Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа
В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.
В связи с глобальной информатизацией
и переходом пользователей
Автоматизация рабочих мест
потребовала изменения
Процесс развития и внедрения
всех предыдущих видов инноваций
повлек также некоторые структурные
изменения внутреннего
В Липецкой областной детской библиотеке функционирует Профи-центр библиотечного развития, созданный на базе координационно-методического отдела. Он оказывает консультационную и практическую помощь специалистам библиотек, обслуживающих детское население. Нововведением в деятельности Профи-центра стало проведение исследований, одно из которых посвящено теме: "Инновационная деятельность детских библиотек области (психология восприятия изменений)". Целью исследования стало изучение изменений, происходящих в библиотеках Липецкой области, и отношение к ним библиотечных работников [25, с. 101].
В Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга организован Мультимедийный читальный зал, в котором можно воспользоваться службой INTERNET-сервис; энциклопедиями, учебниками и игровыми программами на CD-ROM [12, с. 132].
В Вологодской областной детской библиотеке создан Центр русской словесности. Его главная задача - повышение статуса чтения в сознании подрастающего поколения, воспитание ребёнка как читателя. Содержание работы Центра русской словесности направлено на то, чтобы помочь сформировать у детей художественный вкус путем приобщения к творчеству лучших русских поэтов и прозаиков. Через русскую словесность показать красоту и мощь родного языка, укрепляя тем самым их души, научить детей испытывать счастье от родного слова, развивать "чувства добрые". В работе Центра используются разнообразные формы: книжные выставки, выставки-викторины, выставки детских творческих работ; проводятся Недели русского языка, выпускаются лингвистические газеты [29, с. 31].
Сама жизнь привела к созданию отдела литературы на иностранных языках в Центральной детской библиотеке г. Минска, открытию информационно-культурного центра Японии в детской библиотеке № 5, открытию центров самостоятельного изучения иностранных языков (в Центральной детской библиотеке с помощью посольства Германии и института имени Гётэ организована работа курсов по самостоятельному изучению немецкого языка, с помощью турецкого общества «Дружба-Достлук» работают курсы по изучению турецкого языка) [34, с. 23].
Новые управленческие структуры - межпоселенческие центры библиотечного обслуживания образованы в Комсомольском и им. Лазо районах Хабаровского края. Так, например, в Комсомольском муниципальном районе путём слияния Центральной районной библиотеки и центральной детской библиотеки образован МУК "Межпоселенческий центр библиотечного обслуживания". Центр наделён статусом юридического лица. А также в связи с ликвидацией отдела культуры и досуга путём слияния Межпоселенческого объединения библиотек и Межпоселенческого музея бывшая ЦБС района трансформируется в новую модель - Межпоселенческий информационный библиотечно-музейный центр (куда вошли Центральная и детская библиотеки) [24, с. 81].
Благодаря всем этим программам
и нововведениям библиотекарям
удалось создать новую модель
детской библиотеки, расширить и
углубить ее деятельность, сделать
ее конкурентоспособной на рынке
информационно-образовательных
2.2. Инновации в обслуживании различных категорий читателей детских библиотек
Никакие серьёзные перемены в библиотеке невозможны без изменения отношения библиотекаря к читателю, без тёплой атмосферы сотрудничества взрослых и детей. Сегодня перемены в библиотеках осуществляются исключительно технократически, поэтому ничтожны изменения к лучшему. Технократические изменения не затрагивают сути библиотечного дела, они лишь придают библиотеке современный внешний вид и создают удобства библиотекарю и пользователю. Основой современной детской библиотеки являются не столько автоматизированные библиотечные техники и технологии, сколько новаторские способы работы с читателями.
Детская библиотека организует библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 14 лет включительно). Кроме этого обслуживает родителей, организаторов и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детской библиотеки – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой и отечественной культуры. Отсюда вытекают обязанности детских библиотек по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку библиотек, основания для оценки их деятельности.
Как писала Г. Мистраль, «дети не могут ждать», поэтому удовлетворение их потребностей должно носить сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас». Это значительно затрудняет библиотечную работу с детьми и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, – создание культурной среды развития личности ребенка [6].
К сотруднику детской библиотеки предъявляются особые требования: он должен быть терпелив, объяснять одно и то же много раз одному и тому же читателю; уметь доходчиво, просто и интересно отвечать на самые сложные вопросы; быть любознательным, много читать, знать психологию и педагогику. Работа с детьми строится на главных педагогических принципах: дифференцированном (работе с отдельными возрастными группами) и личностном (индивидуальном подходе к каждому читателю) [10]. С ребёнком должны работать знающие психологию и педагогику детства специалисты, хорошо знакомые с детской литературой и способами её преподнесения детям [5, с. 5].
