Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:18, дипломная работа
Проблема обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение правильному английскому произношению – чрезвычайно сложное дело. Без правильно поставленного произношения не возможно проявление коммуникативной функции языка. На начальном этапе необходимо научить детей произносить звуки так, как это делают носители английского языка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….……...7
1.1.Отражение психологических особенностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения произношению английского языка……………7
1.2.Типичные ошибки учащихся в английском произношении согласных, определение степени трудности и пути их преодоления……………………..20
ГЛАВА 2.
ПОСТАНОВКА ПРОИЗНОШЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ КЛАССЕ…………...26
2.1.Основные методы постановки произношения на начальном этапе..…….26
2.2.Некоторые методики постановки произношения на начальном этапе обучения...………………………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………………………………65
Приложения……………………………………
Фонетика не сразу вошла в науку о языке, несмотря на блестящие достижения в этой области древнеиндийских ученых и удачную классификацию звуков у греческих александрийских ученых; в дальнейшем лингвистика мало обращала достижения внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы француза Кордемуа, видного представителя славянской общественной мысли XII в. Ю. Крижанича, М. Ломоносова XVIII в. и некоторых других. Но даже еще в первой половине XIX в. ученые плохо различали звуки и буквы.
Необходимость составлять грамматики туземных языков в колониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исторические описания языков и их групп двинули фонетику вперед.
Материальные знаки языка- звуки (а во-вторых, и буквы)- выполняют две функции: функцию доведения речи до восприятия (звуки- ухом, буквы- глазом)- перцептивную и функцию различения значимых единиц языка морфем и слов- сигнификативную. Поэтому следует прежде всего ознакомиться с материальной природой звуков, что необходимо для понимания того, что же мы можем воспринимать органами чувств (ухом).
Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей: из приступа (или экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу» средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (или рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.
Звуки с мгновенной выдержкой- мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: не [ц], а [с], не [ч], а [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой- длительные звуки, хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]).
Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков.
Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р- разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.
Так называемые «полугласные» звуки (й [j], y [w] и т.п.), находящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда оказываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [и], [y] и соответствующих согласных й [j], y[w].
Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных, слабее у звонких согласных, еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных.
Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть: свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода- это гласные;
Смычные подразделяются на:
Классификация по активным органам (губные, переднее-, средне- и заднеязычные) ближе определяет ход развития артикуляции и позволяет дать более точные указания правильного произношения, что особенно важно при овладении иностранными языками, тогда как классификация по пассивным органам (губные, зубные, переднее-, средне-, и задненебные) более статична, но зато позволяет легче связать артикуляционную характеристику согласных с их акустической характеристикой (свистящие, шипящие, твердые, мягкие и т.п.), так как указывает на те или иные зоны резонатора.
Сверх указанных признаков различие согласных может быть еще и в некоторых дополнительных признаках, накладывающихся на основные. Это прежде всего палатализация и веляризация.
Палатализация –это дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъем средней части языка к твердому небу (т.е. йотовая артикуляция), что резко повышает характерный тон и шум (метафорически это называется «смягчение»).
Веляризация- это дополнительный подъем задней части языка к мягкому небу, что резко понижает характерный тон и шум (метафорически это называют «отвердение»).
Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные.
Придыхательные согласные (или аспираты) отличаются от простых взрывных и аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется сужение междусвязочной щели без напряжения мускулатуры, и тогда взрыв сопровождается фрикацией воздуха о связки (придыхание), т.е. получаются не [п], [т], [к], а [пh], [тh], [кh].
Смычно-гортанные
согласные отличаются от
Система согласных называется консонантизмом.
Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных.
Действительно, согласные прежде всего отчетливо подразделяются по способу образования, гласные же все принадлежат к одному способу –свободного прохода. В пределах свободного прохода гласные по широте раствора рта можно разделить на широкие, как а, средние, как э, о, и узкие, как и, у, акустически это деление соответствует степени сонорности (звучности): широкие –максимально сонорные, средние- средней сонорности и узкие -минимально сонорные; однако, чем отличается э от о или и от у, этим методом показать нельзя.
Положение губ –очень важное условие для характеристики гласных; растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон; эта артикуляция называется огублением или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы (нейтральное положение губ, как при [а]) не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных (с нейтральным укладом губ и с растянутыми губами).
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, т.е. по той части зыка, которая поднята при произношении данного гласного звука; гласные [и], [э] –переднего ряда; гласные [у], [о] –заднего ряда; к гласным среднего ряда относится нормальное русское [ы].
