На сегодняшний день многие
молодые родители считают, что в
библиотеках много морально устаревших
книг. Из-за этого у них складывается
мнение, что посещение библиотеки
- бессмысленная трата времени. Кардинально
изменить отношение к библиотеке
непросто, но возможно путём решения
ряда задач:
* предоставить молодым
родителям максимум информации
о ресурсах библиотек муниципального
образования через детские сады,
школы и СМИ;
*организовывать массовые мероприятия
при поддержке образовательных учреждений,
приглашая детей вместе с взрослыми;
* показать пользователям,
что библиотека не отстала
от времени и может удовлетворить
их потребности в информации;
* создать программу мероприятий
для разностороннего творческого
развития ребёнка;
* сформировать условия,
чтобы и ребёнку, и родителям
было интересно посещать библиотеку.
Для большинства библиотек
эти задачи являются приоритетными
[14, с. 40].
В работе с родителями имеет
огромный опыт детская библиотека-филиал
№2. г. Могилева. Здесь с целью подготовки
молодых людей к семейной жизни и оказания
помощи молодым семьям в библиотеке был
организован университет «Молодая семья
- путь к гармонии». Была подготовлена памятка родителям «Летний отдых детей
в библиотеке». Составлялись списки
литературы: «Погода в доме» (рекомендательный
список литературы в помощь семейным отношениям),
«Будущее ребенка в ваших руках». В библиотеке
создано пресс-досье «У дапамогу бацькам»
[31, с. 39].
Отделом литературы для детей
и юношества Брестской областной библиотеки
им. М. Горького проводятся мероприятия
для родителей своих читателей в рамках
программы «Дети - родители - библиотека:
шаги навстречу». Мероприятия в рамках
этой программы были направлены на информационную
поддержку организаторов детско-юношеского
чтения (в основном, родителей). Первое
направление - встречи родителей с конкретными
специалистами по вопросам развития и
образования своих детей. Второе направление
- это «родительские собрания» в библиотеке,
на которых родителей знакомили с новыми,
а иногда и с забытыми авторами детских
книг, с самыми интересными издательствами,
с сериями книг. Ну и третье направление
- это семейные праздники в библиотеке,
исполнение песен (живая музыка или караоке),
просмотр любимых мультфильмов, сладкий
стол [9, с. 2-3].
В развитых странах понимают,
что детские библиотеки и библиотеки
для юношества нужны для создания
условий, отвечающих потребностям этих
групп населения, и во многом отличаются
от работы взрослых библиотек. Дети и
юношество имеют право на собственный
выбор учреждений, которые нужны
им для развития и социализации. Одной
из главных тенденций последнего десятилетия
в разных странах мира стало усиление
библиотечной работы с детьми.
Это проявляется в следующем:
* в некоторых странах
были приняты новые законы
и планы по развитию библиотечного
обслуживания детей (Дания, Норвегия,
Япония, Корея).
* появились национальные
центры детского чтения и литературы
для детей как "паранациональные"
детские библиотеки (отделения национальных
библиотек), главной задачей которых является
сбор, сохранение и изучение литературы
для детей, а также распространение знаний
о ней (Франция, Япония, Южная Корея и др.);
* стали открываться самостоятельные
детские библиотеки (специализированные
учреждения культуры, обслуживающие
детей и юношей, не входящие
в состав какой-либо публичной
библиотеки, часто расположенные
в отдельном здании) (Великобритания,
Франция, Италия, Китай, Сингапур,
Нидерланды);
* открываются также небольшие
городские библиотеки, призванные
обслуживать детское население
региона (в последние годы детские
библиотеки открылись в Германии,
Нидерландах, Аргентине, на Кубе,
в Индонезии, Китае, в Бенине);
* стали строиться новые,
хорошо оснащённые библиотеки
для детей и подростков (нередко
по специальным архитектурным проектам)
(Сингапур, Нидерланды и др.) [5, с. 6].
Библиотеки в настоящее
время востребованы населением, поскольку
они остаются бесплатными источниками
получения информации, документов, много
делают для организации содержательного
досуга и общения детей и взрослых. Детские
библиотеки накопили большой опыт по информационному
обеспечению образования, воспитания
культуры чтения, приобщения к чтению
с малых лет, патриотическому, правовому,
духовному и экологическому воспитанию
подрастающего поколения. И оказывают
значительную методическую и организационную
помощь родителям и руководителям детским
чтением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнедеятельность любой организации
меняется за счет постоянного появления
новых технологий, новых подходов в организации
деятельности сотрудников. И библиотеки
в этом процессе не являются исключением.
