Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:10, дипломная работа
Словарный состав языка и обслуживающий его механизм словообразования дают богатейший материал для наблюдений, размышлений и обобщений. Представляя собой систему, лексика пребывает в постоянном движении.
Функционирование языка сопряжено с исчезновением одних слов, с появлением других, со сдвигами в значении третьих, с изменением стилистического статуса четвертых.
Историческая лексикология убеждает нас в том, что слова создаются из реально существующего в языке материала и по его моделям, продуктивным в современном языке.
Отношения элементов, или единиц, внутри классов не подходят под понятие правил, однако эти отношения (внутриклассные, или парадигматические) также входят в общую совокупность отношений между элементами и тем самым - в структуру языка.
Итак, мы определили
систему языка как набор
Правила как бы накладывают ограничения на возможные отношения элементов, являясь в то же время перечнем или набором этих отношений.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Словообразование один из компонентов общей системы языка, является одним из важнейших источников пополнения лексического запаса французского языка.
Учение о словообразовании в настоящее время представляет собой самостоятельный раздел языкознания. Группа лингвистов предлагает различать в науке о языке "...такие разделы, которые не находят прямого соответствия в уровневом членении языка. Подобным важным отделом лингвистики, который изучает особую подсистему языка, бытующую внутри глобальной языковой системы, но не образующую вместе с тем отдельного уровня в ее строении, является словообразование" [2, 34].
Имеющиеся общие
исследования словообразования, в частности
во французском языке, ставят целью
описание инвентаря словообразовательных
моделей и типов, средств словообразования
и их функции. При этом, конечно, более
или менее ясно прорисовываются
теоретические концепции
Для того, чтобы знать, как образуются новые слова во французском языке, необходимо предварительно ознакомиться с некоторыми важнейшими понятиями словообразования.
Итак, рассмотрим глагол acheter и образованное от него существительное acheteur. Можно сказать, что глагол acheter и существительное acheteur связаны друг с другом словообразовательными отношениями. Глагол acheter и существительное acheteur имеют общую производящую основу, то есть они соотносятся друг с другом фонетически и семантически: acheter - покупать; acheteur - покупатель.
Всякое производное
слово в языке мотивировано, то
есть может быть объяснено внутри
данного языка словом с которым
оно соотносится в
Аналогично глагол chanter - петь соотносится с существительным chanteur - певец. Следовательно, имеем acheter (глагол) - acheteur (существительное), chanter (глагол) - chanteur (существительное). Оба эти слова (acheteur и chanteur) образованы от глагола. Это имена существительные со значением действующего лица, то есть по значению эти последние соотносятся с соответствующим глаголом.
Все перечисленные признаки: общая часть речи у производящей основы, способ словообразования (а для суффиксации и префиксации - единый суффикс или префикс), одинаковое словообразовательное значение, то есть одинаковое семантическое соотношение (соотношение по значению) между производящим и производным словами - и составляют словообразовательный тип.
Словообразовательный
тип это морфолого-семантически
определенная структурная схема, согласно
которой при анализе
Примеры других суффиксальных словообразовательных типов: terre f земля - terrien m, adj, земной, житель Земли, "землянин". По этому типу в научно-фантастической литературе образованы названия жителей других планет, например: Mars Марс - Martien марсианин, Venus Венера - Venusien житель Венеры.
Кроме суффиксальных словообразовательных типов, существуют префиксальные, префиксально-суффиксальные и другие. Например: triste печальный - attrister опечалить.
Некоторые словообразовательные типы выступают в нескольких словообразовательных моделях, конкретных фонетических реализациях, при этом наблюдаются чередования основы:
admissible допустимый - admissibilite - допустимость
solidaire солидарный - solidarite солидарность.
В этих двух парах
слов две суффиксальные
Следует отметить, что
понятие словообразовательной модели
является основным в теории словообразования.
Под этим термином подразумевается
закономерное расположение элементов
слов (морфем или эквивалентов морфем),
которому соответствует типовое
лексическое значение. Модель - это
"образец", "шаблон", "типовая
структура". М.Ф. Степанов дает следующее
определение
Итак, словообразовательная модель представляет собой морфологически и лексико-семантически обусловленную структурную схему, по которой могут быть образованы серии словообразовательных конструкций с одинаковой структурой [21, 79].
Так, например, слова chanteur, danseur, crieur объединяются общностью формальной структуры "глагольная корневая морфема + суффикс -eur", то есть формулой rad. verb + -eur, а также общим категориальным значением "производитель действия, выраженного глагольной корневой морфемой".
Например: un danseur est celui qui danse, un chanteur est celui qui chante.
Словообразовательная модель может включать, как это видно из приведенных выше примеров, разнородные, разнофункциональные элементы - знаменательный и служебный. В производном слове chanteur знаменательным элементом является корневая морфема chant, которая выражает лексическое значение, служебным же элементом является суффикс -eur, выражающий грамматические категории рода и числа, а также обобщенное лексико-категориальное значение "производитель действия". Модель может также строиться по другой схеме, например: rad. verb + rad. nom: porte-parole [10, 117].
Итак, одни словообразовательные типы могут соотноситься с другими словообразовательными типами.
Если от глагола образовано существительное со значением действующего лица или орудия действия, например, если есть глагол не -iser и существительное на -isation, то имеется (реально и потенциально) и существительное на -isateur: при наличии realiser осуществлять; ставить фильм - realisation осуществление; постановка фильма появляется realisateur осуществляющий; режиссер-постановщик.
