Язык в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит вопросы по "Литературе" и ответы на них

Файлы: 1 файл

Язык в современном обществе..docx

— 27.85 Кб (Скачать)

Контрольная работа  

    
1. Распределите указанные ниже индоевропейские языки по группам: славянская, балтийская, германская, романская, остальные.

английский, армянский, белорусский, голландский, датский, испанский, итальянский, кашубский, латинский, латышский, литовский, молдавский, немецкий, норвежский, польский, португальский, румынский, санскрит, словенский, таджикский, французский, хинди, цыганский, чешский, шведский.

Ответ. Славянская группа- белорусский, словенский, кашубский, чешский.

Балтийская  группа- латышский, литовский.

Германская  группа- английский, голландский, датский.

Древнеписьменная  группа -армянский язык.

Романская группа- испанский,итальянский,молдавский,португальский,румынский, французский.

латино-фалискская подгруппа-латинский.

Группа германских языков-немецкий, норвежский, шведский.

Индийская группа- санскрип, хинди, цыганский.

Иранская группа- таджикский.

 
2. Национальные языки государств Средней Азии – казахский, туркменский, узбекский, киргизский, таджикский – в большинстве своем относятся к тюркской языковой семье, но один из них – к индоевропейской семье (иранской группе). Какой это язык?

Ответ. Это таджикский язык.

      
3. Почему страны Центральной и Южной Америки носят общее название «Латинская Америка»?

Ответ. На территории Латинской Америки расположены 32 государства: Антигуа и Барбуда,Аргентина и Багамские острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла,Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай,Перу, Сальвадор, Сент-Винссент и Гренадины, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка, а также колониальные владения Великобритании, Франции, Нидерландов и США. 

     В Латинской Америке живут: европейские  переселенцы и их потомки, метисы мулаты, индейцы, негры и другие. Официальные языки: в 18 странах - испанский, в Бразилии - португальский, В Гаити - Французский, в суринаме и нидерландских колониях - голландский, в остальных - английский. Название Латинской Америки произошло от латинской основы романских языков, на которых говорит бывшая часть населения этой части континента.

      
4. Почему одна из самых крупных ветвей индоевропейской семьи называется романской?

Ответ. Романские языки (лат. Roma «Рим») — группа языков и диалектов, входящих в италийскую ветвь индоевропейской языковой семьи и генетически восходящих к общему предку — латыни. Название романский происходит от латинского слова romanus (римский). Наука, изучающая романские языки, их происхождение, развитие, классификацию и т. д. называется романистика и является одним из подразделов языкознания (лингвистика). Народы, говорящие на них, также называются романскими.

      
5. Исключите четвертое лишнее: казахский, карельский, киргизский, каракалпакский.

Ответ. Лишний карельский язык. Карельский язык, язык карелов. Относится к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков. Распространен в Республике Карелия, в Тверской, Ленинградской и Мурманской областях. Число говорящих в России ок. 53 тыс. человек (2002 г., перепись; 78 тыс. в 1989 г.). Основные диалекты (наречия): собственно карельский, ливвиковский и людиковский. Собственно карельский близок к восточным диалектам финского языка, людиковский — к вепсскому языку. Ливвиковский диалект содержит ряд вепсских языковых черт на фоне карельской основы. Остальные- тюркская языковая семья.

 
6. Определите, черты каких диалектов представлены в каждом из следующих текстов.

а) Не умею мало-то пекци…пироги муцьные, колацикофясныхнапекёш. Социво делали, натолкут ис семя исконопленово да и ф пець. Сок-от наверху, а в исподе шолуха-то останецца. Её скотине.

Ответ. Здесь использован южный диалект. Южное наречие: неразличение гласных неверхнего подъёма после твёрдых согласных в безударных слогах.

