Инновационная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Файлы: 1 файл

Теоритическая часть4.docx

— 229.73 Кб (Скачать)

6.) Оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления стратегиями инновационного развития. На этом этапе проводится окончательный отбор в пользу той стратегии инновационного развития, которая отвечает требованиям организационно-экономического обеспечения. Если по результатам оценки инновационного потенциала возможности эффективной инвестиционной поддержки оказываются низкими, новую или улучшающую технологию можно включить в портфель инновационных проектов и реализовать разработки при более благоприятных условиях. Если по результатам оценки инновационного потенциала возможности эффективной инвестиционной поддержки оказываются высокими, предприятие приступает к реализации проекта. Достижение поставленных целей и задач организуется и контролируется на уровне корпоративных отношений.

7.) Анализ и контроль поставленных и достигнутых стратегических цепей инновационного развития, выявление отклонений. В процессе реализации стратегий инновационного развития обеспечивается не только их организационно-экономическая поддержка, по и своевременная корректировка при существенных изменениях конъюнктуры на рынке, выведении конкурентами продуктов-аналогов, появлении новых научных знаний, дестабилизации экономической обстановки на самом предприятии. Выявленные отклонения получают отражение в реализуемых стратегиях инновационного развития.

Для проведения активной инновационной  политики, направленной на экономический  рост и конкурентоспособность предприятия  на основе оценки эффективности новых  технологий и улучшающих продуктов, также необходима дальнейшая разработка соответствующего организационного обеспечения. Речь идет о том, что на практике нужно использовать инструментарий, позволяющий добиться отражения  в корпоративной планово-экономической  работе закономерных процессов генерирования, оценки, отбора и внедрения продуктовых  и технологических нововведении. В этих целях требуется научно-методическая разработка вопросов определения объективно-необходимых  функций по управлению инновационными преобразованиями, оптимального распределения  этих функций между отделами, руководителями, подразделениями, установления управленческих процедур, прав, обязанностей и ответственности  между службами и должностными лицами в процессе разработки и реализации стратегий инновационного развития. Тогда станет возможным исполнение таких функций управления инновационным  развитием, как учет, анализ и контроль, за регулированием тех организационно-экономических параметров, от которых зависит эффективность новых и улучшающих технологи. Посредством распределения аналитических процедур, а также контроля над достижением поставленных целей и задач можно обеспечить наиболее полное использование возможностей экономического роста и конкурентоспособности на основе инноваций.

 

3. Методы оценки инноваций

 

На  первом этапе на основе показателей  количественной оценки рыночной перспективности  следует определить коммерческую состоятельность  инновационной идеи с учетом общих  условий ее конкурентоспособности  на рынке. При этом предлагается анализировать  такие критерии эффективности нового или улучшающего продукта, как  его патентоспособность, размер и  темпы роста инновационного рынка, потенциал нововведения с позиции  его жизненного цикла и охвата дистрибутивных сегментов. Иначе говоря, здесь необходимо ответить на вопрос, насколько конкурентоспособна инновация с позиции рынка, па котором предприятие действует (если это улучшающая технология) или на который оно планирует выйти (если это новый продукт).

Далее с учетом намеченных перспектив на рынке следует определить внутренние ресурсные возможности предприятия  по реализации новой или улучшающей технологии. Обеспеченность интеллектуальными, научно-исследовательскими, финансовыми, маркетинговыми, кадровыми, техническими и прочими необходимыми ресурсами  имеет немаловажное значение для  эффективного достижения инновационных  целей. Вследствие этого важно оценивать  затраты на разработку и реализацию инновационного проекта и сопоставлять их с внутренними ресурсными возможностями, имеющимися в распоряжении хозяйствующего субъекта. Это позволит ответить на вопрос о том, не возникнут ли у  предприятия финансовые сложности  с достижением перспективных  целей, поставленных в инновационном  проекте.

