Риски в инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики. В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предпринимательства, рисков, путей их оценки и минимизации.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….3
1. Понятие инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..4
2. Риски в инновационной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….9
3. Методы управления рисками в инновационной деятельности . . . . . . …..18
4. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности ...22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………25
Список литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...26

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования И  НАУКИ Российской Федерации

Уральский государственный  финансово-юридический  институт

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине: «Инновационный менеджмент»

На  тему: «Риски в инновационной деятельности» 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил: Вороненко Вадим Сергеевич,

Студент группы ФК ВВЗ-2609

                                                                     Заочная форма  обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….3 

1. Понятие инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..4 

2. Риски в инновационной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….9 

3. Методы управления рисками в инновационной деятельности . . . . . . …..18

4. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности ...22

      Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………25

   Список литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...26  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Тема данной работы – «Риск инновационной деятельности». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

   Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невоз­можности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.

   Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.

   Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

    Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.

    В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предпринимательства, рисков, путей их оценки и минимизации. 
 
 
 
 
 

1. Понятие  инноваций 

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

«Новшество» характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие  близко к понятию «изобретение».

«Нововведение»  — это освоение новой техники  и технологии, улучшенных методов  организации и управления, процесс  использования новшества.

 «Инновация — это нововведение, комплексный процесс создания, рас­пространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества».

   Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

    Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

    Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Иными словами, «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

    Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й.Шумпетер2 выделил пять типичных изменений:

1) Использование новой техники, новых технологический процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

     В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.

   Э.А.Уткин в работе «Управление фирмой»3 определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.4

   В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, тех­нологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

     Различают следующие виды инноваций:

1. По степени радикальности (новизны):

1) Базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

2) улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

3) псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2. По  характеру применения:

1) Продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;

2) технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:

3) социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

4) комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

5) рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

3. По  стимулу появления (источнику): 

1) Инновации, вызванные развитием наукой и техники;

2) инновации, вызванные потребностями производства;

3) инновации, вызванные потребностями рынка.

4. По  роли в воспроизводственном процессе:

1) Инновации потребительские;

2) инновации инвестиционные.

5. По  масштабу:

1) Инновации сложные (синтетические);

2) инновации простые.

     Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

     Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).

     В середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора: «Задача предпринимателей - реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле — через использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности...».5

    Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке.

     Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе пред­принимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства».6

   При принятии окончательного решения в связи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему:

1) Прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию;

2) связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.

   Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

    Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:

Информация о работе Риски в инновационной деятельности