Отчет по преддипломной практике в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:14, отчет по практике

Краткое описание

Педагогическую практику с 27 января по 15 марта 2014 г. я проходила в школе №11 г. Слуцка. Целью моей практики было закрепить и расширить полученные в колледже знания, умения и навыки и творчески реализовать их в условиях самостоятельного выполнения профессионально-педагогических функций на практике данного учреждения.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ по практике.docx

— 24.88 Кб (Скачать)

ОТЧЕТ

 

по преддипломной педагогической практике, учащейся 4 курса И-41 группы, специальности «Иностранный язык» в период с 27 января 2014 г. по 15 марта 2014 г.

 

  1. Введение

Педагогическую практику с 27 января по 15 марта 2014 г. я проходила в школе №11 г. Слуцка. Целью моей практики было закрепить и расширить полученные в колледже знания, умения и навыки и творчески реализовать их в условиях самостоятельного выполнения профессионально-педагогических функций на практике данного учреждения. 
Задача практики состояла в том, чтобы апробировать основные положения своей курсовой работы и проявить свои профессиональные умения и навыки в практической деятельности. 
В течение всей педагогической практики я вела дневник, в нём фиксировала те виды деятельности, которые выполняла в школе в качестве учителя немецкого языка.

 

  1. Общая характеристика организации

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №11» расположена по адресу: г. Слуцк, улица Зеленая 25.

Школа гостеприимно распахнула свои двери 1 сентября 1985 года. В школе насчитывалось 24 класса-комплекта (с подготовительного по 9-е классы), в которых обучалось 636 учеников. Педагогический процесс обеспечивали 42 учителя. Директором школы с открытия до 2005 года был Горелик Николай Николаевич. C 2005 года директор Кривовяз Сергей Васильевич. Сейчас в школе 48 классов, 1136 учащихся.

Школа работает в две смены.

В первую смену обучаются 25 классов, 589 учащихся.

Во вторую смену обучается 23 класса, 547 учащихся.

Режим работы школы определяется пятидневной учебной неделей и один день для проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, воспитательных мероприятий и проведения факультативных занятий.

Продолжительность уроков в соответствии с уставом школы – 45 минут, в первом классе – 35 минут.

Продолжительность перемен между уроками – 10 минут.

Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся – 4 раза в год по итогам четверти.

Ведущее направление работы школы – создать систему обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями. 
 
В школе выделяются 3 ступени обучения: начальная школа (1-4 кл.), основная школа (5-9 кл), средняя школа (10-11 кл.). Они различаются содержанием и системой организации образовательного процесса.  
 
В 1 – 4 классах учащиеся овладевают фундаментальным понятием соответствующих областей человеческой культуры. Общая цель обучения в 5 – 9 классах состоит в создании для учащихся условий овладения базовыми знаниями, способами деятельности, необходимыми для дальнейшего обучения в школе. В 10 – 11классах мыслительная деятельность учащихся характеризуется все более высоким уровнем обобщения, абстрагирования, специализацией познавательной потребности. Задачи обучения на этой ступени является формирование научного стиля мышления, которой, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, формирование прочих, устойчивых, глубоких знаний основных наук.

  1. Учебно-воспитательная  работа по предмету. Воспитательная работа по классному руководству.

Мои первые впечатления от учебного заведения, школьной администрации, учителей были только положительными. На протяжении всей практики педагоги и методист оказывали мне значительную помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить уроки, какие поручения лучше доверять ребятам. Первые впечатления от классов также были позитивными: ребята показались мне веселыми, активными, инициативными, ответственными, дисциплинированными. Первые впечатления оказались не обманчивыми: ребята практически на каждом уроке хорошо отвечали, аккуратно выполняли мои задания, всегда предлагали что-то новое, что-то свое. Контакт с классами был установлен почти сразу. Думаю, что это благодаря моему желанию подружиться с ребятами, стать для них помощником и другом.