Именно поэтому интерес к инновациям,
организация инновационной деятельности
библиотек имеет тенденцию к разрастанию.
Однако инновацией в библиотеке
может считаться только то, что работает
на улучшение выполнения библиотекой
своих функциональных обязанностей.
Изучив литературу по данной
теме и рассмотрев различные подходы
к определению сущности, классификации
инноваций, позволил установить, что есть
интересные, но разрозненные подходы,
а общего представления еще не сложилось.
Остаются спорными вопросы о содержательном
наполнении понятий, критериях оценки
эффективности инновационных процессов,
классификации инноваций в библиотеках.
Анализ деятельности детских
библиотек по обслуживанию пользователей
позволил сделать вывод, что немаловажным
фактором в развитии библиотек является
внедрение инновационных методов, приёмов
и форм деятельности, новых, нестандартных
решений в области управления, использование
новых технологий, производство современных
информационных продуктов и услуг.
Итогом проведенного исследования
можно считать следующее: в современных
условиях поиск новых форм и методов библиотечной
работы, совершенствование ее содержания,
оптимизация системы взаимоотношений
с читателями на основе подлинного сотрудничества
- все это ведет к возрастанию значимости
детских библиотек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
- Белай, Т. Путешествие в страну Остерляндию, или Как подружить книгу с компьютером [Текст] / Т. Белай // Библиотечное дело. - № 2. - 2011. - C. 13-14.
- Борнеман, О. Урок для маленького гражданина [Текст] / О. Борнеман // Библиотечное дело. - № 14. - 2009. - C. 38-4.
- Бражникова, И.Б. Мы живем вокруг Байкала [Текст] / И.Б. Бражникова // Информационный бюллетень РБА. - № 59. - 2011. - C. 58.
- Бражникова, С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методические аспекты [Текст] / С.А. Бражникова // Библиография. - 2003. - № 4. - С. 35–47.
- Бубекина, Н. Дети ждать не могут [Текст] / Н. Бубекина, Г. Кисловская // Библиотечное дело. - № 16. – 2010. - C. 2-6.
- Бубекина, Н.В. Детская библиотека в библиотечном мире [Электронный ресурс] / Н.В. Бубекина, Г.А. Кисловская. – Режим доступа: http://stroitel-metodist.ru/node/28
- Быкова, Л. «Это очень хорошо и большим и детям» [Текст] / Л. Быкова // Библиотечное дело. - № 16. - 2009. - C. 26-27.
- Вербава, Л.П. Дзіцячыя бібліятэкі Міншчыны: сучасныя тэндэнцыі і перспектывы развіцця [Текст] / Л.П. Вербава // Бібліятэчны свет. - 2011. - № 1. - С. 12-14.
- Веремчук, Л. Радостное чтение: из опыта программной деятельности отдела литературы для детей и юношества Брестской областной библиотеки им. М. Горького [Текст] / Л. Веремчук // Бібліятэка прапануе. - 2011. - № 9. - С. 2-4.
- Ветчанова, О.В. Общение в детской библиотеке: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcfr.ru/journals/91/244/23016/23025/
- В копилку специалиста: Вып. 2 (6). Инновационная деятельность библиотек: основные аспекты, глоссарий, информационно-библиографический список [Текст] / МУК Мясниковского района «МЦБ»: МБО; сост. А.О. Кешешян. - Чалтырь, 2008. - 6 с.
- Войтович, Т.А. Окно в Россию: библиотека – детский туристический объект [Текст] / Т.А. Войтович // Молодые в библиотечном деле. - № 10. – 2008. - C. 126-142.
- Волкова, Н.С. Секция детских библиотек [Текст] / Н.С. Волкова // Информационный бюллетень РБА. - 2011. - № 60. - C. 42-43.
- Горячева, Т.В библиотеку всей семьей! (О возможностях организации творческого развития ребенка в условиях детских и юношеских библиотек) [Текст] / Т.В. Горячева // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. - 2011. - № 2. - C. 39-41.
