Формирование фонетических навыков английского языка на начальном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:18, дипломная работа

Краткое описание

Проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение правильному английскому произношению – чрезвычайно сложное дело. Без правильно поставленного произношения не возможно проявление коммуникативной функции языка. На начальном этапе необходимо научить детей произносить звуки так, как это делают носители английского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….……...7
1.1.Отражение психологических особенностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения произношению английского языка……………7
1.2.Типичные ошибки учащихся в английском произношении согласных, определение степени трудности и пути их преодоления……………………..20

ГЛАВА 2.
ПОСТАНОВКА ПРОИЗНОШЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ КЛАССЕ…………...26
2.1.Основные методы постановки произношения на начальном этапе..…….26
2.2.Некоторые методики постановки произношения на начальном этапе обучения...………………………………………………………………………..37

Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………………………………65
Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

диплом ффф.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

Под фонетикой как  аспектом обучения  понимается звуковой строй языка - совокупность всех звуковых средств, которые составляют его  материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

Язык как средство общения возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем (наличие его произносительных навыков) является обязательным условием общения в любой его форме. Речь будет понята слушающим с трудом, искаженно или вообще не понята, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий не поймет или будет с трудом понимать обращенную к нему речь, если сам не владеет произносительными навыками;

Высказыванию в письменной форме (письму) обязательно предшествует его развернутое проговаривание во внутренней речи, а чтение про себя, даже очень беглое, сопровождается озвучиванием зрительно воспринимаемого текста. Озвучивание при этом носит свернутый характер, но прийти к нему можно только через развернутое, сначала во внешней речи (чтение вслух), а затем и во внутренней (чтение про себя), поэтому несовершенство произносительных навыков тормозит развитие беглости чтения. Оно часто является и причиной неточного или даже неверного понимания текста.

Интонационные навыки учащихся, зачастую, не выдерживают никакой критики. Перед преподавателями остро стоит вопрос, есть ли реальная возможность улучшить обучение интонации. Считается, что в условиях современной школы это задача из невыполнимых. Известно, что интонационные, так же как и фонетические навыки являются наиболее неустойчивыми. Однако попытаюсь рассмотреть несколько попыток развития их, поддержания и, при необходимости, реанимирования.

Иногда рекомендации, относящиеся к обучению произношению, основываются только на данных фонологии. Однако не всегда эти исследования могут быть непосредственно использованы в методике обучения языку в средней школе, для которой не так существенно углубление в природу звука, как овладение звуковым составом в его наиболее упрощенном виде. Поэтому подробное описание артикуляции звуков, основанное на их физиологической характеристике, и схематичное изображение положения органов речи в процессе артикулирования непригодны для обучения произношению в средней школе.

Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех без исключения видов речевой деятельности. Этим и объясняется то значение, которое придается работе над произношением в средней школе.

Предметом нашего исследования  является процесс формирование фонетических навыков английского языка на начальном этапе изучения, так как здесь приоритетом являются развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации.

Объектом исследования является формирование основополагающих навыков иноязычного общения. От осознания возможности правильно и красиво выражать одну и  ту же мысль на другом языке, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.

Целью данной дипломной работы является изучение методики обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка и попытка кратко рассмотреть возможную методику введения фонетического материала, дальнейшей работы над ним и способы предотвращения типичных ошибок.

В соответствии  с целью предмета и объекта исследования выдвинуты следующие задачи:

 

  • обучение формированию речевых произносительных навыков с помощью предложенных упражнений на усвоение звукового строя английского языка.
  • использовать транспозицию в обучении фонетическим навыкам.
  • организовывать фонетическую отработку учебно-речевого материала.
  • овладение   артикуляционной   базой   и   интонационным оформлением речи.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы педагогического исследования:

  • обобщение опыта преподавания иностранного языка в школе;
  • выявления наиболее подходящих для тех и других методов обучения;
  • опытно-эксперементальная работа.

Актуальность данной дипломной работы - необходимо знать, что именно на начальном этапе обучения дети быстро усваивают новый материал, им свойственна имитация, что помогает, на подсознательном уровне, откладывать вновь полученные знания.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке теоретических аспектах развития английского языка на начальном этапе обучения фонетических навыков. Поскольку язык усваивается как средство общения,  работа  над  произношением подчинена  процессу  овладения    детьми   речевыми навыками и умениями. Другими словами, формирование слуховых и артикуляционных   навыков   осуществляется   на   тех словах и образцах общения, которые дети учатся употреблять в речи в данный момент.

    Практическая значимость проведенного исследования  состоит в том, что  предлагается  технология обучения детей слуховой и артикуляционной сторонам английского языка в образовательной среде.

Структура дипломной  работы следующая: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В заключении приводится результаты проведенного исследования.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующему заключению, что условно можно выделить два основных этапа в обучении. На первом, начальном этапе происходит становление фонетических навыков. Ознакомление с новым материалом происходит при использовании аналитико - имитативного метода. Для того чтобы урок не был перегружен теорией, учащиеся получают задание просто копировать учителя, который при необходимости дает краткие и оригинальные правила- инструкции.

При тренировке фонетического  материала, учащиеся постоянно консультируются  с «эталоном». Работа включает в себя два типа упражнений: активное слушание образца и осознанную имитацию.

Естественной задачей  среднего и старшего этапов становится поддержание приобретенных навыков, воспрепятствование их деавтоматизации, которая выражается во все более сильном проявлении интерференции. Для ее предупреждения необходимо наиболее полно использовать все возможные способы борьбы, одним из которых является, например, поддержание образцовой речи учителя.