Главной целью, которую я поставила перед собой, было приобретение опыта преподавания немецкого языка ученикам младшего звена, привлечение внимания учащихся к урокам немецкого языка, формирование у них необходимых языковых и речевых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Из творческих заданий я чаще всего использовала мини-сочинения. Старалась следовать личностно-ориентированному обучению, использовать индивидуальный и дифференцированный подход: предлагала индивидуальные и вариативные задания, дополнительные задания для учащихся, проявивших интерес и быстро справлявшихся с работой.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 98 учебных занятия, внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Особых трудностей в составлении уроков не было. Сложным было уложить весь запланированный материал в 45 минут, тем более, что, как правило, домашнее задание учащимися не было иногда выполнено, поэтому приходилось отводить в начале урока время для его совместного выполнения. В подготовке внеклассного мероприятия сложностей и трудностей совсем не возникало. Так как я подошла к его проведению творчески, ребята были внимательны и дисциплинированны. Также помощь мне оказывала учительница, за которой я была закреплена на время практики. В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к рассказам и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

В процессе проведения учебных занятий мной было приобретено большое число профессионально-педагогических навыков, в частности: умение определять цели урока;умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий; умение правильно распределять время на уроке; умение дифференцировать задания на уроке; приемы организации класса к учебному процессу, культура общения с доской, различные методы завлечения и удержания внимания.

 

В учебной работе с учащимися встречались определенные трудности. На первых порах было сложно быстро установить порядок и дисциплину в классе, настроить ребят на учебную работу, удержать их внимание длительное время. Вызывали трудность также такие моменты, как правильная жестикуляция и перемещение по классу во время объяснения новой темы и практической работы с учениками по решению задач на доске.

По методике, педагогике и психологии, с моей точки зрения, я была подготовлена достаточно для прохождения педагогической практики в школе - за что огромное спасибо нашим преподавателям из колледжа.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало.

По классному руководству педагогическая практика проходила в    7 «Б» классе, классным руководителем которого была Елесеева Людмила Николаевна.     Коллектив   этого      класса          можно       охарактеризовать       как средне дисциплинированный,   дружный, достаточно активный во внеклассной работе. Мне понравилось работать с этими учениками.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Достижение цели воспитания предполагает решение следующих основных задач: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

В качестве зачетных мероприятий по внеклассной работе я провела 2: «День Конституции Республики Беларусь» и «Essen und Trinken».

В период практики я смогла побеседовать со всеми учениками 7 «Б» класса, узнать их интересы и особенности развития. Беседы с учителями и классным руководителем, а так же наблюдения за учащимися помогли мне сделать некоторые выводы и облегчили мою внеклассную воспитательную работу.

В результате проделанной воспитательной работы я приобрела различные навыки и умения по классному руководству. Важнейшими из них для меня являются:

- Умение сообразовывать проводимую воспитательную работу с возрастными особенностями учащихся.

- Умение использовать всю совокупность методов воспитания в процессе внеклассной работы: убеждение, положительный пример, одобрение, контроль и др.

- Умение проводить важнейшие формы воспитательной работы: беседы о культуре поведения, классные часы, диспуты.

- Умение в общей системе внеклассной работы выдвигать ведущие воспитательные задачи, учитывая особенности поведения и развития учащихся, и разрабатывать систему мероприятий по их решению.

- Умение использовать разнообразные методы и приёмы внеклассной воспитательной работы для осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Во время практики больших трудностей по классному руководству не возникало. Некоторые недочеты легко устранялись под руководством классного руководителя 7 «Б» класса.

 

  1. Общие выводы и предложения

 

В начале практики я ощущала такие недочеты в своих личностных качествах, как волнение, неуверенность в себе. Проведение первых уроков затруднялось присутствием учителя, боязнью ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно, состоянием повышенной тревожности, чрезмерно сильной концентрацией внимания на себе, своих переживаниях. Но за время прохождения практики мне полностью удалось преодолеть все перечисленные трудности и приобрести многие профессионально-педагогические навыки и умения.

Я считаю, что педагогическая практика необходима. Она является эффективным средством подготовки студентов к будущей деятельности учителя, так как позволяет овладеть педагогической умелостью в целом и отдельными её компонентами, приобрести навыки общения с детьми, выработать определённые личностные свойства и качества, необходимые при работе в школе. А главным её итогом должна быть твердая убеждённость студентов в правильности однажды сделанного выбора – стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле – воспитанию человека.   

 

Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в колледже, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.

 

 

 


Информация о работе Отчет по преддипломной практике в общеобразовательной школе