Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:10, дипломная работа
Словарный состав языка и обслуживающий его механизм словообразования дают богатейший материал для наблюдений, размышлений и обобщений. Представляя собой систему, лексика пребывает в постоянном движении.
Функционирование языка сопряжено с исчезновением одних слов, с появлением других, со сдвигами в значении третьих, с изменением стилистического статуса четвертых.
Историческая лексикология убеждает нас в том, что слова создаются из реально существующего в языке материала и по его моделям, продуктивным в современном языке.
способы словообразования современного французского языка
ВВЕДЕНИЕ
Словарный состав языка и обслуживающий его механизм словообразования дают богатейший материал для наблюдений, размышлений и обобщений. Представляя собой систему, лексика пребывает в постоянном движении.
Функционирование
языка сопряжено с
Историческая лексикология убеждает нас в том, что слова создаются из реально существующего в языке материала и по его моделям, продуктивным в современном языке.
Объектом данного исследования являются способы словообразования современного французского языка. Выбор темы обусловлен ее актуальностью, так как в процессе развития языка, в частности, его лексического состава, совершенствуются способы словообразования, появляются новые словообразовательные модели и словообразовательные типы.
Цель работы - провести анализ словообразовательной системы французского языка и выявить новые тенденции в образовании новых слов.
Проблемами словообразования французского языка занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: Ж. Дюбуа, А. Доза, Ш. Балли, И.А. Цыбова, З.Н. Левит, С.В. Райлян, Э.А. Халифман, О.В. Раевская, М.Д. Степанова. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. ознакомиться с
основными понятиями
2. рассмотреть морфологические способы словообразования;
3. определить свою
позицию относительно тезиса
о существовании во
4. изучить новые словообразовательные модели и типы;
5. изучить телескопию
как активный способ
6. выявить процесс
перехода ненормативной
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как:
1) критический анализ литературных источников;
2) дескриптивный метод, который заключается в описании, объяснении и анализе изучаемых явлений;
3) количественный
метод, который заключается в
выявлении процентного
4) изучение отечественного и зарубежного опыта работы по данной теме;
5) метод сплошной выборки.
Материалом исследования
послужили периодические
Цель и конкретизирующие ее задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Введение содержит обоснование актуальности темы дипломной работы с изложением ее цели, задач и структуры.
В первой главе рассматривается язык как система, основные понятия словообразования, морфологические способы словообразования, а именно суффиксация, префиксация, словосложение и лексикализация, конверсия, заимствования, аббревиация, а также проблема существования параллельных словообразовательных систем.
Во второй главе
рассматриваются новые
В заключительной части подводятся общие итоги исследования по данной теме в соответствии с поставленными задачами.
Список использованной литературы включает 54 источника.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в представлении новых тенденций образования новых лексических единиц французского языка.
Практическая ценность
состоит в возможности
Дипломная работа прошла
апробацию в виде представления
на Катановских чтениях в 1999 году,
кроме того, ей предшествовала курсовая
работа, объектом изучения которой
явились новые
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
СОВРЕМЕННОГО ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
ЯЗЫК КАК СИСТЕМА
Язык является материальным средством общения людей, или, конкретнее, вторичной материальной, или знаковой системой, которую используют как орудие или средство общения. Без языка не может быть общения, а без общения не может быть общества, а тем самым человека.
Язык является продуктом целого ряда эпох, на протяжении которых он оформляется, обогащается, шлифуется. Язык связан с производственной деятельностью человека, а также со всякой иной деятельности человека во всех сферах его работы.
Следует отметить, что существуют множество мнений по поводу определения понятия "язык", но все эти определения можно свести к некоторой общей идее. Такой общей идеей является идея о том, что язык представляет собой функциональную материальную систему семиотического, или знакового, характера, функционирование которой в форме речи и есть ее использование как средства общения.
Язык как исключительно сложное образование может быть определен с разных точек зрения в зависимости от того, какая сторона или стороны языка выделяются. Определения возможны: а) с точки зрения функции языка (или функций языка): язык есть средство общения людей и, как таковое, есть средство формирования, выражения и сообщения мысли; б) с точки зрения устройства (механизма) языка: язык есть набор некоторых единиц и правил использования этих единиц, то есть комбинирование единиц, эти единицы воспроизводятся говорящими в данный момент; в) с точки зрения существования языка: язык есть результат социального, коллективного навыка "делание" единиц из звуковой материи путем сопряжения некоторых звуков с некоторым смыслом; г) с семиотической точки зрения: язык есть система знаков, то есть материальных предметов (звуков), наделенных свойством обозначать что-то, существующее вне их самих; д) с точки зрения теории информации: язык есть ход, с помощью которого кодируется семантическая информация [18, 11].
Приведенные выше определения взаимно дополняют друг друга и частично перекрещиваются и дублируют друг друга. Поскольку в едином определении вряд ли возможно дать достаточно полную характеристику языка, следовательно, нужно опираться на максимально общее определение, конкретизируя его по мере надобности теми или иными специальными характеристиками, являющимися универсальными. Одна из универсальных характеристик - системность языка.
Фердинанд де Соссюр
теоретически обосновал системный
характер языка через введенное
им понятие соотносительной
Каждая система, понимаемая как некоторый материальный идеальный объект, имеет определенное устройство, организацию, упорядоченность. Устройство, организация, упорядоченность системы представляет собой структуру этой системы.