 Сюда же можно  отнести и специальные упражнения, как в слушании, так и в воспроизведении. Грамотно подобранные и систематически выполняемые, они могут стать надежными помощниками в борьбе с интерференцией.

Для облегчения восприятия нового материала была специально разработана  методическая типология фонем. К первому типу относятся фонемы, схожие в русском и английском языках. Ко второму типу относятся фонемы на первый взгляд схожие с русскими, но на самом деле имеющие существенные отличия. При их воспроизведении особо сильно действует интерференция. Звуки этой группы считаются наиболее трудными. Третий тип представляет фонемы, не имеющие аналогов в родном языке. Звуки каждого типа вводятся на занятиях определенным образом.

Интонационные навыки также  легко подвергаются деавтоматизации. Эффективным приемом обучения интонации является отрабатывание скороговорок, пословиц, стихотворений, которые необычной формой и интересным содержанием привлекают учащихся и повышают их мотивацию в обучении.

Обучение фонетике состоит, в основном, из двух этапов, на которых произносительные навыки соответственно формируются и совершенствуются.   Все упражнения можно классифицировать по двум большим тесно связанным между собой группам. В самом начале обучения используются упражнения в слушании. Они направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений иногда могут использоваться графические опоры. Большим плюсом в обучении могут считаться ТСО, в частности, магнитофон. Однако, необходимо держать в памяти, что каждый новый вид заданий сначала выполняется только с речи учителя.

Упражнения в воспроизведения направлены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее.

Особенно эффективными для постановки, подержания и совершенствования  произношения учащихся можно считать  разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений.

Очевидно, что необходимо осуществлять контроль над выполнением  упражнений. При оценке речи различают фонетические и фонологические ошибки. При оценке ответа во внимание принимаются только ошибки второго вида.

При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно будет считать результативной.

Значение слухопроизносительных  навыков для речевой деятельности не ставит под сомнение ни один специалист, так как обучение произношению подчинено  собственно развитию речевой деятельности. Недостаточное овладение ими ведет к нарушению коммуникации, хотя к некоторым явлениям и допустим аппроксимированный подход. В настоящее время себя оправдал метод постепенного и непрерывного овладения слухопроизносительными навыками и их обязательное дальнейшее совершенствование.

Выделяют два этапа в обучении слухопроизносительным навыкам. Первый, или начальный этап, ориентирован на формирование навыков. В работу включены упражнения в активном слушании образца и осознанной имитации.

Для второго этапа  характерно поддержание приобретенных навыков и воспрепятствование их деавтоматизации. Здесь вполне целесообразно использовать упражнения, как в слушании, так и в воспроизведении для развития не только слуховых, но и произносительных навыков.

При выполнении упражнений целесообразно использовать ТСО, хотя при этом крайне необходим контроль учителя, который координирует работу учащихся, исправляет возникающие неизбежные ошибки и способствует повышению мотивации детей при изучении иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЗЫВ

на дипломную  работу студентки IV курса, ИНКО 3,5 года специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» факультета заочно-сокращенного обучения Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова

Сарсекеевой Асель на тему «Формирование фонетических навыков английского языка на начальном этапе».

Дипломная работа студентки IV курса Сарсекеевой Асель посвящена процессу формирования фонетических навыков английского языка на начальном этапе изучения, так как здесь приоритетом являются развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации.

      В своем исследовании автор раскрывает содержание и выявляет особенности обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка и рассматривает возможную методику введения фонетического материала, дальнейшей работы над ним и способы предотвращения типичных ошибок и использует транспозицию в обучении фонетическим навыкам, описывает основные компоненты содержания обучения иностранного языка.

Также во введении дается четкое обоснование цели, задач, актуальности избранной темы и проведенного исследования. Объектом исследования дипломной работы является формирование основополагающих навыков иноязычного общения. От осознания возможности правильно и красиво выражать одну и  ту же мысль на другом языке, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.

Основное содержание дипломной работы раскрывается в  двух главах.

В заключении подводятся общие итоги исследования, дипломница делает самостоятельные выводы.

        Считаем, что дипломная работа выполнена Сарсекеевой Асель на хорошем теоретическом уровне и имеет практическую значимость.

 

Научный руководитель,

старший преподаватель:                          Мустагалиева Г.С                                   

 

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу студентки IV курса, ИНКО 3,5 года специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» факультета заочно-сокращенного обучения Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова

Сарсекеевой Асель на тему «Формирование фонетических навыков английского языка на начальном этапе».

 

 

Дипломная работа студентки IV курса Сарсекеевой Асель посвящена процессу формирования фонетических навыков английского языка на начальном этапе обучения.

В своем исследовании автор разработал теоретические аспекты развития английского языка на начальном этапе обучения фонетических навыков. Поскольку язык усваивается как средство общения,  работа  над  произношением подчинена  процессу  овладения    детьми   речевыми навыками и умениями. Другими словами, формирование слуховых и артикуляционных   навыков   осуществляется   на   тех словах и образцах общения, которые дети учатся употреблять в речи в данный момент и предлагает  технологию обучения детей слуховой и артикуляционной сторонам английского языка в образовательной среде.

Также во введении дается четкое обоснование цели, задач, актуальности избранной темы и проведенного исследования

  Основное содержание  дипломной работы раскрывается  в двух главах. В работе применяется: опытно-экспериментальная работа, теоретический и практический анализ методов исследования.

Информация о работе Формирование фонетических навыков английского языка на начальном этапе