б) За пятнацътькиломитръфйиздили за грибам… В лесах воуки, мидвиди, биукиводяцца, змеи бывают. Фсейесь… Вгресьбигали. По грези-тъланнъ ходить… Доугошто-тъпъливат, на ниделю нальет. Холоннъ.

Ответ. Здесь преимущественно северный диалект. Северное наречие: различение гласных неверхнего подъёма после твёрдых согласных в безударных слогах (оканье).

      
7. Определите, какому из компонентов языка (диалекту, просторечию, литературному языку) принадлежит следующий отрывок. Докажите.

     Профиль папаша/ а прямо похож на меня/ очень// Ну/ характеры у нас сходные// И притом очень упрямый// Если он че…чего-нибудь задумал/ он стенки пробьет/ но своего добьется// Бывает/ что-то что он задумал/ это ведь бывает вне в мою пользу/ но он все равно добивается// Хоть я поплачу другой раз/ но все равно по-евоному бывает// В этом отношении не всегда удобно// Но зато он захотел врачом/ он с четырех…с четвертого класса он уже славился/ тем что он читал даже лекции по биологии/ десятый класс он знал много диагноз… диагностики знал/ и-и первый год он не набрал один балл/ не прошел// Он умеет и готовить/ он умет печь/ он умеет ремонт сделать/ он починить/ постирать/ но так как он жил/ ему там никому не надо было/ приходилось самому все делать// Он/ в этом отношении он все умеет делать//

Ответ. Это просторечие. Вы слышали, иногда говорят: «Какой вкусный яблок!» (вместо яблоко). «У ей дочка замуж вышла» (вместо у нее), «транвай» (вместо трамвай), «тролебус» (вместо троллейбус). Подобного рода особенности речи свойственны людям, не владеющим нормами литературного языка.

       В русском языкознании принято  называть подобные слова термином  «просторечие».

       Просторечие отличается и от  литературного языка, и от диалектов  (народных говоров), на которых  говорят сельские жители разных  областей и районов. Оно имеет  целый ряд типических особенностей  в области лексики, морфологии, фонетики и синтаксиса. Так, например, к просторечию относятся наречия: «вче-рась», «завсегда», «оттудова» и «оттедова», «супротив» (в значении «напротив» и в значении «по сравнению»); формы существительных типа «местов», «делов», «братьев»; ударения: «свекла», «стаканы»; склонение заимствованных существительных, несклоняемых в литературном языке: «в кине», «без пальта», «на пианине»; иная, чем в литературном языке, родовая принадлежность ряда существительных: «Как твое фамилие?»; «Какая мяса жирная!»; «Та лета была жаркая»; «С какой пути наша электричка?»; местоимения: «ихний (ихный)», «ейный»; формы местоимений с предлогом без начального н: «у их», «к ей», «с им» и под.; употребление форм деепричастий в функции сказуемого: «Они комнату шкафами перегородивши»; «Николай выпимши»; «Он заболемши». Многие слова в просторечии имеют иную фонетическую форму: «транвай», «пинжак», «встренемся», «телевизир», «лабо-латория», «колидор» и др.

       В наше время просторечие активно  вытесняется литературным языком  и сохраняется преимущественно  в речи людей старых и пожилых.  Однако отдельные его черты  очень живучи.

       В отличие от диалектов, для  которых характерна территориальная  закрепленность, просторечие внетерриториально. Хотя и существуют некоторые особенности, свойственные тем или иным городам (Москве, Ленинграду, Перми и т. д.), основная часть просторечных черт является общерусской. Просторечие не имеет своих строго определенных норм, чем отличается и от литературного языка, и от диалектов. Просторечно говорящим свойственна непоследовательность в употреблении форм. Так, один человек на протяжении пятиминутного разговора может сказать то он хочет, то он хотит, то вы хочете, то вы хотите. 

8. Сгруппируйте жаргонную лексику. Определите, какие предметы, явления в первую очередь имеют жаргонные наименования:

акустика, бабки, предки, овца, двойник, телка, шнурки, мани, кассетник, чувиха, олды, баксы, вывеска, капуста, клавиши, ящик, колеса, крутой, тачка, зеленые.