При обслуживании читателей-детей нужно учитывать их возрастные и психофизиологические особенности. Ведь если в зрелом возрасте разница в пять и более лет почти не заметна, то в дошкольном, подростковом и юношеском возрасте даже один год составляет целую эпоху в становлении личности. Знание возрастных особенностей, постоянное их изучение - непременная предпосылка для эффективной работы.
По мнению библиотекарей МУК "ЦСДБ им. А.С. Пушкина", г. Сарова Нижегородской области, в работе с малышами всегда помогает наглядность (яркая театрализация, видеоряд). С огромным удовольствием они участвуют и в самодеятельных концертах. Самое главное - строго придерживаться регламента (максимальная продолжительность - 35-45 минут), делать динамические тематические паузы, помогающие и закрепить материал, и расслабиться [30, с. 37].
Правовые знания детей и подростков находятся на очень низком уровне. Далеко не каждый ребёнок знает, как защититься от каких-либо неправомерных действий, какая ответственность грозит за то или иное правонарушение. Именно по этой причине в библиотеках, входящих в Централизованную систему детских библиотек г. Ярославля, уже сложилась система гражданско-правового просвещения юных читателей. В библиотеках представлены подборки книг, книжные и журнальные выставки, тематические полки и уголки правовой информации, способствующие популяризации правовых знаний среди детей и подростков.
Практически все библиотеки, входящие в Централизованную систему детских библиотек г. Ярославля, работают совместно с инспекциями по делам несовершеннолетних. Правовые часы "Человек, государство, закон", "Наши права"; вечер-размышление "Жизнь на обочине. Беспризорник"; ролевые правовые игры "Знаешь ли ты закон?", "Я и право", "Имею право", "Мы сами делаем будущее" были проведены в детских библиотеках города с участием специалистов разного уровня и профиля деятельности. На этих встречах инспекторы рассказывают о правах и ответственности подростков, материал закрепляется демонстрацией видеофильмов, ролевой игрой, викториной, проводятся практические занятия, тестирование, анкетирование, что позволяет подросткам усвоить трудный материал, в дальнейшем справляться с похожими ситуациями в реальной жизни. Иногда ребята очень большой интерес и готовы слушать и спрашивать часами. Все занятия проходят в интерактивной форме [2, с. 38].
Главные цели прихода подростков в библиотеку: исключительно учебная (получить дополнительную литературу и информацию к урокам) и досуговая. Как правило, они стремятся совместить учебные задачи с поиском интересной литературы "для души". Они посещают, в основном, абонемент обслуживания 5-11-х классов, предпочитая брать художественную литературу на дом. Некоторые подростки ходят в отдел литературы на иностранных языках, посещают читальный зал, интернет-класс и видеозал [20, с. 35].
У подростков пользуются успехом творческие презентации и праздники, завершающие конкурсы, ведь такой праздник - результат совместного труда библиотекаря и читателя, а зрителями, как правило, являются сами авторы и их "группа поддержки" в лице родителей, одноклассников и друзей. При проведении тематических вечеров или игровых программ хорошо зарекомендовал себя такой приём, как "зрительское жюри" или "зрительское мнение". Сценарии мероприятий, посвящённых модным молодёжным направлениям, мы пишем вместе с ребятами. Ещё один хороший приём - тактика "альтернативных мнений", которую мы применяем при обсуждении книг: двое ведущих высказывают противоположные мнения о тексте и убедительно аргументируют их. Это позволяет избежать ответов "как хочет взрослый", заставляет подростков размышлять [30, с. 37].
В обслуживании взрослого читателя на базе детской библиотеки выделяют две группы читателей: учителя (организаторы детского чтения) и родители.
Одним из основных направлений
деятельности детских библиотек
является информационная поддержка
школ всеми формами и методами
информационно-библиотечного
Во многих детских библиотеках организуются круглый столы, консультации, книжные выставки, работают консультативно-информационная службы, готовятся рекамендационные указатели, проводятся тренинги и многое другое.
Общеизвестно и научно доказано, что главным институтом воспитания является семья. Ведь именно в семье ребёнок получает свой первый жизненный опыт, учится вести себя в обществе и формирует систему ценностей. И роль родителей здесь особенно важна. Все дети хотят быть увиденными, услышанными и любимыми. Поэтому многие подражают своим родителям, которые в свою очередь учат по принципу "делай как я". А если взрослые не ходят в библиотеку, не читают, не развиваются разносторонне, то и дети не станут этого делать. И сегодня приобщать к культуре и творчеству надо не одного ребёнка, а всю семью, чтобы родители, посещающие библиотеку и принимающие участие в проводимых в ней культурно-массовых мероприятиях, подали пример своему малышу. Ведь все знания, передающиеся детям, должны подкрепляться действиями.