Инновационная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Файлы: 1 файл

Теоритическая часть4.docx

— 229.73 Кб (Скачать)

1. Понятие инновационной деятельности

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом  инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может  быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению  и использованию инноваций.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и  коммерциализацию результатов научных  исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение  качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые  в своей совокупности приводят к  инновациям

Различают несколько видов инноваций:

- технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

2. Этапы разработки и реализации инновационной деятельности

Выявить особенности оценки эффективности  внедрения предприятиями новых  и улучшающих инноваций можно на основе анализа содержания и условий реализации основных этапов разработки и реализации инноваций.

Анализ  ситуаций и проблем организации  процесса разработки новых технологий и продуктов выполнен в форме описания тринадцати этапов реализации инновации на предприятии. Эти этапы сгруппированы и представлены в виде комплекса действий.

1.) Первоначальный обзор - для эффективной организации процесса разработки нового товара достаточно провести экспертную оценку трудовых, финансовых и экономических ресурсов компании, а также осуществить отбор инновационных идей.

2.) Предварительная оценка рынка - отобранные идеи анализируют с позиции их возможного восприятия будущими (для нового продукта) или существующими (для улучшающей технологии) потребителями и потенциальными или действующими конкурентами.

3.) Предварительная техническая оценка продукта - посвящается исследованию разрабатываемой новинки в отношении ее реального воплощения, или реализуемости. Здесь идет поиск необходимых ответов на вопросы о возможностях изготовления нового товара в масштабах массового производства относительно реальности изготовления нового товара в масштабах массового производства с учетом:

- реальности изготовления всех необходимых комплектующих элементов и сырья;

- наличия собственных или необходимости привлечения сторонних исследовательских ресурсов;

- возможных сложностей в связи с сертификацией;

- существования аналогичных технологий и патентов на них;

- перспектив появления товаров-заменителей.

Если  результаты технической оценки оказываются  неблагоприятными, то специалисты рекомендуют отложить на некоторое время или вообще отказаться от реализации данного инновационного проекта, чтобы избежать больших потерь на последующих стадиях. Такую альтернативу завершения проекта целесообразно исследовать на каждой стадии его выполнения. На рассматриваемом этапе такая необходимость обусловлена значительными различиями между созданным в лаборатории прототипом и масштабами промышленного производства. Эти несоответствия могут потребовать внесения таких существенных изменений в исходные параметры инновационной идеи, что она потеряет свой первоначальный смысл и основной замысел.

4.) Детальнейшее исследование рынка - изучаются потребности и нужды целевой аудитории из числа возможных покупателей, определяются способы и методы продвижения продукта на рынок, оцениваются конкуренты по всем важным маркетинговым позициям.

Как видим, два из описанных этапов посвящены  анализу рынка, что свидетельствует  о важности этих данных для эффективной  коммерциализации новой технологии в современных, рыночных условиях хозяйствования.

5.) Бизнес-анализ и финансовый анализ проекта - направлен на предварительную разработку бизнес-плана. Здесь составляется его финансовая часть, которая включает расчет показателей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, а также предусматривает оценку рисков.

6.) Разработка - предполагает непосредственное изготовление продукта. На этом этапе основной задачей является установление взаимодействия между ценой будущей новинки и издержками на ее производство.

7.) Тестировании продукта внутри организации - выявляются недостатки разработанного продукта в лабораторных условиях или в ходе полигонных испытаний.

8.) Пробы продукта потребителями – этап необходим для пробного тестирования инновационного продукта будущими покупателями. Это позволяет выявить недостатки и собрать первые замечания, которые можно учесть до запуска новинки в массовое производство.

9.) Опытные продажи или рыночная проверка - включает в себя реализацию инновации на ограниченной территории или незначительной группе потребителей для получения большего числа откликов и мнений покупателей с целью внесения изменений в продукт до его массового сбыта и продвижения на рынке.

10.) Опыт производства - заключается в апробации всего производственного комплекса, на котором планируется осуществлять массовое изготовление новинки. Это проводится с целью выявления производственных ограничений и технических возможностей.

11.) Бизнес-анализ проекта - является базовым при принятии окончательного решения о коммерциализации инновации. Для этого составляется детальный финансовый бизнес-анализ, который включает в себя бизнес-план производства с учетом всех необходимых расходов и планируемых доходов, новых данных по состоянию ситуации на рынке, состава и структуры управленческой команды, оценки риска и мероприятий по его недопущению. На этом этапе может быть также принято решение об отказе от проекта, если на рынке произошла смена технологии, появился товар-заменитель или предпочтения потребителей радикально изменились.

12.) Запуск полномасштабного производства - требует значительных финансовых затрат, связанных с приобретением производственных линий и формированием сбытовых каналов. Здесь также необходима высокая координация действий по всей технологической цепочке, начиная от поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и до выполнения предписаний рабочими на производственных участках.

13.) Выход продукта на рынок - направлен главным образом на маркетинговые мероприятия и рекламные воздействия на потребителей. Это этап установления конкурентоспособной цены для новинки, выбора формы и содержания ее рекламной кампании, способов дистрибуции и механизмов продвижения, а также формирования нужного общественного мнения.

Обобщая приведенное описание этапов разработки нового продукта, следует отметить, что инновационная деятельность начинается с анализа рынка, а не с оценки технических характеристик продукта или компании. Именно новизна потребительских, а не технических свойств играет сегодня первостепенную роль для эффективной коммерциализации инноваций. Целью анализа рынка является определение коммерческих перспектив будущего продукта или услуги. Еще на этапе разработки новинки важно оценить рыночную привлекательность и потенциал продукта, возможное восприятие продукта рынком, его размер, тенденции и темпы изменения.

