Инновации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:42, реферат

Краткое описание

Инновационный процесс является обязательным и основополагающим условием обеспечения конкурентоспособности производства и продукции, завоевания и удержания позиций на рынках, повышения производительности, а в итоге и эффективности как предприятия, так и экономики в целом.

Файлы: 1 файл

Инновации в России.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Инновации в России 
 

     Российская  Федерация, встав на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое  экономическое сообщество, в его  рынки, в том числе и в рынок  инноваций. Общеизвестно, что инновации  позволяют быть первыми в жесткой  экономической конкуренции на мировых товарных рынках и получать солидные финансовые дивиденды на базе новых технологий. Хорошо понимая это, развитые страны всемерно поддерживают инновационные процессы, и это является их технологической политикой. На долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих передовые знания или решения, в развитых странах приходится до 80% прироста ВВП. Там полным ходом идет работа по созданию единой базы данных, концентрации финансов на ключевых направлениях, поддержке малых и средних предприятий, внедряющих у себя инновации. Такие предприятия имеют существенные налоговые льготы, для них создается надлежащий налоговый климат, стимулируется обучение их работников.

     Инновация (нововведение) – деятельность, имеющая конечным результатом получение нового или усовершенствование имеющегося продукта, услуги, формы организации производства, управления или технологии.

     Инновационная деятельность – процесс создания, освоения и распространения инновации.

     Инновационный процесс является обязательным и  основополагающим условием обеспечения конкурентоспособности производства и продукции, завоевания и удержания позиций на рынках, повышения производительности, а в итоге и эффективности как предприятия, так и экономики в целом.

     Инновации принято подразделять на две категории: технологические и нетехнологические. К инновациям технологической категории относятся изменения, касающиеся средств, методов, технологий производства. Нетехнологические инновации – это инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера.

     Первая  волна инноваций пришлась на конец 1970-х – начало 1980-х, когда ускорение  научного прогресса и начало информационной эры выбросили в жизнь множество  малых компаний, из которых в скором времени выросли гиганты, подобные «Майкрософт», «Эппл», «Ай-Би-Эм». Вторая волна пришла в конце 80-х. В первую очередь инновации затрагивали системы управления за счет внедрения нового программного обеспечения и всеобщей компьютеризации производства. Что же касается России, то кризис 90-х привел к резкому сокращению расходов на инновации. Вместе с тем, следуя в общемировом фарватере, Российская Федерация в те годы избежала излишних трат на инновации, сконцентрировавшись на решении сиюминутных вопросов выживания. Третья волна стала следствием интернет-бума второй половины 1990-х годов.

     В настоящее время мы переживаем четвертую  волну инноваций. Практически весь мир отказался от спекуляции инновациями (для этого нашлись иные инструменты  – в первую очередь финансовые и нефтегазовые). Сейчас в моде традиционные инновации второй – четвертой категорий. То есть прорывных инноваций в настоящее время никто особо не ждет, более того, их считают даже вредными. А вот глубокие изменения уже существующих продуктов и технологий приветствуются, равно как в почете сейчас и малые инновационные формы. В подобной ситуации у России, накопившей довольно большие резервы для инвестиций, открывается грандиозное пространство для действий. Чуть больше амбициозности, чуть больше смелости – и наша страна получает возможность сделать тот самый рывок, о котором мы говорили в начале. Это тем более важно, что в настоящее время растет значение таких новых отраслей, как биотехнологии, в бешеном темпе развивается фармацевтика, а в интеллектуальной сфере царит затишье перед бурей, что явно требует культурных и социальных инноваций.

     центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных  инновационных инкубаторов или  ускорителях по образу и подобию  модели Idealab или Y-Сombinator. Принимая во внимание отсутствие развитого среднего класса, хай-тек-предпринимателей, непреодолимую бюрократию и скудость финансирования, эти частные инкубаторы — важнейший источник рождения высокотехнологических стартапов. Инкубаторы могут специализироваться в области биологии, возобновляемых источников энергии, интернета и т.д. Инкубаторы дают финансирование на первые этапы стартапа и на доказательство правильности концепции. Но финансирование — это ещё не решение проблемы. Они собирают предпринимателей и профессионалов из нужных областей, чтобы генерировать инновации. Их советы, управление и творчество превращают изобретение в новые продукты и услуги. В состав инкубаторов входят предприниматели-идеологи, внедренцы (для внедрения видения), администраторы (для построения структуры бизнеса), рыночные эксперты, бизнесмены, юристы и интеграторы, которые всё объединяют. Инкубаторы должны привлекать большое количество иностранных экспертов для передачи опыта и культуры инновации.

