Формы организации инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования:изучение инновационной деятельности на предприятии.
Для достижения указанной цели нами решались следующие задачи:
изучить теоретические основы инновационной деятельности предприятия;
выявить классификационные признаки инноваций;
изучить инновационную деятельность на предприятии ОАО «Бузулук-мука»;
наметить возможные пути инновационной деятельности предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
Теоритические основы организации инновационной деятельностина предприятии………………………………………………………………….
Содержание понятия «инновация»………………………………………..
1.2 Классификационные признаки инноваций и их функции……………….11
1.3 Организация инновационной деятельности на предприятии……………13
2. Анализ инновационного развития ОАО «Бузулук-мука»…………………
2.1 Общая характеристика ОАО «Бузулук-мука»……………………………
2.2 Анализ продукции ОАО «Бузулук-мука»………………………………..
2.3 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «Бузулук-мука»…………………………………………………………………
Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности предприятия ОАО «Бузулук-мука»……………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

К.р. Формы организации инновационной деятельности.docx

— 79.80 Кб (Скачать)

В условиях товарного инновационного процесса действует, как минимум, два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса втоварный, выделяются две его органические фазы:

1) Создание и распространение; 

2) Диффузия нововведения.

Первая фаза, в основном, включает в себя последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределится между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.[11]

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность  нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.

Диффузия инновации - это  процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам и распределяется между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма  и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т.п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных  процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами:

  • формой принятия решения;
  • способом передачи информации;
  • свойствами социальной системы;
  • свойствами нововведения (относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой: сложность, накопленный опыт внедрения и др.)

Одним из основных факторов распространения любой инновации  является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты инновационного процесса делятся на новаторов; ранних реципиентов; раннее большинство и отстающих. Последние три вида субъектов относятся к имитаторам.

Диффузия нововведения зависит  как от стратегии имитаторов, так  и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые  технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Так, вероятность доминирования на рынке будет наибольшей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, однако, влияние более ранних реципиентов будет всегда наибольшим по сравнению с выполнением последующих этапов.

Инновационный процесс имеет  циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Инновация - это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

По мере развития деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие процесса инноваций лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. если повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, то, таким образом, повышается восприимчивость к нововведениям.

Создание нововведений происходит в ходе деятельности, которая может быть названа инновационной. Условно совокупность процессов инновационной деятельности в разных отраслях может быть названа инновационной сферой.

Инновационная сфера не является единой организационной системой, ее составляющие присутствуют как в  производственном, так и в непроизводственном секторах экономики. В состав инновационной сферы входят подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации на предприятиях, в организациях и учреждениях, самостоятельные научно-технические организации, ВУЗы, система образования, отдельные ученые и изобретатели.

Стратегия развития инновационной  сферы как часть социально-экономической  стратегии может быть определена как инновационная стратегия.

Инновационная стратегия - система  концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.

В свою очередь экономическая (социально-экономическая) стратегия - это система долгосрочных, определяемых целью развития концептуальных установок (ориентиров) на принятие решений, позволяющих распределять ресурсы между альтернативными траекториями развития и корректировать их распределение при изменении внешних и внутренних условий функционирования.

Инновационная стратегия, с  одной стороны, призвана регулировать функционирование инновационной сферы, а с другой - включает отдельные  экономико-мотивационные элементы (например, налоговое регулирование  инновационной деятельности).

Говоря об иерархии инновационных  стратегий, рассмотрим в общей постановке задачи, решаемые на каждом из анализируемых  уровней.

Методологическая постановка проблемы инновационного регулирования, а также фактическое протекание научно-технических процессов позволяют выделить три основные задачи, решаемые в рамках формирования макроинновационных стратегий:

  • обеспечение инновационной безопасности страны,
  • выявление и реализация государственных научно-технических приоритетов,
  • создание условий инновационной предпринимательской активности.

В свете проблемы обеспечения  инновационной безопасности инновационные макростратегии должны способствовать созданию таких условий функционирования научно-технической сферы, которые позволяли бы поддерживать на необходимом уровне фундаментальные исследования, обеспечивали бы оптимальную долю заводских НИОКР в общем объеме проводимых в стране исследований и разработок, передачу результатов НИОКР в сферу производства и решение ряда других необходимых задач.

Государственные научно-технические  приоритеты определяют направления развития науки и техники, которые имеют наибольшую важность для обеспечения конкурентоспособного положения страны в целом. Государство должно выявлять эти приоритеты и формировать стратегии их претворения в жизнь. Его усилия должны быть направлены на то, чтобы заинтересовать регионы, отраслевые образования, отдельные предприятия следовать в русле названных приоритетов. С этой целью на рассмотренные более низкие уровни передаются управляющие стратегические воздействия.

Создание условий предпринимательской  активности является также важнейшей  задачей стратегического управления на макроуровне. Формируя и реализуя функциональные макроинновационные стратегии, государство должно создать стимулы, заинтересовывающие предприятия и  организации вкладывать средства в  проведение НИОКР и усиливающие  их восприимчивость к новшествам.

Инновационная стратегия  на уровне предприятия или на микроуровне  очень сильно зависит от инновационных  стратегий более высоких уровней. Макроуровень создает условия функционирования предприятия в научно-технических направлениях, соответствующих мировым тенденциям развития. Инновационная деятельность предприятия посредством прямого и косвенного воздействия направляется в русло этих тенденций. Региональные инновационные стратегии нацелены на привязку деятельности предприятия к достижению целей региона, в том числе инновационных. В зависимости от того, что представляет из себя регион, каковы его цели, определяется тип региональной стратегии. Поскольку предприятие территориально привязано к региону, оно не может напрямую противоречить его политике и должно учитывать при формировании своей стратегии региональные интересы.

 

1.2 Классификационные признаки инноваций и их функции

 

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации  от несущественных видоизменений в  продуктах и технологических  процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

1) Продуктовые инновации.  Они включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

2) Процессные инновации  означают новые методы организации  производства (новые технологии). Они связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • нновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому  признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

Инновация есть реализованный  на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или  операцию (технологию, процесс). При  реализации инновации, предложенной к  продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в  результате такого обмена, во-первых, покрывают  расходы по созданию и продаже  инноваций, во-вторых, приносят прибыль  от реализации инноваций, в-третьих, выступают  стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого можно  сказать, что инновация выполняет  следующие три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция  означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Информация о работе Формы организации инновационной деятельности