Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:28, курсовая работа
В начале 1990-х годов, когда библиотеки столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование, они начали позиционировать себя как центры информации. Изменения в социально-экономической жизни потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Сегодня библиотечный мир переживает инновационный бум. Библиотеки активно перестраивают не только свою структуру, но и содержание работы. Сегодня стали актуальны нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации. По частоте употребления это слово не знает себе равных.
во-вторых, утрата библиотеками естественной монополии в области предоставления документированной информации, появление конкурентов и альтернативных источников информации и информационных услуг, что приводит к повышению требований к номенклатуре библиотечных продуктов и услуг, гибкости в формах их предоставления, значимости таких параметров, как качество деятельности и компетентность персонала.
Существуют и некоторые "опосредованные" причины, наиболее важные среди которых - объективные изменения, произошедшие и происходящие в политической, правовой, социальной, культурной, экономической, научной, технической сферах деятельности общества (страны и мира), а также некоторая "рефлексия изменчивости" - осознание того, что дальнейшее развитие общества может быть только инновационным, превращение инновационности в непрерывный процесс деятельности.
Последняя причина "провоцирует"
перенесение принципов
Что же касается основной задачи внедрения новшеств в библиотеку, то Н. Карташов ставит на первое место воспитание у библиотекарей творческого отношения к своей работе. При этом воспитание творческой активности он разделяет на три последовательные стадии: выработка стремления к реализации библиотечных процессов и организации труда; помощь работникам в поисках проблем, ждущих своего совершенствования; овладение методикой аналитической и научно-методической работы [23, с.40].
Успешное инновационная деятельность сегодня невозможна без определенных условий и особенностей ее реализации. Основные из них:
1. Инновационное развитие библиотечного дела - не мода, а вектор, поэтому инновационно развиваться придется постоянно, это непреходящее явление.
2. Библиотечная инновация
- это и процесс, и результат
деятельности, результат процесса.
Только такое понимание
3. Инновации в библиотечном деле имеют свою специфику, поэтому не стоит переносить все наработки из экономики, коммерческой сферы в библиотечно-информационную. Они могут "не сработать", "не подойти", "не дать требуемого эффекта"; могут иметь отложенный (или неявный) результат.
4. В библиотечной инновационной
деятельности нет четких
5. Любая инновация со
временем неизбежно
6. Библиотечные инновации
интерактивны, в них всегда присутствует
обратная связь, но при этом
необходимо учитывать
7. Инновационность - динамическая характеристика, невозможно стать инновационным раз и навсегда; поэтому среди "инноваторов" не может быть победителей и побежденных, лидеров и отстающих (несмотря на некий элемент соревнования); к тому же настоящая инновационность - дело отнюдь не показное (разговоры о собственной инновационности не создают инновации, но могут порождать неприязнь и скептическое отношение и к понятию инновация, и к инновационной деятельности).
8. Инновация как деятельность
(а не некая креативная идея,
к сожалению, эти понятия
9. Инновация в библиотеке
- это успешная попытка
Е.Д. Ломановская в свою очередь считает, что для успешной реализации инновационной деятельности в библиотеке нужно, чтобы сложились такие условия как:
1. Инновационная деятельность – это труд, требующий обширных знаний, изобретательности, предрасположенности. Исполнители должны быть усердными, настойчивыми, целеустремленными. Без этих качеств невозможно введение инноваций.
2. Чтобы преуспеть, новаторы должны исходить из своих сил и способностей. Ответственность принимаемых решений требует учета и оценки собственных сил.
3. Нововведения воздействуют на общество, оказывая воздействие на процесс деятельности людей [11, с. 4; 27, с. 12].
Таким образом, при создании этих условий результатом инновационного развития является:
• обеспечение нормативных условий формирования, сохранения и развития библиотечно-информационных ресурсов и их доступности;
• развитие системы менеджмента с целью повышения качества услуг библиотеки до уровня нормативных требований;
• эффективное использование потенциала библиотеки для развития экономики, решения социальных и культурных задач страны, региона [18, с.20].
1.2. Классификация библиотечных инноваций и структура инновационной деятельности
Группировок инноваций (типологий и классификаций) по различным параметрам много. Основной классификацией можно считать группировку инноваций по влиянию, в соответствии с которой выделяются два основных вида и один дополнительный:
1. Базисные, радикальные, т.е. меняющие основные положения, парадигму;
2. Модернизирующие,
3. Псевдоинновации - незначительные (эстетические, имиджевые и т.д.) улучшения [17, с. 35].