     Поскольку работа частных инкубаторов очень сложна, государство может сделать три шага для улучшение шансов на успех. Во-первых, государство должно их достаточно финансировать. Этим инкубаторам потребуется довольно много специалистов, поэтому они не могут быстро стать прибыльными, а постоянная забота о привлечении дополнительного финансирования отвлечёт их от главной задачи. Во-вторых, надо терпеть риски и неудачи. Среднее количество неудач в Кремниевой долине 10:1. В России количество будет поначалу гораздо выше, но со временем и опытом это соотношение станет более приемлемым. Государство и его программы должны содействовать накоплению опыта и реинтеграции тех, кто участвовал в неудачных стартапах, потому что их мудрость и знания являются ещё более ценными для следующих стартапов. В-третьих, для того чтобы следить за развитием, установлением количественных показателей, накоплением опыта и передачей его другим инкубаторам, должна быть создана многопрофильная некоммерческая организация.

     Частные инкубаторы не представляют никакой  конкуренции венчурным инвесторам, поскольку они создают стартапы, которые со временем станут объектами дальнейшего венчурного инвестировании. Всё равно венчурные инвесторы не занимаются инкубацией и, очевидно, без них потеряли уже немало денег в России.

     Эффективность таких частных инкубаторов создаст спрос на быстрое прототипирование, производство и расширение их возможностей. Возможная роль «Сколково» может состоять в обеспечении профессиональной координации таких инкубаторов, что значительно увеличит инновационную синергию и передачу опыта. Применение на практике изложенных идей потребует профессионального руководства и опытного управления, поскольку, несмотря на существование передовых методик, использование их в России скорее походит на искусство, чем на науку. Прорывы хай-тек-стартапов не только дадут впечатляющие результаты, но и изменят имидж России, которая установит новые партнёрские отношения с глобальными корпорациями (и связанные с этим потоки инвестиции в экономику в целом). Такой подход может принести именно те плоды, которые лидеры России ожидают от инноваций.

     Реализация  национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение  профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

     Главное назначение ресурса – оказание информационной поддержки всем, кто принимает управленческие решения на уровне администраций образовательных учреждений региона, всем участникам инновационного процесса в образовании.

     Так, в топливно-сырьевом комплексе инновационная  политика ориентирована на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

     – в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов;

     – в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития глубокой переработки нефти, внедрение катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок;

     – в угольной промышленности - на улучшение свойств угля на основе новых технологий глубокой переработки, обогащения и брикетирования, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водо-угольной суспензии, совершенствование открытого способа разработки месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также внедрение автоматизированных комплексов и микропроцессорных контрольных сетей;

     – в электроэнергетике инновационная политика сконцентрирована на использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе, применении новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитии малой и нетрадиционной энергетики, решении проблем захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива и повышении эффективности передачи электроэнергии на большие расстояния;

     – в транспортном комплексе инновационная политика ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем;

     –в металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсои энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

     Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

     В машиностроительном комплексе инновации  ориентированы на технологическое  перевооружение производств за счет автоматизации проектирования и  изготовления продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов, автоматизации сборочных процессов, развития методов диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

     Уточняются  и формируются приоритеты инновационной  политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике  и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение получили экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

     Инновационная десятка российских регионов

     Томская область -

     Старт проекта «ИНО Томск 2020», предусматривающего создание Центра образования и разработок в Томске. Ряд экспертов рассматривают Центр как конкурента инновационного центра «Сколково», однако руководство Томской области подчеркивает неконфликтный характер проекта и его естественное развитие в течение длительного времени.

     Утверждение губернатора Виктора Кресса главой Ассоциации инновационных регионов России.

     Nokia Siemens Networks, ОАО «Роснано», научно-производственная  фирма «Микран» приняли решение  о создании производства телекоммуникационного  оборудования четвертого поколения LTE в особой экономической зоне г. Томска.

     Председатель  Правительства РФ В.В.Путин провел в Томске совещание по совершенствованию  инструментов инновационного развития в регионах.

     Регион  начал активное продвижение в  федеральном публичном пространстве. В конференции «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии», проведенной в рамках Гайдаровского форума-2011, приняли участие губернатор области Виктор Кресс и первый зам. губернатора Оксана Козловская (курирует инновационное развитие).

     Победа  Томского политехнического университета в конкурсе на получение гранта Правительства РФ.

     Создание  в Томском университете систем управления и радиоэлектроники двух новых научно-исследовательских  институтов.

     Объявление  о планах продвижения томских  разработок на мировом уровне под знаком «Made in Tomsk».

     Московская  область - Активизация двух ключевых игроков рынка инновационного развития – инновационного центра «Сколково» и ОЭЗ технико-внедренческого типа «Зеленоград»:

     - Назначение и старт работы  руководителей кластеров «Сколково».

Информация о работе Инновации в России