Маркетинг в инновационной деятельности организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы успеть за быстроменяющимися потребностями рынка и максимально использовать открывающиеся во внешней среде возможности, предприятиям требуется постоянная работа над новыми продуктами, технологиями, отношениями с окружающим миром. Ключом к решению этих все усложняющихся задач является инновационная маркетинговая деятельность, которая в современных условиях становится ядром корпоративных конкурентных стратегий. Изменения во внешней среде постоянно создают почву для инноваций, поскольку появляются все новые возможности удовлетворения уже существующих нужд и потребностей.

Файлы: 1 файл

курсовая 1docx.docx

— 70.62 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Инновационная деятельность — вид деятельности, направленный на разработку и создание новшества (новации) как интеллектуального  продукта   в форме открытия, изобретения, полезной модели, ноу-хау  и т.д. с целью его дальнейшего  практического внедрения в виде нового, либо усовершенствованного продукта или услуги, технологии, организационной  структуры(инновации); инновационная деятельность (далее — ИД) нацелена на получение положительного экономического, социального, экологического, научно-технического, либо иного другого эффекта, при отсутствии которого ее проведение теряет всякий смысл. Существует также определение ИД как процесса (то есть серии непрерывных последовательных видов работ, процедур и операций) трансформации новации в инновацию путем внедрения новшества в практику. Таким образом, ключевым аспектом ИД является именно создание возможности практического использования новации.      

ИД проводится по нескольким направлениям, таким как:

  •   подготовка и организация производства: приобретение средств производства (средств труда и предметов труда), осуществление необходимых изменений средств производства, а также методов и стандартов производства и контроля;
  •   производственные разработки: модификация продукта и технологического процесса, переподготовка персонала;
  •   маркетинг новых (усовершенствованных) продуктов: предварительное исследование рынков, исследование возможности адаптации к разным рынкам, рекламная компания;
  •   приобретение не овеществленных технологий (в форме патентов, лицензий) с целью дальнейшего практического использования;
  •   приобретение овеществленных технологий (в форме изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) с целью дальнейшего практического внедрения в новые товары и услуги;
  •   производственное проектирование и др.

Понятно, что ИД в рамках конкретного инновационного процесса может проводиться как сразу по всем возможным направлениям, так и лишь по некоторым из них. Остановимся на маркетинге как направлении инновационной деятельности.

На сегодняшний день наличие  концепции, государственных программ, а, главное, возможности централизованного  обеспечения инновационных предприятий  необходимыми материально-техническими, финансовыми и прочими ресурсами дают возможность развивать в России профильное высокотехнологичное и наукоемкое производство и создавать высококачественную продукцию, способную успешно конкурировать с иностранными аналогами, в том числе и инновационную.

В условиях сложившейся к  настоящему времени ситуации доминирования  рынка покупателя практически на всех существующих его сегментах  вследствие их насыщения и возрастающей на этом фоне конкурентной борьбы между  производителями и между продавцами всех уровней именно инновации становятся решающим фактором победы в этой борьбе. Однако в любом случае нет гарантий ни что инновация найдет своего потребителя  и окупится, ни, тем более, что  она принесет какую-то прибыль. Маркетинг  же, и как инструмент менеджмента, и как целая философия, тем  более, позволяет снизить вероятность  выпуска невостребованной продукции, определение которой осложняется  еще и степенью новизны продукта.

Одной из основных целей  использования маркетинга в инновационном  менеджменте при этом становится, наравне с изучением потребительских  потребностей и рынков, прогнозирование (наиболее точное, по мере возможностей) ситуации на рынке на каждом этапе  жизненного цикла инновации.

Актуальность  исследования заключается в том, что использование инструментов маркетинга в инновационном менеджменте является  основой для определения целесообразности выведения на рынок нововведения.

Предметом исследования является магазин «Остин». Объект исследования - инновационная деятельность магазина «Остин».

Целью исследования является изучение возможностей использования маркетинга в инновационном менеджменте.

Для достижения данной цели, в работе предусматривается решение следующих задач:

1) изучение научно-теоретических  подходов, сущности, особенностей и  принципов инновационной методики (исследования внешней и внутренней  среды рынка);

2) влияние инновационной методики  на конкурентоспособность коллекции  (с помощью анализа реализации  коллекции);

3) повышение эффективности инновационной  методики и конкурентоспособности  предприятия (с помощью усиления  работы отдела маркетинга в  направлении получения прибыли).

Методологическую базу исследования составили три группы источников: труды таких ученых, как Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Фатхутдинов  Р.А., научные статьи в периодических  журналах по исследуемой проблематике (Виногоров Г. Г., Лобастова О.В., Родионова  Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р.).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Маркетинг и инновационная деятельность

Маркетинговые инновации - реализованные  новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне  и упаковке продуктов, использование  новых методов продаж и презентации  продуктов (услуг), их представление  и продвижение на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, расширение их состава, открытие новых рынков сбыта с  целью повышения объемов продаж  [8,с.25].

Основой и сущностью экономической  и культурной жизни людей является производство товаров, услуг, информации (далее: продукт) и их последующая  реализация на соответствующих рынках. Товары, услуги, информация создают  выгоду, которую экономисты называют полезностью, позволяющую покупателю удовлетворить какое-то свое желание. Существует четыре типа базовых полезностей, задающих коммерческий тон отношений между производителями и покупателями продуктов: форма, время, место и владение.