Ответ. Бабки-деньги, предки-родители, овца-глупая женщина, телка-девушка, шнурки-родственники, мани-деньги, чувиха-подруга, баксы-доллары, вывеска-лицо, капуста-деньги, ящик-гроб или телевизор, колеса-таблетки, крутой-высокооплачиваемый либо занимающий высокое положение человек, тачка-машина, зеленые-валюта, олды-ролевой игрок.  

9.  Поставьте ударение в следующих словах:

боязнь, высоко, добыча, договор, еретик, жаворонок, заговор, искра, маневр, медикамент, инсульт, положить, позвонят, ржаветь, следит, цемент, эксперт.

боязнь, высоко, добыча, договор, еретик, жаворонок, заговор, искра, маневр, медикамент, инсульт, положить, позвонят, ржаветь, следит, цемент, эксперт.  
 

10. Слово в скобках поставьте в нужной форме (при необходимости используйте предлоги).

Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), заведующий (отделение), уплатить (проезд), ждать (поезд), дай (карандаш), выпить (вода), опираться (результаты эксперимента).

Ответ. Согласно (приказу), контроль (за выполнением приказа), не получил (разрешения), отзыв (на курсовую работу), заведующий (отделением), уплатить (за проезд), ждать (поезда), дай (карандаш), выпить (воды), опираться (на результаты эксперимента).

 
11. Внесите исправления. Какие нормы нарушены в следующих примерах?

а) Хочу в мои любимые Сочи! б) Преступник выстрельнул два раза. в) Граждане пассажиры, вися на подножках, двери не закроются. г) Новый взлет его творчества падает на 20-е – 30-е годы. д) Поставлены больно жесткие задачи. е) Желаем всем не деградировать к худшему. ж) Андрюша, ты понимаешь, кто платит бабки, тот и контролирует работу канала.  

Ответ. а) Хочу в мой любимый город Сочи! б) Преступник выстрелил два раза. в) Граждане пассажиры, во время вашего свисания на подножках, двери не закроются. г) Новый взлет его творчества приходится на 20-е – 30-е годы. д) Поставлены очень жесткие задачи. е) Желаем всем не деградировать. ж) Андрюша, ты понимаешь, кто платит, тот и контролирует работу канала.

В примерах нарушены падежи(а, в), нарушена лексика(б, д), использованы жаргонные слова(ж), просторечие(д, г),в примере «е» деградация подразумевает собой падение вниз и уже негативный результат. Так что деградировать к худшему невозможно. 
 

 
12. Сравните тексты на одну и ту же тему, обладающие признаками разных стилей. Определите функционально-стилистическую принадлежность каждого текста, докажите, что она не зависит от темы.

А. Гроза – атмосферное  явление, заключающееся  в электрических  разрядах между так  называемыми кучево-дождевыми  облаками и земной поверхностью. Эти  разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза  наблюдается в  жаркую погоду при  бурной конденсации  водяного пара над  перегретой сушей, а  также в холодных воздушных массах, движущихся на более  теплую подстилающую поверхность.

Ответ. Научная (специальная) литература, ориентированная на использование научного стиля речи, также представляет сложное образование: собственно научные тексты (научно-технические, научно-гуманитарные, естественнонаучные), научно-популярные; учебные. В стилевом отношении различаются и жанровые разновидности: монография, статья, тезисы, реферат, учебник, учебное пособие, сборники упражнений, задач и др.

Б. Как передает наш  корреспондент, вчера  над центральными районами Пензенской области прошла небывалой  силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны  столетние деревья. В двух деревьях возникли пожары в результате удара молнии. Местами  ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Временно было прервано железнодорожное  и автомобильное  сообщение между  соседними районами.

Информация о работе Язык в современном обществе