Затем следует оценить эффективность  инвестиционных вложений предприятия  в новую или улучшающую технологию и определить на этой основе инвестиционную результативность продуктовой инновации. Одна из основных целей реализации инновационных проектов состоит  именно в снижении издержек на производство продукции и увеличении чистой прибыли  предприятия. При анализе и отборе новых или улучшающих технологий важно выявить те нововведения, которые оказывают наиболее позитивное влияние на развитие хозяйственных функций предприятия с учетом вложенных инвестиций.

В завершение можно проанализировать влияние планируемой к внедрению  инновации на развитие экономики  предприятия в целом. Речь идет об оценке стратегических изменений, которые  могут произойти в деятельности предприятия после внедрения  новой или улучшающей технологии по каждой из основных хозяйственных  функций. В случае с улучшающей технологией  этот подход может быть направлен  на сравнение анализируемой технологии с существующим на предприятии аналогом. Такое сравнение возможно на основе относительного сопоставления существующего  и возможного изменения положения  в экономике предприятия. При  внедрении новых технологий данное сопоставление может носить абсолютный характер. В этом варианте экономические  параметры по каждой из основных функций  можно сравнивать с показателями предприятия до и после вовлечения новой или улучшающей технологии в хозяйственный оборот. Наряду с  названными параметрами важно также  оценить коммерческую привлекательность  инновационного проекта на основе временной  оценки денежных потоков, возникающих  у предприятия в результате разработки и реализации продуктовых и технологических  инноваций. Следует иметь в виду, что выбор направлений инновационного развития не ограничивается проведением  оценки эффективности инновационных  проектов.

В связи с усилением значимости инноваций как фактора экономического роста, повышением роли инновационного менеджмента в управлении хозяйствующими субъектами, а также выведением процессов  реализации продуктовых и технологических  нововведений на корпоративный уровень  принятия решений отбор эффективных  инновационных проектов следует  осуществлять при их сравнении с  другими нетехнологическими стратегиями  развития предприятия. Определить пути совершенствования методики оценки эффективности инновационного развития с учетом принципов стратегического  планирования можно на основе исследования процессов разработки и реализации на предприятии различных стратегий. При этом важно понять структурную схему и установить взаимосвязи между этапами разработки и реализации стратегического поведения предприятия на рынке, а затем применить выявленные закономерности к процессу формирования стратегий инновационного развития.

В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности, применяют:

1. чистый доход;

2. чистый дисконтированный доход;

3. внутреннюю норму доходности;

4. индексы доходности затрат и инвестиций;

5. срок окупаемости;

6. группу показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-участника проекта.

В связи с тем, что для анализа инноваций в экономической теории применяются в большинстве случаев «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» [37], нововведения оцениваются в основном статическими (норма прибыли, срок окупаемости) и динамическими методами (чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, дисконтированный срок окупаемости). При этом основное внимание уделяется аспектам отбора новых технологий на конкурсной основе с позиции их финансирования из государственного бюджета или внебюджетных фондов. Другими словами, предпочтение отдается научному подходу разработки инноваций, когда новая технология разрабатывается силами ученых в рамках научно-исследовательского поиска.

Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может не оказаться таковым для  другого. Факторы развития внешнего окружения и внутренней среды  у каждого хозяйствующего субъекта носят индивидуальный характер и  оказывают существенное влияние  на результативность инновационного проекта. Степень выполнимости, или осуществимости инноваций у разных организаций будет различной. Вопрос здесь состоит в том, чтобы с позиции конкретного хозяйствующего субъекта оценивать эффективность реализации инновационного проекта с учетом внутренних, функциональных особенностей предприятия.

Методическое  заимствование положений рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов для инновационных, как  отмечается в литературе [30]. является не совсем оправданным и по другим причинам. При таком подходе основное внимание уделяется вопросам оценки финансовой и экономической эффективности проектов и не учитываются некоторые весьма существенные, имманентные особенности разработки и реализации новых технологий.


Информация о работе Инновационная деятельность