Следует отметить, что именно синхронный анализ дает возможность показать взаимосвязь разных словообразовательных типов.
Итак, взаимосвязанные словообразовательные типы составляют словообразовательную парадигму (-is)er(-is)ation(-is)ateur. Таким образом, словообразовательная парадигма представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных словообразовательных типов, образующих цепочки производных от однокоренных основ, каждая из которых связана словообразовательными отношениями с одним и тем же производящим словом.
В словообразовательной парадигме представлена реализация сочетаемости производящей основы с деривационными формантами. Поскольку эта сочетаемость категориально обусловлена (от частеречной принадлежности производящей основы зависит то, с какими деривационными формантами она может соединяться), поскольку можно говорить о субстантивных, адъективных и глагольных словообразовательных парадигмах [15, 89]. В них производящая основа определенной части речи выступает в типичном для нее аффиксальном оформлении, в котором реализуется ее деривационная валентность.
Например:
argentier - серебряных дел мастер;
argenterie - серебренная посуда, столовое серебро;
argentite - серебряный блеск;
argentique - содержащий серебро;
argent argentin - серебристый, посеребренный;
(серебро, argentifere - среброносный.
деньги)
argentage - серебрение;
argentation - серебрение;
argenter argenteur - серебрильщик;
(серебрить) argenture - серебрение;
desargenter - стирать серебро
с чего-либо;
reargenter - заново серебрить.
paleur - бледность;
pale palot - бледненький, бледноватый;
(бледный) palichon - бледноватый;
palir - бледнеть.
Словообразовательные парадигмы различаются по количеству членов, но ни в одной большой парадигме мы не найдем полного набора аффиксов, соединяющихся с производящей основой - существительным, глаголом или прилагательным. Внутри каждой части речи действуют свои ограничения на деривационную сочетаемость, которые определяются особенностями лексической семантики. Словообразовательные типы, входящие в парадигмы, обозначают наиболее важные и обобщенные семантические категории, отражающие отношения, существующие в реальной действительности: в отглагольных парадигмах - действие и его результат, действующее лицо, орудия действия, обозначенные через действие; в отыменных парадигмах - действующее лицо (обозначенное через объект действие, место действия или другое действующее лицо), место действия, качество.
Словообразовательные парадигмы, словообразовательные типы и их конкретные проявления - различные словообразовательные модели - составляют структуру словообразования. А взаимосвязь словообразовательных типов дает основание говорить о системе словообразования.
Системное исследование словообразования начинается с анализа словообразовательных гнезд. Словообразовательное гнездо - это "упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня" [24, 8]. Словообразовательное гнездо включает однокоренные производные всех способов словообразования. Словообразовательная парадигма включает образование одного способа словообразования (например, суффиксальные парадигмы). Но главное качественное отличие словообразовательной парадигмы в том, что она, как всякая парадигма, неконкретна, она обобщает несколько цепочек производных. Словообразовательное гнездо конкретно, "лексично".
Слова с общим корнем могут объединяться в словообразовательные гнезда, например: agrafe - крючок, застежка; agrafer - застегивать на крючки; agrafage - застегивание на крючки; agrafeuse - машинка для сшивки, скрепления скобами; desagrafer - расстегивать. Слова с общим деривационным формантом (префиксом или суффиксом) составляют словообразовательные ряды, например: relire - перечитать, reinviter - вторично приглашать, renouer - возобновлять, reorganiser - переустраивать; glissade - скольжение, galopade - скачка, fusillade - перестрелка, стрельба, baignade - купание.
Следует отметить, что словообразовательные гнезда объединяют слова, восходящие к одному источнику; словообразовательные ряды - слова одного способа образования.
Гнездо и ряд
можно назвать двумя
Например: analytique analytiquement
(аналитический); (аналитически);
analyste
analyse (аналитик);
(анализ) analycite
(аналитичность);
analyseur
analyser (анализатор);
(анализировать) analysable inanalysable
(поддающийся (не поддающийся
анализу); анализу).
Словообразовательные
гнезда, представляющие лексику французского
языка, неоднородны как в
С увеличение количества слов, входящих в словообразовательное гнездо, распространенность гнезд уменьшается. Это позволяет сформулировать одну из закономерностей построения французского лексикона: количество словообразовательных гнезд обратно пропорционально количеству входящих в них слов.
В зависимости от
того, к какой части речи относится
слово, стоящее на вершине гнезда,
последнее может стать
avionnette - авиетка;
avion avionnerie - авиазавод, самолетостроение;
(самолет) avionneur - авиаконструктор;
avionique - авиаэлектроника.
nettete - чистота, опрятность;
nettoyage - чистка;
net nettoyer nettoyement - чистка;
(чистый) (чистить, nettoyeur - чистильщик;
очищать); autonettoyant - самоочищающийся.
glissement - скольжение;
glissage - спускание бревен с горы;
glissade - скольжение;
glissoire - ледяная дорожка, каток;
glisser glissoir - ползун,салазки,наклон. плоскость;
(скользить) glissiere - скользящая поверхность;
glisseur - скользящий (по льду);
glissant - скользкий, скользящий;
glisse - глиссе? (в танцах);
antiglisse - препятствующий скольжению.
Информация о работе Способы словообразования современного французского языка