Вертикально гласные разделяются по подъему, т.е. по степени приподнятости той или иной части языка. Наиболее простая схема предусматривает три подъема: верхний –гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; средний –гласные среднего подъема: [э], [о]; нижний –это разные а: переднее, среднее (нормальное русское) и заднее.
Наконец, гласные могут различаться долготой: так, во французском и немецком есть []e -открытое краткое э иe[ :] -открытое долгое э; в германских языках закрытые гласные чаще бывают долгими, а открытые –краткими.
Все германские языки отличаются от других индоевропейских языков особым консонантизмом (системой согласных), возникшим в результате так называемого первого передвижения согласных. Как следствие этого передвижения, в германских словах состав согласных фонем оказался иным, чем в словах того же корня в остальных индоевропейских языках. Это различие представлено в закономерных соответствиях, которые и поныне прослеживаются; однако в ряде случаев оно было затемнено дальнейшим развитием звуковой системы того или иного языка. Поэтому яснее всего закономерные соответствия прослеживаются на материале сопоставления древнегерманских языков.
Под фонемой здесь понимается мельчайшая линейно выделимая смыслоразличительная звуковая единица в ее наиболее обобщенном виде. В речи она реально представлена своими аллофонами.
Под аллофоном понимается вариант фонемы, обычно обусловленный определенной позицией. Два разных аллофона одной и той же фонемы не могут занимать одинаковую позицию в слове.
Основным признаком, характеризующим древнеанглийские согласные, является способ артикуляции, т.е. принадлежность к шумным (смычным, щелевым) или сонантам. Внутри этих групп согласные различаются по 1)месту артикуляции: переднеязычные (альвеолярные или дентальные), губные и заднеязычные и 2)по краткости и долготе; последняя оппозиция реализуется противопоставлением геминат и простых.
Передвижение согласных охватило все шумные согласные (кроме s) трех локальных рядов –велярные, дентальные, лабиальные:
1.Германские глухие щелевые являются рефлексами индоевропейских (негерманских) глухих смычных:
Германские /f/,/p/,/h/ д.а. frignan, готск. fraihnan (спросить) |
Индоевропейские /p/,/t/,/k/ лат. precor (прошу) |
2.Германские глухие
смычные являются рефлексами
индоевропейских звонких
Германские /p/,/t/,/k/ д.а. twa, готск. twai, совр.two |
Индоевропейские /b/,/d/,/g/ лат.duo, русск. два |
3.Германские звонкие
являются рефлексами древних
индоевропейских звонких
Под релевантным признаком понимается признак, на основании которого данная фонема может быть отграничено от другой. Сопровождающий признак присущ данной фонеме, или, вернее, каким-то ее аллофонам, но не противопоставляет данную фонему другим.
Звонкие смычно-щелевые фонемы в сравнительной грамматике обычно обозначаются перечеркнутыми буквами.
Германские /b/,/d/,/g/ д.а. bropor,дрвн. broudar, совр.а.brother |
Индоевропейские /bh/,/dh/,/gh/ снкр. bhrata, лат. frater |
Кроме перечисленных трех основных локальных рядов шумных согласных, в индоевропейских языках засвидетельствован лабиовелярный ряд, представленный наиболее четко в латинском. В некоторых германских языках лабиовелярные фонемы /kw/ и /hw/, по-видимому, рано расщепились на сочетание фонем типа /k+w,h+w/. Первые компоненты этих сочетаний изменялись как соответствующие велярные: так, д.а. hwa, готск. hwas «кто» -лат. quis; д.а. cwepan, готск. qipan «сказать» -лат. veto «запрещено» из gweto.
Индоевропейские сонанты /r/,/l/,/m/,/n/ отразились в германских языках без изменений.
Нейтрализация –регулярное снятие, в определенной позиции, противопоставление между фонемами, обычно противопоставленными. В качестве примера можно привести обязательное оглушение шумных в русском в исходе слова: град /грат/. Из двух противопоставленных в русском рядов глухих и звонких щумных в исходе слова возможен только один –глухой.
В группах германских согласных, состоявших из щелевого+смычный, не произошло никаких изменений: лат.stare «стоять» - д.а. standan. В группах, состоявших из смычного+смычный, первый смычный подвергался перебою. Практически в этих группах второй смычный был обычно представлен глухим дентальным. Таким образом, можно сказать, что с фонологической точки зрения смычность нейтрализовалась перед смычным дентальным. В описанных выше группах «щелевой+смычный» и «смычный+смычный», которые были свойственны индоевропейским негерманским языкам, в германских языках оказалась возможной только одна структура –«щелевой+смычный», и те группы, которые имели иную структуру, изменились соответствующим образом.
Информация о работе Формирование фонетических навыков английского языка на начальном этапе