В России широко используется классификация Е.Д. Ломановской, которая представляет следующую виды библиотечных инноваций:
По признаку содержания:
1. Продуктивные нововведения – создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или совершенствование существующих. Ориентированы на пользователей, общество и сотрудников, внедряющих новшество.
По признаку новизны:
1. Радикальные
- внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих выполнение отдельных или всех библиотечных процессов;
- использование в автоматизированных
системах новых технологий;
- изменения в законодательстве, которые
могут повлиять на деятельность библиотек;
- социальные перемены (например, изменения
численности, состава и размещения населения);
- внедрение новых видов услуг (выдача
на дом программных продуктов, сервисное
обслуживание определенных групп населения);
- изменения в финансировании;
- реорганизация;
- переезд на новое место;
- строительство нового здания.
2. Модифицирующие
- изменение формы или размера
печатной продукции библиотеки;
- расширение какого-либо вида услуг [27,
с. 13-15].
Основными типами инноваций, с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности, являются:
1. Технологические - деятельность, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительно технологически усовершенствованных. Технологические инновации в свою очередь делятся на:
- продуктовые, означающие разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. При этом технологически новый продукт - продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов; а технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность;
- процессные - разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая и методы передачи продуктов.
2. Организационные инновации,
направленные на повышение
3. Маркетинговые инновации
(новые или значительно
По качеству изменений различают два типа инноваций:
- содержательные,
- организационно-управленческие.
Содержательные инновации - изменяют, дополняют традиционные и образуют новые библиотечные услуги, формы работы, а организационно-управленческие инновации - создают новые структуры в библиотеках, формируют новую систему управления. Различаясь динамикой, оба типа библиотечных нововведений носят вероятностный характер. Поскольку они рождаются из личностной инициативы, то возникают спонтанно, часто в нескольких библиотеках одновременно [21].
Каждая деятельность имеет свою структуру и инновационная деятельность не исключение. Так реализация инновационных идей происходит в 4 уровня:
1.Первый уровень – методологический. Он определяется новыми подходами к построению отдельных видов библиотечной деятельности. В начале 90-х годов методология "школы вальдорфской педагогики" была положена в основу программы "Книга, библиотека, личность молодого читателя".
Идея гуманизации, реализованная в педагогику сотрудничества, явилась залогом успеха в работе с читателями.
2.Второй уровень инновационной деятельности включает организационно-структурные преобразования. Причем преобразования ни в коем случае не должны вестись во имя реорганизаций. Их задача - решить сущностные, базисные проблемы совершенствования библиотечного процесса.
К этому уровню инновационных преобразований можно отнести и создание разнообразных клубов по интересам, творческих объединений и консультационных центров. Отдельные инновационные коллективы добиваются статусного изменения своего учреждения, становятся информационным или молодежным центром, центром гуманитарной культуры и т.д.
3.Третий уровень инноваций охватывает глубинные содержательные процессы. Именно он и обеспечивает высокое качество библиотечной работы.
Этот содержательный уровень требует четкой стратегии, реализация ее демонстрирует развитость управленческого и профессионального кругозора руководителя.
4.Четвертый уровень инновационной деятельности связан с поиском и реализацией новых библиотечных, информационных и управленческих технологий.
Для молодых читателей, по
словам автора, информационные технологии
открывают доступ к информации, а
значит знаниям, дают совершенно новые
возможности для обретения
Говоря об инновационном развитии, необходимо постоянно помнить о структурности инноваций, или их уровнях, которые касаются библиотеки. Первый уровень можно назвать "микроуровнем", или "внутренними" инновациями: речь идет об изменениях внутри самой библиотеки (учреждения) безотносительно к тому, к какой именно структуре (отделу, процессу) они относятся. Второй уровень можно обозначить как "макроуровень", или "внешние" инновации - они относятся к взаимодействию библиотеки с внешней (но близкой) средой. Это могут быть изменения в отношениях библиотеки с местным сообществом, в формах и видах представления результатов своей деятельности потребителям либо в позиционировании и восприятии библиотеки тем обществом, в котором она непосредственно находится.
Третий уровень (с достаточной
долей условности) можно назвать
"мегауровнем". О нём можно говорить
в том случае, когда изменения (или их совокупность),
произошедшие в деятельности библиотеки,
влияют на развитие (или изменение) характеристик
общества. Это неявный уровень, но в инновационной
деятельности библиотек он присутствует
и учитывается. Связано это с тем, что любая
социально-