Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа
В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.
Таким образом, в библиотечно-информационной сфере произошли существенные изменения, связанные с социальными, экономическими, культурными и технологическими изменениями в обществе. И эти изменения еще не закончились, они продолжаются, наполняются новыми смыслами, требуют изменения и подходов к ним, и технологий их реализации. Поэтому пока еще нельзя заявлять, что существует полностью разработанная методика внедрения инноваций в библиотечную деятельность, завершенная, окончательно разработанная теория инновационного развития библиотек - библиотечная инноватика. Есть настоятельная необходимость продолжать исследования в этом направлении библиотечной науки и практики.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ИННОВАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Процесс создания инноваций затронул и детские библиотеки, так как они являются информационным «ядром» зоны обслуживания особой категории читателей. Библиотечные работники стремительно меняют и совершенствуют технологии работы, но при этом необходимо учитывать, что повышение качества предоставляемых населению услуг не может сопровождаться увеличением объема потребляемых ресурсов (финансовых, энергетических, сырьевых) за исключением информационных. Насколько сложным является выполнение этих условий, показывают ограничения, с которыми уже сейчас сталкиваются все библиотеки мира. Сокращение государственных расходов на культуру поставило под угрозу сохранение численности персонала многих библиотек; низкая заработная плата привела к тому, что молодые квалифицированные кадры уходят в коммерческие структуры, и это в свою очередь говорит о том, что кадровые ресурсы библиотек с каждым годом «стареют». Государство поставило перед библиотеками еще одну задачу: поиск дополнительных источников самофинансирования, а рост цен на печатную, информационную продукцию и новые информационные технологии обострил вопросы комплектования документальных коллекций библиотек и их ресурсного обеспечения. Все это требует от библиотек поиска новых направлений в своей деятельности [28, с. 29].
Особенность детской библиотеки в том, что она декларирует ценность читающего ребёнка и уникальность его духовной практики, выдвигает идею защиты и поддержки духовной жизни ребёнка т. е. выполняет важнейшую социальную роль, приобщая ребёнка к чтению, что очень важно в сегодняшней ситуации кризиса чтения вообще и детского чтения в частности.
Реализация инновационных проектов в условиях детских библиотек происходит по-разному, это зависит от многих факторов, например, от задач конкретной библиотеки, региона, где она находится, персонала библиотеки, контингента читателей и т.д.
Радикальные инновации происходят в детских библиотеках нашей страны и странах ближнего зарубежья. Рассмотрим новшества, апробированные на практике и заявленные как прогрессивные нововведения:
- в центральной детской библиотеке им. Островского в г. Минске организована работа курсов по самостоятельному изучению немецкого языка, а благодаря Шведскому посольству и музею сказок «Юнибаккен» из Швеции здесь организована интерактивная выставка «Карлсон на крыше». И, придя на младший абонемент библиотеки, можно попасть на самую настоящую крышу, где можно побывать в гостях у самого Карлсона.
- Минская детская библиотека №11 напоминает настоящую галерею цветов: здесь собрано более 200 видов различных цветов.
- необычно оформлены книжные выставки в детской библиотеке №10 г. Минска («Да 65-годдзя вызвалення Беларусі»). Гармонично дополняют книжные выставки работы художников, выставки детских рисунков в Центральной библиотеке, детских библиотеках №4, №5 г. Минска [28, с. 29-30].
- интересные идеи по
созданию в библиотеке особой
предметно-эстетической
- в Архангельской областной
детской библиотеке им. А.П. Гайдара
проводятся уроки
- детские библиотеки Украины
так же активно внедряют
- серию мини-книжек выпустила
Иркутская областная детская
библиотека им. Марка Сергеева
в рамках издательского
Кроме всего этого детские библиотеки проводят крупные акции по привлечению к чтению в библиотеки детей, юношество, родителей, успешно работают в помощь патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, много делают по информационному обеспечению профилактики правонарушений, наркомании, пьянства и других вредных привычек, процветающих, к сожалению, уже и в детской среде. В последние годы на базе детских библиотек функционируют центры правового воспитания и образования детей и родителей. Особенно усилилась в настоящее время краеведческая деятельность библиотек, что очень важно для воспитания любви к родине. Много делают они для обеспечения образовательных потребностей школьников и студентов колледжей, техникумов и первых курсов высших учебных заведений. В детских библиотеках создаются психологические службы, оказывающие помощь и в самоопределении, и в профориентации, и в преодолении проблем обучения, и, конечно, в выборе чтения.
С развитием новых информационных технологий детские библиотеки активно вливаются в Web-пространство. Основой для технических инноваций в детских библиотеках служит уже существующее технологическое оснащение, которое дополняется компьютерным парком, внедрением новых технологий. Все это позволяют организовать высокотехнологичную работу, выводят обслуживание на новый уровень, повышая доступность информации, расширяя аудиторию пользователей.
К инновациям технического характера относится:
1. Оборудование новых
мест для пользователей
3. Приобретение специальных аппаратных средств и программ для детей с ограниченными возможностями (например, голосовой браузер для слабовидящих).
4. Создание электронного
фонда редких книг (оцифровка,
обработка, хранение) и предоставление
доступа к нему
5. Ориентирование работы на виртуального читателя (возможность доступа через сайт к ресурсам библиотеки).
7. На базе сетей передачи
- сотрудничество с
8. Автоматизация всех
технологических процессов от
обработки книги до
9. Демонстрационное оборудование (квазистереоскопический телевизионный комплекс, домашний кинотеатр с широкоформатной плазменной панелью).
10. Подписка на электронные ресурсы, базы данных.
В Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга в ближайших планах намечено использовать все эти технологии при организации обслуживании пользователей библиотеки. На сегодняшний день в этой библиотеке эффективно используются только некоторые технические инновации из выше перечисленного списка. Такие как, электронные информационные ресурсы и базы данных (Оnline базы данных: «Центральная пресса России», «Все энциклопедии Рубрикона», Интернет-библиотека СМИ Public.Ru» и др.; Web-ресурсы: Виртуальный Петербург, Детские web-ресурсы, Права детей и т.д.; Виртуальные выставки: «Евгений Медведев. Иллюстрации. Рисунки», «Петербургская детская книга», "Царь русской книги" и многие другие) [12, с. 132)].
Активно использовать все
возможности информационных технологий
для продвижения книги и
При проведении мероприятий
в Центральной детской
В детских библиотеках
Республики Беларусь в последние
годы также активно внедряются технические
инновационные формы. Так, например,
в Центральной детской
В связи с влиянием компьютерных и интернет-ресурсов, явно меняется информационная функция детской библиотеки. В связи с этим появляются новые направления деятельности:
- интернет, безопасный для ребенка;
- формирование умений
критически относиться к
- возрастание роли навигаций в Интернет [8, с. 42].
Свой сайт, собственные
электронные продукты имеет и
Централизованная библиотечная система
для детей г. Николаева. ЦДБ участвует
в Корпорации крупных библиотек
города по созданию каталога периодических
изданий, в национальном проекте
«Объединенная виртуальная