Указанные и другие показатели эффективности  вовлечения новых технологий в хозяйственный  оборот должны быть не только выражены количественно, но и отражать состояние  финансов, производства, сбыта и  других средств. В этой связи специалисты  особо подчеркивают важность разработки и необходимость оценки достоверных  количественных показателей. На практике, как известно, в огромном числе  случаев решения принимаются  методом экспертных, качественных оценок, эмоционально или на основе интуиции. К таким решениям бессмысленно возвращаться при разработке стратегических программ и инновационных аланов-проектов, так как указанные решения  нельзя эффективно проанализировать и  понять, какие ошибки были допущены и по каким причинам.

Основными переменными в процессе принятия эффективных решений по инновационным проектам, анализа и отбора наиболее перспективных технологий из числа рассматриваемых альтернатив должны стать состояние и масштабы развития предприятия. В условиях ограниченных финансово-экономических ресурсов обеспеченность интеллектуальными, научно-исследовательскими, финансовыми, маркетинговыми, кадровыми, производственными и другими необходимыми ресурсами приобретает немаловажное значение для достижения инновационных целей. Способность хозяйствующих субъектов достичь целей, поставленных в инновационном проекте, должна рассматриваться по следующим основным, функциональным направлениям хозяйственной деятельности предприятия:

 

3. Внедрение инноваций в управление предприятием

При разработке перспективных планов развития, предприятие анализирует и определяет в первую очередь свои стратегические ориентиры на рынке. Затем эти общие долгосрочные направления конкретизируются и реализуются в форме различных стратегических программ и планов-проектов. Интеграция стратегического управления и инновационного менеджмента позволит установить взаимосвязь и взаимодействие между технологическими и нетехнологическими направлениями хозяйствования предприятий и послужит методологической основой эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот.

Комплексная система стратегий роста и  развития крупной экономической  организации, как правило, включает в себя три уровня принятия управленческих решений:

1) общий, или корпоративный;

2) конкурентный, или производственно-хозяйственный;

3) операционный, или функциональный.

Общая, или корпоративная, стратегия определяет направление развития предприятия  в целом. Производственно-хозяйственные  стратегии описывают способ достижения конкурентных преимуществ по каждому  основному направлению хозяйственной  деятельности на уровне подразделений. Функциональные стратегии конкретизируют действия отделов и служб (производство, маркетинг, финансы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), персонал) но достижение общей и конкурентных стратегий в оперативном режиме времени.

Разновидности общего корпоративного развития в системе  стратегий сводятся к трем основным типам: рост, стабильность и сокращение. Стратегия роста направлена на развитие наиболее перспективных в долгосрочном аспекте сфер хозяйствования предприятия. Стратегия стабильности предполагает сосредоточение и поддержку существующих направлений бизнеса. Стратегия сокращения применяется в силу сложившихся внешних конъюнктурных или внутренних структурных причин, приведших предприятие к критической ситуации.

В существующей системе стратегий  выведение на рынок новых продуктов  и услуг на основе внедрения продуктовых  и технологических инноваций  относится к стратегиям роста. Это  означает, что в корпоративном  плане стратегии инноваций не придается приоритетного значения. Данную стратегию принято отождествлять  с производственно-хозяйственным, а  не корпоративным менеджментом. Такая  система иерархии корпоративных  направлений роста приводит в  настоящее время к тому, что  на большинстве предприятий на освоение инноваций выделяется недостаточно ресурсов, потому как данная стратегия  продолжает считаться дополнительной и не является основной. Отсюда потенциал новых технологий используется неполноценно и увеличивает технологическое отставание предприятий.

Такой подход к декомпозиции стратегий  характерен для индустриального  и постиндустриального уклада экономики  и не является приемлемым для современных  рыночных условий, когда экономический  рост предприятия определяется в  основном используемыми базовыми технологиями. Трансформация экономической среды  обусловливает необходимость усиления роли стратегии инновационного развития в корпоративном плане. Решение этой задачи возможно на основе включения в состав корпоративных стратегий такого отдельного направления развития, как инновационное (рис. 1.10).

Перемещение управления по освоению новых технологий с производственно-хозяйственного и функционального уровней на корпоративный, приведет к повышению роли инновационной деятельности в общей системе управления предприятием. Включение стратегии инноваций в число корпоративных способствует тому, что технологическое развитие становится общей стратегической целью хозяйствующего субъекта в целом и перестает быть частной функциональной задачей отдельного производственно-хозяйственного подразделения или бизнес - единицы, входящих в состав данного предприятия.

Кроме того, корпоративные стратегии при  таком варианте, можно согласовать  с фазами жизненного цикла изделий: рождение, рост, зрелость, спад. Приведение корпоративных стратегий в соответствие между собой, согласно концепции жизненного цикла и с учетом их последовательного роста и развития, в свою очередь, позволяет предприятиям постоянно формировать сбалансированный бизнес-портфель. Под ним традиционно понимается равномерное размещение ресурсов между зарождающимися и зрелыми рынками с целью рассредоточения рисков, диверсификации бизнеса, смягчения зависимости от определенных групп потребителей, разнообразия технологической ориентации и получения равновесного распределения прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Так или иначе, основной смысл такой классификации стратегий заключает в том, чтобы в основу каждого стратегического плана ставить инновационное развитие.

Информация о работе Инновационная деятельность