Формы организации инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования:изучение инновационной деятельности на предприятии.
Для достижения указанной цели нами решались следующие задачи:
изучить теоретические основы инновационной деятельности предприятия;
выявить классификационные признаки инноваций;
изучить инновационную деятельность на предприятии ОАО «Бузулук-мука»;
наметить возможные пути инновационной деятельности предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
Теоритические основы организации инновационной деятельностина предприятии………………………………………………………………….
Содержание понятия «инновация»………………………………………..
1.2 Классификационные признаки инноваций и их функции……………….11
1.3 Организация инновационной деятельности на предприятии……………13
2. Анализ инновационного развития ОАО «Бузулук-мука»…………………
2.1 Общая характеристика ОАО «Бузулук-мука»……………………………
2.2 Анализ продукции ОАО «Бузулук-мука»………………………………..
2.3 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «Бузулук-мука»…………………………………………………………………
Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности предприятия ОАО «Бузулук-мука»……………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

К.р. Формы организации инновационной деятельности.docx

— 79.80 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………………...

3

  1. Теоритические основы организации инновационной деятельности

на предприятии………………………………………………………………….

    1. Содержание понятия «инновация»………………………………………..

 

5

5

1.2 Классификационные признаки  инноваций и их функции……………….

11

1.3 Организация инновационной  деятельности на предприятии……………

13

2. Анализ инновационного  развития ОАО «Бузулук-мука»…………………

2.1 Общая характеристика  ОАО «Бузулук-мука»……………………………

16

16

2.2 Анализ продукции ОАО  «Бузулук-мука»………………………………..

19

2.3 Анализ инновационной  деятельности предприятия ОАО 

«Бузулук-мука»…………………………………………………………………

 

20

  1. Рекомендации по совершенствованию инновационной

деятельности предприятия  ОАО «Бузулук-мука»……………………………

 

25

Заключение……………………………………………………………………...

29

Список использованных источников………………………………………….

31


 

Введение

 

В современном экономическом  мире инновации выступают одним  из ключевых факторов, определяющих перспективы  социального и экономического развития организаций.

Сегодня конкурентоспособность  на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое  знание. И если в прошлом успех  и развитие организации во многом зависели от доступа к природным  ресурсам, то сегодня они нуждаются  в науке, нововведениях и образовании  работающих.

В настоящее время вся  ответственность по осуществлению  инноваций легла на плечи руководителей  отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности предприятия  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В настоящее время чрезвычайно важна адаптация новых методов работы на предприятиях, формирование новых секторов рынка, путем введения новой продукции, а так же повышение конкурентоспособности предприятия. Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.

Тема данной курсовой работы: Формы организации инновационной деятельности.

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «Бузулук-мука».

Предметом исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии.

Цель данного исследования:изучение инновационной деятельности на предприятии.

Для достижения указанной  цели нами решались следующие задачи:

  • изучить теоретические основы инновационной деятельности предприятия;
  • выявить классификационные признаки инноваций;
  • изучить инновационную деятельность на предприятии ОАО «Бузулук-мука»;
  • наметить возможные пути инновационной деятельности предприятия.

В работе использованы научные  разработки О.М. Хотяшевой, П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели, Е.А. Ларичевой  и других.

Исследование проводилось  с использованием методов наблюдения, экономического анализа, изучения необходимой  информации. При выполнении работы были использованы материалы научной и учебной литературы отечественных и зарубежных авторов.

База исследования: ОАО  «Бузулук-мука».

 

 

  1. Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии
    1. Содержание понятия «инновация»

 

 

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Главное внимание в инновационном  менеджменте уделяется выработке  стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.

Инновационный менеджмент - это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение  высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности.

Инновационный менеджмент призван  гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент преимущественно направлен на повышение эффективности функционирования и развития организации, это менеджмент организации-лидера или организации, стремящейся стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.[4]

В мировой экономическом  литературе понятие «инновация»  интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся, в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП).

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточнения понятия «инновации» познакомимся с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются  сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

При этом выделяются такие  признаки, как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий); закономерности процесса внедрения и т.п. Различные авторы, в основном, зарубежные (Н. Мончев, И. Перлами, В. Д. Хартмак, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики  базируется на международных стандартах (Руководство Фраскати). В соответствии с этими стандартами, инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация является следствием инновационной деятельности.[7]

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) Использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля-продажа);

2) Внедрение продукции  с новыми свойствами;

3) Использование нового  сырья;

4) Изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения;

5) Появление новых рынков  сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее  в 1930-е годы он уже ввел понятие  «инновация», трактуя его как  изменение с целью внедрения  и использования новых видов  потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени, имеет отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как  динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ). Кроме того, эти результаты имеют самостоятельный крут проблем.

Термины «инновация» и  «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.[9]

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и  экономическая эффективность. Их стратегия  направлена на то, чтобы превзойти  конкурентов, создав новшество, которое  будет признано уникальным в определенной области.

Таким образом, научно-технические  разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что  инновацию-результат нужно рассматривать  с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны  все три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности рынка. При этом следует обратить внимание на два момента: на «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции; средства и предметы труда, технологии и организации производства и на «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

Научно-технические инновации  должны обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.[6]

Распространение нововведений, как и их создание, является составной  частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса:

  • внутриорганизационная (натуральный процесс),
  • межорганизационная (товарный процесс),
  • расширенная.

Внутриорганизационная форма  инновационного процесса предполагает создание и использование новшества  внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает  непосредственно товарной формы. При  товарном инновационном процессе новшество  выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя  и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс  проявляется в создании все новых  и новых производителей нововведения, а также в нарушении монополии  производителя-пионера, что способствует в свою очередь через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Информация о работе Формы организации инновационной деятельности