиталовложений, увеличилось значение производственной инфраструктуры: транспорта, связи, складского хозяйства, банковских услуг. Прямые иностранные инвестиции в ЦВЕ характеризуются высокой динамикой роста и, соответственно, играют возрастающую роль в экономике стран региона.

В первую очередь это относится к таким странам, как Венгрия, Польша, Чехия и Словения. В последнее время к этой группе приближается Словакия. Основная доля иностранных инвестиций (3/5) поступила в ЦВЕ из Евросоюза (Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия) [1, c.128].

Приток ПИИ в страны ЦВЕ был  связан с процессами приватизации. При этом уровень таких инвестиций, особенно в расчете на душу населения, определялся не столько величиной экономики, сколько возможностями выгодного участия в приватизации.

На приобретение объектов в рамках приватизации направлялось свыше половины ПИИ. Наиболее активно вкладываются ПИИ в крупные промышленные центры, чему способствует развитая инфраструктура, близость аэропортов, автомобильные  и железнодорожные магистрали, доступность квалифицированной рабочей силы и связи с административно управленческими центрами.

Следует обратить внимание на то, что  в странах ЦВЕ разместили свои производства ТНК, региональная стратегия  которых связана с планами  рационализации производства в европейском  и мировом масштабах.

Особенно широко представлены автомобильные концерны: «Volkswagen» ( В е н г р и я, П о л ь ш а, С л о в а к и я, Ч е х и я), «Fiat» ( П о л ь ш а), «General Motors» (Венгрия, Польша), «Renault» ( П о л ь ш а).

Крупные капиталовложения в ЦВЕ имеют также «Henkel», «Siemens», «Coca Cola» и др.[4, c.37].

Безусловно, вложение иностранного капитала в национальную экономику какой либо страны тесно связано с определением различного рода рисков и издержек. Хотя ссудный капитал в форме кредита или займа способствует решению вопроса с финансированием дефицита платежного баланса страны и стимулирует внешнюю торговлю. Но, как известно, кредиты рано или поздно необходимо возвращать, да еще в течение всего периода заимствования следует выплачивать проценты за пользование ими. Эффективность же кредита для экономики заимствующей страны можно увидеть только со временем, а то и после его использования.

Предпринимательский иностранный капитал в этом отношении более выгоден, т.к. может пополнить национальные ресурсы для инвестирования, непосредственно стимулировать производство, создать дополнительные рабочие места, способствовать внедрению высокотехнологичного оборудования, повысить качество выпускаемой продукции и рабочей силы и специалистов. Но и в этом случае необходимо учитывать издержки.

Во-первых, иностранный предпринимательский капитал в форме прямого участия в акционерном капитале вкладывается одноразово или частями.

Во-вторых, иностранный предпринимательский капитал, как правило, стремится прийти в те отрасли национальной экономики, где нет ограничений для его применения и, конечно, где можно получить максимальную норму прибыли, т.е. преимущественно в добывающих отраслях экономики.

Что касается периода масштабного  притока инвестиций в структурную  перестройку промышленности и повышения  ее конкурентоспособности на внешнем  рынке (за исключением отдельных  случаев), то в странах ЦВЕ он еще не наступил, а результаты инвестиций в основную массу национальных предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, были далеко не всегда успешными. Не были достигнуты экономические показатели, необходимые для сокращения отставания от стран Западной Европы, так как ПИИ развитых стран ориентировались в первую очередь на сиюминутные выгоды транснациональных корпораций от широкой либерализации внешней торговли и открытия внутреннего рынка этих стран.

При более активном включении продукции  стран ЦВЕ в международный оборот возникают известные проблемы, связанные с обеспечением национальной экономической безопасности. Возросла зависимость экономики стран ЦВЕ, связанная с изменениями конъюнктуры в западных странах от деятельности и решений ТНК. Банкротства, слияния и поглощения крупнейших мировых компаний стали оказывать гораздо большее влияние на социально экономическое положение в этих странах, которые также сталкиваются с увеличением вывоза за границу прибылей от деятельности совместных предприятий (СП) и связанными с этим проблемами платежного баланса.

Ряд национальных отраслей экономики  переживает стагнацию. Сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, строительство, здравоохранение и некоторые  другие отрасли пока не привлекают внимание иностранных инвесторов.

Например, западно-европейские компании не вкладывают заметных средств в развитие туризма, чтобы не создавать конкурентов в этой высокодоходной сфере бизнеса, способствующей комплексному развитию национальных территорий.

Несколько снизилась доля оптовой  и розничной торговли. Определяющим фактором торговой конкуренции в  странах ЦВЕ стал приход на их рынки  специализированных западных компаний («Correfour», «Теsco», «МETRO» и др.), создающих сети гипер- и супермаркетов. Это приводит к снижению цен, прежде всего продовольственных товаров, и вытеснению с внутреннего рынка местных сельхозпроизводителей и мелких торговцев, которые не способны выдержать западную производственную и ценовую конкуренцию.

В связи с этим рынки стран  ЦВЕ на современном этапе представляют интерес прежде всего с точки зрения сбыта на них продукции и вывоза капитала по каналам внешней торговли.

Таким образом, иностранные инвестиции не решают актуальную для стран ЦВЕ задачу – подъем отсталых, периферийных регионов. Неоднозначное влияние ПИИ оказывают на развитие производства в странах ЦВЕ. С одной стороны, иностранные инвесторы, безусловно, способствуют его интенсификации, приносят новые технологии и ноу-хау, управленческий опыт и, как правило, обеспечивают высокий рост производительности труда совместных предприятий (особенно по сравнению с национальными).

Вместе с тем крупные иностранные  компании на внутреннем рынке стран  ЦВЕ проводят политику подавления национальных исследований и прогрессивных промышленных производств. Это отвечает правилам стратегии ТНК, сосредотачивающих  исследования в материнских организациях. Нередко инвестиции направляются на закрытие конкурирующих производств, перевод их в режим доработки  и складирования. Все это приводит к высвобождению рабочей силы.

Информация о работе Опыт стран Центральной и Восточной Европы в инвестиционном процессе применительно к Беларуси