Полезность формы создают  предприятия, преобразуя сырье и  компоненты в готовый продукт.

Полезности времени, места  и владения создает служба маркетинга через свои специфические стратегии, инструменты, коммуникации.

Полезности времени и  места реализуются при поиске потребителями товаров, услуг, информации; полезность  владения осуществляется в момент передачи права собственности  на товары, услуги, информацию.

Все предприятия, если они  хотят выжить, должны:

1) создавать полезность  и усиливать свои компетенции;

2) считать полезность  основой выживания. 

Это главные заповеди успешных стратегов - маркетологов. Инструментами  для создания полезностей на предприятиях выступают процессы проектирования инноваций, их трансформация в планы  и маркетинговая инновационная  поддержка потребителей. Совокупность этих составляющих позволяет отыскивать, моделировать и удовлетворять чьи-то запросы в товарах, услугах, информации эффективными способами, отличными  от конкурентов. В этом появляется «превосходство»  маркетинговых инноваций одного предприятия над другим  [8,с.30].

Если предположить, что  сущностью маркетинга является «процесс создания благодарных потребителей», то инновационный маркетинг параллельно  решает и другую задачу: он заставляет благодарных потребителей покупать все новые и новые «выгоды» через продукты, услуги, информацию – наиболее искусно выполненные  маркетинговые инновационные стратегии.

Чтобы успеть за быстроменяющимися  потребностями рынка и максимально  использовать открывающиеся во внешней  среде возможности, предприятиям требуется  постоянная работа над новыми продуктами, технологиями, отношениями с окружающим миром. Ключом к решению этих все усложняющихся задач является инновационная маркетинговая деятельность, которая в современных условиях становится ядром корпоративных конкурентных стратегий. Изменения во внешней среде постоянно создают почву для инноваций, поскольку появляются все новые возможности удовлетворения уже существующих нужд и потребностей.

Инновация (англ. innovation – введение новшеств) трактуется по-разному. В своем первоначальном значении инновация – это «создание нового». По мнению П. Друкера инновация – это действие, которое наделяет ресурсы новой способностью производить материальные и интеллектуальные ценности. Инновация означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продуктов и услуг. Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности [6,41].

С момента принятия к распространению  новация приобретает новое качество – становится инновацией.

Процесс выведения новации  на рынок принято называть коммерциализацией, а период времени между появлением новации и ее реализацией на рынке, называется инновационным лагом.

Инновация – это особый инструмент предпринимательства –  это не управление изменениями, а  целенаправленный поиск системных  изменений, которые могут быть использованы предпринимателем.

Стратегические возможности  компаний, придерживающихся инновационных  технологий и ориентированных на рынок, связаны с созданием новых  и расширением  существующих рынков, проникновением на новые региональные и транснациональные рынки, репозиционированием  бизнеса. Для этих целей требуются  новые идеи, нововведения, инновации.

В маркетинге инновационная  деятельность, как правило,  осуществляется по всему циклу отношений в  цепи «производитель – покупатель». Однако здесь возможны ограничения, тормозящие внедрение инноваций  в сфере маркетинга:

  • наличие государственных и социальных ограничений, сужающих рамки использования инновационных идей (безопасность продукта для потребителя, экологическая совместимость);
  • дороговизна процессов разработки и реализации маркетинговых проектов;
  • недостаток капитала у предприятий;
  • сокращение жизненного цикла товаров в результате копирования новинки конкурентами и др.
  • рост затрат на развитие новых продуктов;
  • глобализация конкуренции; снижение рентабельности торговых марок компаний - последователей;
  • неудачное позиционирование нового товара, неэффективная рекламная кампания или слишком завышенная цена.

И все же, несмотря на эти  ограничения в современном мире инновационные технологии являются одним из важнейших и определяющих концепций развития  маркетинговой  среды предприятия. Интерактивный  маркетинг, интернет, широкополосная сеть, беспроводные средства и интерактивное  телевидение – все это результат  технологических, инновационных прорывов, которыми маркетологи уже успешно  пользуются и получают необходимые  нормы прибыли. В результате инноваций  созданы новые отрасли и продукты, возникли новые рекламные возможности, изменился характер конкуренции, что  существенно повлияло на решения, связанные  с маркетинг-миксом и, что в итоге,  позволило более масштабно учитывать  общественное мнение и потребителей через реализацию:

а) функций обмена (покупки  и продажи);

б) функции дистрибьюции (транспортировка и хранение);

в) функции поддержки (стандартизация, классификация, финансирование, принятие на себя риска и получение маркетинговой  информации).

Маркетинговые инновации  направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, расширение их состава, открытие новых рынков сбыта с  целью повышения объемов продаж. Изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой маркетинговой  концепции, относятся к изменениям в форме и внешнем виде продукта, которые не влияют на его функциональные и пользовательские характеристики. Они также включают изменения  в упаковке, что для таких продуктов, как, например, продукты питания, напитки, моющие средства, является определяющим для их внешнего вида.

Использование новых методов  продаж и презентации продуктов  связано с расширением продаж и не включает методы логистики (транспортировки  и хранения).

Информация о работе Маркетинг в инновационной деятельности организаций