- Гречко, Г.С. Вектор успешности современной детской библиотеки как средство ее профессионального роста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/048.pdf
- Гречко, Г.С. Инновации как способ выживания [Текст] / Г.С. Гречко // Мир библиографии. - 2006. - № 5. - С. 23-26.
- Гусева, Е.Н. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты [Текст] / Е.Н. Гусева // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 6. - С. 28-41.
- Гусева Е.Н. Библиотечная инновация [Текст] / Е.Н. Гусева // Вестник библиотек Москвы. - 2011. - № 1. - С. 19-22.
- Гусева, Е.Н. Инновационное развитие библиотечной сферы: аналитико-статистический обзор [Текст] / Е.Н. Гусева // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 12. - С. 23-40.
- Илюхина, С. Современный подросток - читатель Российской государственной детской библиотеки [Текст] / С. Илюхина, Е. Колосова // Библиотечное дело. - 2012. - № 1. - C. 35-37.
- Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liibrary.ru/20-innovacii-v-bibliotekax-teoreticheskie-i-metodologicheskie-aspekty.html
- Калашников, Г.И. Мотивация деятельности молодых специалистов как фактор обновления библиотек [Текст] / Г.И. Калашникова / / Молодые в библиотечном деле: кадровая политика. - 2002. - Вып. 1. - С. 130-134.
- Карташов, Н.С. Инновационные процессы: общее и частное [Текст] / Н.С. Карташов // Библиотека. - 1998. - № 3. - С. 39-42.
- Киселёва, Л.Б. Инновации – время искать! [Текст] / Л.Б. Киселёва // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. - № 4. - 2007. - C. 80-104.
- Круглик, Т.А. Слагаемые успешного обучения (Из опыта работы Профи-центра библиотечного развития Липецкой областной детской библиотеки) [Текст] / Т.А. Круглик // Информационный бюллетень РБА. - № 55. - 2010. - C. 101-103.
- Куликова, Е.В. Webлиография для детей и подростков: к постановке проблемы [Текст] / Е.В. Куликова, В.П. Чудинова // Информационный бюллетень РБА. - № 54. – 2010. - C. 37-39.
- Ломановская, Е.Д. Инновационная деятельность библиотек: лекция-консультация [Текст] / Е.Д. Ломановская // Шпаргалки для обучающих. - Вып. № 2 - Ростов н/Д, ДГПБ. - 2001. - С. 3-17.
- Масальцева, В. Инновации в детских библиотеках Минска [Текст] / В. Масальцева // Бібліятэкака прапануе. - 2009. - № 10. - С. 28-30.
- Мельникова, М.В. В начале было Слово. (Из опыта работы Центра русской словесности Вологодской областной детской библиотеки) [Текст] / М.В. Мельникова // Информационный бюллетень РБА. - № 54. – 2010. - C. 30-33.
- Плохотник, Т. Детская библиотека XXI века: стратегия развития [Текст] / Т. Плохотник // Библиотечное дело. - № 10. – 2011. - C. 35-37.
- Ровенская, С. Работа детской библиотеки со взрослым читателем: [работа с учителями; работа с родителями] [Текст] / С. Ровенская // Бібліятэкака прапануе. - 2011. - № 2. - С. 38 – 39.
- Саенко, Ю. Детская библиотека в социокультурном пространстве региона [Текст] / Ю. Саенко // Бібліятэчны свет. - 2011. - № 2. - С. 25-26.
- Сайт Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара. - Режим доступа: http://www.aodb.ru/events/index.php?ELEMENT_ID=1530
- Сачко, Л.М. Детская библиотека : современое состояние, проблемы и пути их решения [Текст] / Л.М. Сачко // Бібліятэкака прапануе. - 2003. - № 5. - С. 22-23.
- Царегородцева, Л. Друг в беде не бросит, или Как имя меняет "характер" [Текст] / Л. Царегородцева // Библиотечное дело. - № 24. - 2008. - C. 17-19.
- Цыганова, Н.Н. Управление инновациями в библиотеке: четыре уровня поиска [Электронный ресурс] / Н.Н. Цыганова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 5-я Юбил. междунар. конф. "Крым 98": материалы конф. / Гос. публ. науч.-техн. б-ка. - Москва, 1998. - Т. 1. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc1/doc114.html
- Чуприна, Н.Т. Инновационная политика библиотеки: региональный аспект [Текст] / Н.Т. Чуприна // Библиография. - 2003. - № 5. - С. 25-34.