Язык как вторичная материальная система обладает структурой, понимаемой как его внутренняя организация. Структура системы определяется характером взаимоотношений элементарных объектов, или элементов системы. Структуру системы можно иначе определить как совокупность внутрисистемных связей. Если понятие системы относится к некоторому объекту как к целостному образованию и включает в себя элементы системы, и их взаимоотношения, то понятие структуры данной системы включает только внутрисистемные отношения в отвлечении от объектов, составляющих систему [18, 29].
Структура есть атрибут некоторой системы. Структура не может существовать вне субстанции или элементов системы.
Элементы структуры языка различаются качественно, что определяется разными функциями этих элементов.
1. звуки являются материальными знаками языка, а не просто "слышимыми звуками".
Звуковые знаки языка обладают двумя функциями: 1) перцептивной - быть объектом восприятия и 2) сигнификативной - иметь способность различать вышестоящие, значимые элементы языка - морфемы, слова, предложения.
2. Слова могут
называть вещи и явления
3. Предложения служат для сообщения; это функция коммуникативная.
Кроме указанных функций, язык может выражать эмоциональные состояния говорящего, волю, желание, направленные как призыв к слушающему.
Выражение этих явлений охватывается экспрессивной функцией.
Элементы данной структуры образуют в языке единство, что легко понять, если обратить внимание на их связь: каждая низшая ступень является потенциально следующей высшей, и, наоборот, каждая высшая ступень как минимум состоит из одной низшей; так, предложение минимально может состоять из одного слова; слово из одной морфемы; морфема из одной фонемы.
Элементы в одних случаях могут вступать в новые комбинации, образуя новую сетку отношений (новую структуру), в других случаях не могут, поскольку элементы сами структурно обусловлены и являются тем, что они есть, в силу своих внутрисистемных связей. Так, в рамках одного и того же языка одни и те же слова образуют разные типы предложений. Которые можно рассматривать как некоторые системы, несущие информацию. Внутри этих предложений-систем слова вступают в разные связи. Поэтому мы можем сказать, что такие предложения имеют разную структуру. Например, Les ouvriers construisent la maison - рабочие строят дом, La maison est construite par les ouvriers - дом построен рабочими.
Образовать же из слов языка А предложение в языке В невозможно, поскольку слова языка А структурно обусловлены всей системой этого языка, но в то же время они сами обуславливают структуру этого языка. В любом случае слова данного языка, являясь элементами системы данного языка, неразрывно связаны с данной структурой.
Два однотипных предложения
одного языка можно рассматривать
как две конкретные системы, в
которых имеются элементы (слова)
и структуры (связи и взаимные
отношения). Эти два конкретных предложения
являются реализацией некоторого идеального
предложения инварианта. Они обладают
общей инвариантной структурой, которую
можно рассматривать как
Следует отметить, что в пределах каждого круга или яруса языковой структуры (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического) имеется своя система, так как все элементы данного круга выступают как члены системы. Система - это единство однородных взаимообусловленных элементов.
Члены системы взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом, поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы.
Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка.
Ко многим видам
систем, в том числе и к языку,
применимо понятие
В процесс функционирования
такие системы вовлекаются
Совершенно иначе
функционирует язык. Как уже отмечалось,
функционирование языка заключается
в образовании из его элементов
различного рода конкретных систем, выражающих,
хранящих и несущих информацию. При
функционировании языка в "движение"
приходит отнюдь не вся система языка,
а только какая-то ее часть. Так, для
выражения и сообщения
После того как информация выражена и передана, звуковые волны угасают и данная конкретная система перестает существовать, если только она не зафиксирована в графических знаках письма или не записана на магнитную пленку. Отбор правил и конкретных слов не ведет к обеднению языка, поскольку правила суть идеальные шаблоны или модели, в соответствии с которыми "делают" и аранжируют единицы языка, а сами единицы либо "производятся" по правилу, либо "воспроизводятся" в готовом виде бесчисленное количество раз.
Итак, язык - это совокупность
правил, по которым делаются предложения,
и множество наделенных смыслом,
или значением единиц, которые
используются в соответствии с правилами.
Система языка - это своего рода "кладовая",
где сложены правила и
Правила языка - совокупность потенциальных отношений между элементами языка, которые можно обнаружить в речевой цепи. Иначе говоря, правила языка - это совокупность всех тех возможных взаимосвязей и зависимостей, которые служат программой построения реальных речевых произведений и в которые могут вступать элементы языка при образовании речевых произведений.
В конечном счете, правила являются проявлением свойств элементов языка, поскольку эти свойства лежат в основе возможных связей и зависимостей между элементами. Правила языка сводятся к свойствам его элементов.
В соответствии с определениями правила языка как совокупность потенциальных отношений между элементами языка входят в структуру языка (структура - совокупность отношений между элементами). Однако правила языка не исчерпывают всех отношений, которые существуют между элементами: правила языка, о которых шла речь, - это линейные, синтагматические отношения. Но элементы языка образуют некоторые классы сходных элементов, отношения между которыми называются парадигматическими.
Информация о работе Способы словообразования современного французского языка